|
Его «Величество» стресс. Часть вторая: дитя человеческое…Автор статьи: Косинцев Владимир Георгиевич
Его «Величество» стресс. Часть вторая: дитя человеческое… Мы устроены таким образом, что очень стараемся забыть моменты, приносящие в наш мир хаос, неразбериху или любые негативные эмоции, однако, внутренний «навигатор» постоянно разворачивает нас «face-to-face». Как игнорировать внутреннюю «дорожную карту», если мы вначале намеренно задали курс из пункта «А» в пункт «В»? Что получим, внося коррективы в виде жалости, неприязни или ненависти к себе? Негативные эмоции действуют на все, без исключения, системы нашего тела. Помните фразу: «Я не перевариваю этого человека…». Какие органы и энергии, в них протекающие, будут блокированы в первую очередь? Желудок и желудочно-кишечный тракт, который на уровне эмоций и впечатлений перестанет «переваривать» не только события, но и пищу. Год-два и нате вам: гастрит или язва. Вы чего-то боитесь, но при этом, не понимая, насколько серьезной и объективной является угроза извне, даете повод подготовить свое тело к перенесению сверхнагрузок – эмоциональных или физических. Тело реагирует мгновенно, независимо от того, реальная угроза для здоровья и жизни или созданная на уровне воображения, воспоминания, впечатления или, скажем, в виде реакции на сюжет фильма с экрана телевизора. Кортизол, адреналин, норадреналин, повышенный уровень сахара в крови и все для того, чтобы «адекватно» противостоять зачастую вымышленным и надуманным угрозам. Честность к самому себе, простота и доступность излагаемого из вашей памяти, поможет освобождению тех блоков, которые находятся в теле. Оно сразу же отзовется благодарностью и готовностью к самовосстановлению. Пусть ваши слова будут просты, ведь их эффективность зачастую зависит от вложенного смысла, а не от напыщенности и важности «эпизода». Принятие себя в данной ситуации сама о себе стоит многого, ведь благодаря признанию в себе какой-либо проблемы мы получаем доступ к внутренним архивам, ресурсам и ее решению. Мы часто не приспособлены к вызовам современного мира, наши адаптивные возможности ограничены и это вызывает естественные реакции организма: защищаться, прятаться, изолироваться. При этом часто мешающие ненависть к себе, самобичевание и заниженная самооценка ставят непреодолимые барьеры на пути к психическому и физическому здоровью. Здесь поможет правильная оценка и осознание существующей проблемы. Раскройте самому себе «тайну», которую вы храните за семью печатями, боясь признаться в ее существовании даже себе. Здесь важно всё: образы из вашей памяти, ощущения, запахи, напоминающие время и места травматического события: всё должно быть объединено вместе. Обозначение своих чувств и эмоций крайне важны, ведь признание того, что я позволяю себе то, чего раньше не мог и помыслить, скажем, злиться на собственных родителей, открывают возможность исцеления ран души, кровоточащих многие годы… Чем большее количество деталей вы вспомните, тем более результативным будет итог ваших усилий. Тело отреагирует незамедлительно, ведь оно посылало сигналы ранее, отзовется и теперь. Это как маленький ручей, перегороженный большим камнем, не может течь по старому руслу, но как только преграда устранена, вода, а с ней и потоки энергии, устремятся в заданном направлении, с заданной скоростью и интенсивностью. Подсознание пытается защитить нас от повторной травматизации и таким образом мы не видим всех слоев проблемы, которую важно решить. В итоге мы останавливаемся, топчемся на месте, не предполагая, что же делать, чтобы получить положительный результат. Если человека потрясывает только от одного воспоминания о давней трагедии или происшествии, а такие детали видны и ощущаются явно, важно понять, какие из переживаний остались внутри, что мы не готовы или не можем отпустить. В данной ситуации можно оценить уровень беспокойства или напряжения, скажем, по десятибалльной шкале и, оценив его, использовать самостоятельно, но лучше со специалистом работая в специальных техниках, снижающих уровень напряжения, минимизирующих бессознательное сопротивление. Наше сознание избирательно и часто мы не хотим разрешить себе отпустить человека или ситуацию, предполагая, что с ним исчезнут воспоминания и чувства, связывающие обстоятельства в единое целое… но здесь, вероятно, и кроется корень причины, которая удерживая нас в ограниченном пространстве из воспоминаний и впечатлений, сковывает и нас и наши потенциальные возможности. Когда мы пытаемся анализировать происшествие, состоящее из огромного количества деталей, некоторые из них, а, возможно, ключевые, могут ускользать из фокуса внимания. Следствием становится еще большее напряжение и истощение организма на эмоциональном и физическом планах. По статистике, более семидесяти процентов наших мыслей отрицательного характера, а такие мысли крадут нашу силу, нашу жизненную энергию… Готовность принять себя и полюбить, независимо от случившего травматического события, ключ к исцелению. Полезным упражнением будет сознательный контроль над появившимися болями в теле: что произошло перед тем, как она появилась, звонки, реакции на людей или обстоятельства, вызывающие напряжение или эмоциональный дискомфорт.… Как только у вас получилось выявить причину, эмоциональную подоплеку, начинаются физические изменения, вы словно обретаете второе дыхание. Детские воспоминания более яркие и значимые для ребенка и то, что является обыденным для взрослого, может нанести травму его пока не сформированному мировосприятию. Там, где порог стрессочувствительности выше, чем стрессоустойчивость, происходит выход за рамки адаптационной нормы и вызывает сбой в системе восприятия реальности в ее непрерывном потоке, целостности. Врожденные способности, задатки, таланты есть у каждого и важно увидеть их и помочь ребенку реализовать свой творческий потенциал в любых областях жизнедеятельности. Но любое нервное потрясение, стресс, может сказаться на восприятии реальности в истинном, неискаженном свете. Эмоциональное реагирование на активность ребенка, на его желание везде залезть, все потрогать руками, разобрать или сломать, воспринимается взрослыми по-своему и случается непоправимое: взрослый объявляет ребенку, что тот плохой или глупый и дитя воспринимает такое послание от взрослого, как истину в «первой инстанции». А ведь ребенок, таким образом, изучает и познает мир. Сколько идей, умерщвленных творческих порывов уходит в никуда? На кону стоит вопрос об эволюционном развитии человека, как вида: зачем все делать идеально, ведь взрослые все равно скажут, что это неправильно, подвергнут критике, дадут собственные, субъективные оценки? Всё это лишь защитные механизмы, срабатывающие на бессознательном уровне взрослого человека, который в своё время был принижен или оскорблен своими же родителями. Перфекционисты – взрослые, которым ставили недостижимые цели, зачастую не реализованные самими же папами и мамами. В детстве наверняка была ситуация, позже закрепленная, как модель поведения, когда ребенок «понимает», что все нужно делать идеально, ведь только в этом случае вероятно поощрение от родителя, который будет любить чадо за хороший поступок или высокую оценку по контрольной работе… Простой пример: отец, возвращаясь из командировки, больше внимания и любви отдает одному ребенку, скажем, младшему, а второй при этом чувствует собственную ущербность, задается вопросами: «Чем я хуже? Почему его берут на руки, а не меня?». Что он станет делать? Доказывать значимому Взрослому насколько он хорош во всем: оценки в школе, примерное поведение, помощь взрослым по дому, даже не понимая на сознательном плане, а нужно ли так поступать или почему нужно делать именно так, а не иначе. Внутренняя энергия тратится впустую, ребенок получает второй, третий шанс «исправить» свое поведение, чтобы его заметили и дали лестную оценку его действиям. В раннем возрасте дети учатся всему у взрослых, они открыты новому. Мироощущения, которые получает ребенок до шести-семи лет из окружающей реальности, формируют его мировосприятие, осознанное восприятие окружающего мира, в последующем сказывающемся на формировании характера, особенностей поведения и личностных черт. Копируя поведение родителей, ребенок бессознательно вырабатывает навык поступать стереотипно. Шаблоны, усвоенные детьми, следуют за ними по жизни и часто, не отдавая себе отчета, взрослый поступает вопреки своим желаниям или внутренним импульсам. Главенствуют бессознательные принципы, усвоенные в детстве, полученные в процессе воспитания, вопреки принципам, потребностям и желаниям. Если в семье присутствует насилие и младшие дети в семье видят физические наказания старших, они сделают всё, чтобы «карающая рука» миновала их головы. Принцип поведения, как алгоритм действия: «Я должен быть лучшим и тогда меня не побьют». Страх, чувство обиды и вины за братьев складываются в устойчивые модели поведения, когда в зрелом возрасте они воплощаются в идеи спасать или быть агрессивными по отношению к младшим и слабым. В детстве, будучи слабым, беспомощным, ребенок не может повлиять на желаемый им исход ситуации при виде насилия, агрессии со стороны взрослых. Что ему остается? Признание, согласие с собой, любовь к себе, вот чего не хватает ребенку для счастья и чувства эмпатии со стороны взрослых. Только так проблема может быть устранена и человек станет жить нормальной, наполненной, счастливой жизнью. Владимир Косинцев
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|