Сегодня поговорим об ответственности. Не об административной, или уголовной, а о той, которую всем нам прививают с детства. Т.е. о вторичной актуальной способности, которая так и называется - ответственность.
Позитивная психотерапия интерпретирует данную АС как "готовность отвечать за свои поступки и их последствия".
Поскольку ответственность считается вторичной актуальной способностью, то она является не врожденной, а приобретенной. Т.е. - развивается и тенируется в течение всей жизни индивида.
Во многом степень и скорость ее развития напрямую зависят от того примера, который ребенок видит и впитывает в своем ближайшем окружении.
Рассмотрим наглядно с помощью Модели для Подражания (для удобства восприятия вместо "клиента" пишу "мне/меня"). Итак:
Для области "Я" АС ответственность подразумевает ее проявление со стороны близких людей, например, родителей/опекунов, по отношению ко мне лично.
В области "Ты" - данная АС рассматривается в контексте ее проявления родителями друг ко другу.
"Мы" - расширяет зону действия АС и подразумевает отношение родителей (или меня+родителей) к окружающему миру/социуму.
"Пра-Мы" - соответственно, рассматривает данную АС в контексте принятых в семье/роду концепций, ценностей, идеалов, установок. Т.е. всего того, из чего в отдельно взятой "ячейке общества" сформировались суть и смысл данной актуальной способности.
N.B.
В каждой из этих областей АС "ответственность" может быть как со знаком "+" (выражена/выражена в достаточной мере), так и со знаком "-" (не выражена/выражена недостаточно).
Здесь также будет уместно повспоминать, как именно относились в семье/роду к упомянутой АС. Какие слова, выражения, или, например, поговорки, применялись в контексте ответственности.
Например, в одной семье девизом была фраза "Сделал дело - гуляй смело". Т.е. - ребенка с ранних лет приучают доводить начатое до конца и относиться к поручениям со всей ответственностью.
А для другой семьи, где данной АС не придается столь важное значение, более подходит поговорка "Работа не волк - в лес не убежит". Как раз диаметрально противоположная концепция о том, что ничего никуда не денется, и можно не напрягаться в плане ответственности по отношению к своим обязанностям.
Результаты в каждом случае - в общем-то предсказуемы... Кроме этого, ребенок не только впитывает данные постулаты, но и, вырастая, передает их дальше "по наследству", своим детям и внукам. Равно как и привычку перекладывать ответственность на других. Причем, не только за выполнение дел, но и за их невыполнение (т.е. - пресловутый "поиск крайнего").
И вот такую конструктивную или же деструктивную тенденцию нам и помогает отследить Модель для Подражания.
Важно также помнить о степени развития актуальных способностей. Не только "ответственности", но и всех остальных - как вторичных, так и первичных. Так, Висбаденский опросник помогает нам диагностировать не только само наличие/отсутствие АС, но также и степень их развития и значимости для человека.
Градация результатов варьируется от минимального значения = 3, до максимального = 12.
При этом условной нормой считается разброс баллов от 6 до 9.
Однако, получив в результате "перебор" или "недобор" стоит, прежде всего, уделить внимание расспросу клиента о том, что значит та или иная АС именно для него. А также, насколько ему комфортно (или наоборот) с данными показателями.
В своей работе я неоднократно сталкивалась с тем, что клиенты по итогам тестирования получают в отдельных случаях значение минимум или максимум, но при этом чувствуют себя вполне комфортно. Это тоже необходимо учитывать, иначе стремление "причинить добро" там, где клиенту это вовсе не нужно, может сыграть злую шутку...
*
Возвращаясь к важности семейных концепций и ценностей по отношению к АС "ответственность", приведу личный пример:
Будучи дочерью педагога и военного, я воспитывалась так, что само понятие ответственности мне привили даже раньше, чем я научилась читать. Слава Богу - позже, чем начала ходить! :))
Разумеется, проходя тестирование с помощью Висбаденского опросника, я самым предсказуемым образом набрала в данной АС все 12 баллов...
Не могу сказать, что данный "перебор" меня напрягает по отношению к себе лично. Хотя, в процессе прохождения личной терапии этот вопрос поднимался с (не)завидной регулярностью. В результате стала позволять себе иногда расслабиться и немного "забить". Но (!) только в тех случаях, если сия мерва не имеет негативных последствий и не несет ущерба, например, работе. К работе, в чем бы она не заключалась, меня приучили подходить максимально ответственно. Меня-то приучили... а других, очевидно, не совсем. Поэтому, когда я вижу, что кто-то не проявляет должной степени ответственности (читать: безбожно косячит!), да к тому же это отрицательно влияет на результат, то удерживать себя в конструктивном русле бывает ой как непросто! И вот именно в этом пункте у меня не менее регулярно случается небольшой внутренний конфликт.
Конечно, я понимаю, что все мы абсолютно разные, у каждого из нас "в анамнезе" - своя Модель для Подражания. Но еще и еще раз хочется напомнить моим читателям и клиентам, что любая вторичная актуальная способность может быть натренирована до состояния, близкого к совершенству. Было бы желание...
Желающие пройти бесплатное тестирование с помощью Висбаденского опросника, пишите мне в личку. Полную конфиденциальность - гарантирую!
Специально для детей от 5 лет у меня есть обучающий курс, направленный на гармоничное и успешное развитие Вторичных АС.
Подробности здесь: https://www.psyoffice.ru/courses/magic_zoo/
_________
Тел.: +7 964 779 97 50/ +7 960 436 31 06
Skype: v-timofeeva
Сайт: http://www.vtimofeeva.ru/