Подросток и ответственность. Путь развития.

Автор статьи: Зоя Титова

 
Подросток и ответственность Путь развития

Подростковый возраст - это время, когда уже подросший ребенок (девушка/юноша) проверяют усвоенные правила, ценности, установки на собственном опыте. Если до этого времени они безоценочно усваивали то, что "навешивали" взрослые, то теперь - тотальный пересмотр, критика и вопросы: "зачем?", "в чем смысл?". Любое утверждение требует доказательств.
 
Допустим в семье ребенок часто слышит такие обсуждения: «я ничего не могу с этим поделать», «как ТЫ сказал, так я и сделала», «бес попутал, сам не знаю, как так ПОЛУЧИЛОСЬ», «руководитель плохой, не умеет организовывать работу, а мы страдаем…», «И.И. мог бы и о нас подумать». Тогда слова родителей: «будь ответственным» - будут для него пустым звуком. Хорошо бы, чтобы действительность соответствовала тому, что устно транслирует родитель. А то ведь так бывает: говорим детям одно, а своей жизнью, поведением показываем совсем другое.

 

Ответственность – это осознанность.

Осознанно делать выбор в пользу определенного действия или бездействия.

Я ушел с урока, потому что я захотел погулять.

А не: Я ушел с урока, потому что Федя предложил погулять.

Осознавать возможные последствия.

Я опоздал, потому что я поздно вышел.

А не: Я опоздал, потому что пробки на дорогах.

Отвечать за свои поступки

Я написал контрольную на два, я подготовлюсь и исправлю.

А не: Я написал контрольную на два, ну и что.  

Осознавать свой вклад в случившееся, думать о своих действиях, а не о чужих.

Я подрался с Петей, потому что я разозлился и не смог сдержаться, когда он назвал меня дураком.

А не: Я подрался с Петей, потому что он обзывал меня и полез на меня с кулаками.

«Ответственность - это осознанное поведение, это проявление сознательности в своих поступках. Это не перекладывание своих проблем на чужие плечи, не обвинение других, не представление себя в качестве жертвы, а позиционирование себя как самостоятельной личности, понимающей результат своего действия или бездействия» (Определение с просторов Интернета)

Одной из возрастных задач подросткового периода является принятие ОТВЕТСТВЕННОСТИ за свою жизнь и ПОСЛЕДСТВИЙ своих поступков

Как помочь подростку в решении этой задачи?

  1. Делиться своим опытом;
  2. Задавать вопросы: «как ты думаешь, что будет если….?»;
  3. Разбирать ситуации, отделять «зерна от плевел», показывать, где начинается его ответственность, а где - другого человека.

В подростковый период, дети считают себя очень взрослыми, стремятся делать по-своему, принимают свои собственные решения, экспериментируют, нарушают правила. Следовательно, ситуаций для анализа – множество.

Например, такой случай: класс во главе с учительницей едет в театр. Два друга решили ехать не на электричке вместе со всеми (как сказала учительница), а на маршрутке самостоятельно.

Итог: пока они доехали до театра, учительница уже продала их билеты. Не долго думая, они отправились в развлекательный центр, а вечером дома рассказывали родителям о том, какая учительница «плохая», продала их билеты.

Возвращаясь к задаче – ответственность не приняли, мотивов своего поступка не осознали (либо не предъявили вслух, что тоже очень может быть).

Часто родители поддерживают своих любимых чад в том, что кто-то другой виноват (в данном случае учительница), вместо того, чтобы задать пару вопросов:

Что ты сделал для того, что бы произошла данная ситуация?

- поехал отдельно от класса;

- пришел в театр за несколько минут до начала представления;

- предупредил одноклассников, но ни слова не сказал учительнице, что приеду отдельно.

Что ты мог сделать иначе?

- поехать вместе с классом;

- встретить всех уже в театре, придя заранее

- элементарно позвонить учительнице и предупредить.

Действуя таким образом, мы научаем ребенка извлекать опыт, видеть пути решения и принимать ответственность.

Поддерживая мнение «учительница виновата», научаем искать виноватого во вне и перекладывать ответственность на других.



Просмотров: 315
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Ответственность - это взросление, осознание чужих и своих границ
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • "Я толстая, потому что у меня медленный обмен веществ"
  • Ответственность | С чем ее "путают" и как быть ответственным?
  • Ответственность за одиночество. Про "меня нет".
  • Отношения закончились, потому что я плохая, или потому что он козёл?
  • Он опять ушел, потому что хочет общаться с другими. Что делать, когда мужчина приходит и уходит?
  • Сказ про "ответственность на себя".
  • Про ответственность за свою жизнь или "Здравствуй, психосоматика!"
  • Сенсорная аттенюация: как уменьшить свои страдания просто взяв на себя ответственность за свою жизнь
  • Одинока, потому что "выбрать мужа не из кого, всех породистых щенками разобрали"...
  • Что делать, если мужчина не берет на себя ответственность за благополучие женщины?
  • Ответственность за себя и вина за других
  • Ответственность за собственные действия
  • Не меняй меня или Я медленно снимаю с себя ответственность
  • "...Как взять ответственность за свою безответственность.."
  • Потому что я - "особый случай".
  • "Прокачай" свою ответственность!
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Я- "родитель" для своих родителей. Причины "Лифта".
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Ответственность ребёнка – ответственность родителей?
  • Не могу ничего решить, потому что мой ребенок против...
  • Люди меня не будут воспринимать всерьез, потому что я толстая!
  • Взять ответственность за свою жизнь на себя
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • Слушайся меня, потому что я лучше тебя знаю, как Мне Страшно.
  • Ответственность, как способ сказать Миру: " Я ЕСТЬ".
  • Три "близнеца" отношений: Ответственность, контроль, забота.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь