|
Подросток и ответственность. Путь развития.Автор статьи: Зоя Титова
Ответственность – это осознанность.Осознанно делать выбор в пользу определенного действия или бездействия. Я ушел с урока, потому что я захотел погулять. А не: Я ушел с урока, потому что Федя предложил погулять. Осознавать возможные последствия. Я опоздал, потому что я поздно вышел. А не: Я опоздал, потому что пробки на дорогах. Отвечать за свои поступки Я написал контрольную на два, я подготовлюсь и исправлю. А не: Я написал контрольную на два, ну и что. Осознавать свой вклад в случившееся, думать о своих действиях, а не о чужих. Я подрался с Петей, потому что я разозлился и не смог сдержаться, когда он назвал меня дураком. А не: Я подрался с Петей, потому что он обзывал меня и полез на меня с кулаками. «Ответственность - это осознанное поведение, это проявление сознательности в своих поступках. Это не перекладывание своих проблем на чужие плечи, не обвинение других, не представление себя в качестве жертвы, а позиционирование себя как самостоятельной личности, понимающей результат своего действия или бездействия» (Определение с просторов Интернета) Одной из возрастных задач подросткового периода является принятие ОТВЕТСТВЕННОСТИ за свою жизнь и ПОСЛЕДСТВИЙ своих поступков Как помочь подростку в решении этой задачи?
В подростковый период, дети считают себя очень взрослыми, стремятся делать по-своему, принимают свои собственные решения, экспериментируют, нарушают правила. Следовательно, ситуаций для анализа – множество. Например, такой случай: класс во главе с учительницей едет в театр. Два друга решили ехать не на электричке вместе со всеми (как сказала учительница), а на маршрутке самостоятельно. Итог: пока они доехали до театра, учительница уже продала их билеты. Не долго думая, они отправились в развлекательный центр, а вечером дома рассказывали родителям о том, какая учительница «плохая», продала их билеты. Возвращаясь к задаче – ответственность не приняли, мотивов своего поступка не осознали (либо не предъявили вслух, что тоже очень может быть). Часто родители поддерживают своих любимых чад в том, что кто-то другой виноват (в данном случае учительница), вместо того, чтобы задать пару вопросов: Что ты сделал для того, что бы произошла данная ситуация? - поехал отдельно от класса; - пришел в театр за несколько минут до начала представления; - предупредил одноклассников, но ни слова не сказал учительнице, что приеду отдельно. Что ты мог сделать иначе? - поехать вместе с классом; - встретить всех уже в театре, придя заранее - элементарно позвонить учительнице и предупредить. Действуя таким образом, мы научаем ребенка извлекать опыт, видеть пути решения и принимать ответственность. Поддерживая мнение «учительница виновата», научаем искать виноватого во вне и перекладывать ответственность на других. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|