|
«А зачем нам тест на интеллект? Нам ведь нужно знать, поступать на врача или нет…»Автор статьи: Львицын Михаил Сергеевич
Оригинал статьи будет выложен на странице: https://www.facebook.com/profdiag/ Интересные вопросы, из которых можно написать заметку, периодически поступают от потенциальных клиентов =) А действительно, что нам дает уровень IQ, если перед нами стоит четкая и ясная задача – узнать, какие профессии и специальности подходят человеку, а какие нет? Может быть и не стоит занимать время человека, заставляя его проходить сложный тест, в котором необходимо что-то считать в уме, делать логические умозаключения, запоминать слова и фразы, а также многое другое? Почему нельзя просто провести стандартные тесты, показывающие предрасположенности и способности человека и на их основании сделать заключении о принадлежности человека к той или иной специальности? Давайте пофантазируем и представим себе такую ситуацию – подросток (не принципиально, молодой человек или девушка) мечтает стать врачом. По всем стандартным тестам подростку идеально подходит данная профессия и психолог, радостный и довольный, в заключении пишет: «Врач». Подростку остается выбрать направление и пуститься в долгий путь по «отгрызанию» куска того самого гранита. И что же может произойти дальше? Возможны три варианта. Первый вариант – лучший – подросток успешно сдает экзамены, поступает, учится, сдает сессии, получает диплом и идет работать по специально. Все довольны. Второй вариант – не самый благоприятный – подросток с неимоверными усилиями сдает экзамены, еле-еле набрав проходные баллы, и его отчисляют на первой же сессии (не мне вам рассказывать насколько велика учебная нагрузка в медицинский ВУЗах). Третий вариант – подросток вообще не поступает, т.к. профильные химия и биология оказались для него слишком трудными предметами. В случае последних двух вариантов - родители, мягко говоря, в ярости. «Как же так? Ведь психолог, профессионал (!!!), между прочим, сказал на врача поступать! И что теперь делать?». Такая ситуация, к сожалению, не редкость, и касается она не только медицинских специальностей. Но в чем же проблема? Что пошло не так? А проблема заключается в том, что психолог не учел особенностей когнитивного (умственного) развития подростка. В первом случае героям истории сильно повезло – у подростка оказался достаточно высокий уровень когнитивного развития, чтобы усвоить знания для поступления и материал первого семестра обучения. Что касается неблагоприятных вариантов развития событий - давайте будем честны перед самими собой – не все мы являемся гениями, достойными Нобелевской премии. У кого-то когнитивные способности выше среднего, у кого-то – скромные или средние. Но это ни в коем случае не является поводом для паники. Что же мог сделать психолог в данном случае? Возможно ли помочь подростку осуществить мечту и связать свою жизнь с медициной, если у него действительно есть склонности к медицинским профессиям, но нет нужных когнитивных ресурсов для получения высшего медицинского образования. Возможно! Психологу всего лишь было необходимо указать, что подростку следует поступать в медицинский колледж, где он сможет получить среднее специальное медицинское образование и стать, например, фельдшером, медбратом (медсестрой), санитарным инструктором, фармацевтом и т.д. Таким образом и подросток получит то образование, к которому лежит душа, и родители будут довольны, и психолог не получит негативного отзыва о своей работе и сможет спать спокойно. И если ясно почему нельзя обойтись без диагностики уровня когнитивного развития, то давайте разберемся – а какие преимущества она дает? При правильном подходе к диагностике психолог не столько смотрит на общий показатель интеллекта, сколько дифференцированно оценивает уровень когнитивного развития, что позволяет определить направленность интеллекта те или иные виды деятельности, например:
Именно поэтому нельзя подходить к процессу профориентационной диагностики халатно и поверхностно. Только в случае комплексного подхода психолог может считать свой долг честно выполненным, родители могут быть довольны, а подросток сможет получить тот уровень образования, который подходит именно ему! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|