Идея не моя. Подсмотрела у одного из коллег.
Вот вы наверняка же слушаете музыку? Как часто вы вслушиваетесь в текст? А как часто задумываетесь о смысле песни?
Сегодня хочу разобрать с психологической точки зрения песни группы "Танцы Минус" - "Не меняй меня".
Делаю сразу небольшую ремарку. Я знакома с творчеством этой группы с момента их основания и уважаю их труд. Даже идея проанализировать появилась, когда я вчера в плеере услышала эту песню. Прошу отнестись к этому анализу как к банану по Фрейду. Иногда банан - это просто банан Некоторая доля психологического стёба тут точно будет.
ГП - это герой песни сокращённо.
Итак, погнали.
Ты улетела на север,
Я улетел на восток,
Герой песни (ГП) и девушка расстались, причём разлетелись в разные стороны. Им точно не по пути. Интересно, что стороны не крайне противоположные (например, она на север, он - на юг), а какие-то перпендикулярные. Хм. То есть их взгляды при расставании не совсем уж полюсные. Радует.
Мы пишем письма ветер в спину,
Так они расстались или нет? Письма пишут - значит, поддерживают отношения. На расстоянии. Иногда такой вариант отношений выбирают те, кто плохо сходится с людьми в реальности. Так безопаснее, что ли. Писать письма можно долго, вдумываясь в свои слова, оттачивая в выражении своих мыслей нужные формы. Это не сравнится с разговором в реальности, когда нужна спонтанность и смелость встретиться с другим миром, который может быть очень непохож на твой.
Пусть будет мирным полёт.
Оу, как мило! ГП желает поставить точку в отношениях таким способом. Но почему полёт? А про это нам расскажет припев чуть позже.
Пусть не взлетит твоя ракета,
Здрассти! Строкой назад желал мирного полёта, а тут такое противоположное желание. Так ей лететь или нет? Тут может быть и скрытое послание бывшей девушке, чтоб ей было плохо. Или, может быть, тут есть скрытое желание ГП, чтобы всё-таки их отношениях не заканчивались.
Не заведётся мой танк
Опачки. Она на ракете, а он, значит, на танке. Похоже, что ГП представляет отношение как поле боевых действий, где каждый управляет своим транспортным боевым средством. И при этом он даёт прямую установку - "Не хочу, чтобы твоя ракета взлетала, не хочу, чтобы мой танк ехал". То есть он будто бы отказывается от войны.
И тихо спит вся планета,
Пусть даже если не прав я.
Ага, то есть ГП чувствует, что рыльце у него в пушк..ой, что он где-то был не прав, но при этом медленно снимает с себя ответственность за отношения и хочет, чтобы вся планета не заметила, как он косякнул.
И припев:
Не стреляй в меня,
Ну точно, отношения - боевые действия. Такая установка не приводит ни к чему хорошему. Складывается ощущение, что у ГП нет иного представления об отношениях. Мол, мирными они не могут быть по умолчанию. Нужно или на кого-то ехать танком, или от кого-то убегать. Или вот убивать.
Я просто тень
Ну прямое обесценивание себя. ГП не считает, что он в отношениях что-то значит. Какой от тени прок? Да никакого. И вместе с тем от тени ни ждёшь ответственности. Удобненько, чё.
И я ничья,
Как тень может быть ничьей? Тень или чья-то, или её нет. Герой песни прямо таки смешал с плинтусом свою значимость в отношениях. Низкая самооценка, мда уж.
ничья ты, где ты, кто ты,
То есть он даже не имеет представления, какая же - его бывшая девушка. Что же за отношения это были? Риторический вопрос.
и как сказать тебе,
Так и хочется сказать - словами через рот!
Зачем пустые реки бегут к большой воде.
Интересная метафора. Реки пустые. Это отсылка к тому, что чувств у ГП больше нет, они высохли? Но как тогда пустые реки могут бежать к большое воде? Типа, ГП расстался с девушкой, чтобы где-то наполнится чувствами, чего он не смог сделать в этих отношениях?
Второй куплет:
Запрыгнуть в старый автобус,
Уехать к старым друзьям
Оу, а это уже желание убежать от проблемы, не решая ситуации в отношениях. Типа - раз меня нет рядом с девушкой, а я где-то с друзьями, то и проблемы как бы (!!!) нет.
И слушать, как наливают
Пустую водку в стакан.
Тут вообще извечное желание русского человека утопить свои переживания на дне спиртного. ГП зависимый что ли?
Привет начинается немного по другому, как это было в первый раз:
Не пугай меня,
Бедняжка мужчинка, его девушка испугала. Может, он просто боится близких отношений, поэтому так ловко переходит из "Я сообщения" в "Ты сообщение"? По идее, ему бы сказать что-то вроде: "Когда я подхожу к тебе так близко, это меня пугает". Но нет же, он пытается управлять чужим поведением.
Я просто тень
Опять обесценивание себя и снятие с себя ответственности.
И дальше припев, который я уже анализировала.
И я ничья, ничья ты, где ты, кто ты, и как сказать тебе,
Зачем пустые реки бегут к большой воде.
Третий куплет:
Забрызгать стёкла асфальтом,
Это ж как ехать на танке надо, чтоб асфальт начал брызгать? Он едет на огромной скорости, убегая от отношений? Или асфальт свежий, а он на столько в панике, что ему пофиг, по какой дороге ехать, лишь бы убежать?
Размазать грязь по лицу,
Лицо тоже асфальтом забрызгало? Или же у ГП есть скрытое желание быть очернённым чем-то, но не собою? Мол, я такой вот безответственный, слабый, бесхарактерный, но я вам про это прямо не скажу, а лучше извазюкаюсь в грязи, чтобы быть грязным снаружи также, какой я грязный внутри.
И раствориться в форматах,
На этой строчке певец голосом как-то по особому выделяет слово "растворится", будто ухмыляется, что ли. А, может, это самоирония?
И снова желание уйти от проблемы в растворении в чём-либо. Возможно, те отношения с девушкой тоже были похожи на слияние, раз ГП уже не первый раз упоминает, что он хочется слиться с чем-то другим в замен этим отношениям.
Меняя жизнь на мечту.
Будто бы ГП противопоставляет: вот есть жизнь, в которой нет места мечте - а вот есть мечта, в которой нет места жизни. Но... ведь бывает ещё и промежуточное состояние, да и цветов кроме черного и белого гораздо больше. А он не допускает этой мысли. Чем плоха для ГП мечта? Почему он её так боится? Где он уже обжёгся, от чего сейчас так яростно убегает?
И опять припев, первая строчка которого отличается от двух предыдущих:
Не меняй меня,
Так так так. Вижу тут два варианта:
1) Перед этим же речь шла про "меняя жизнь на мечту". Значит, просьба ГП не менять его может означать, что он даёт установку девушке: "Я твоя мечта. Но не меняй меня (мечту) на свою жизнь". Ой, слушай, а может девушка сама разберется, что ей менять и на что?
2) Может быть, это отсылка к каким-то их предыдущим разборочкам, когда речь зашла о том, что у девушки есть второй вариант отношений с другим парнем. И вот ГП просит не менять его на другого мужчину. А это уже может говорить о том, что хоть они и расстались, у ГП есть желание продолжать отношения.
Далее слова припева, которые я анализировала выше.
Я обратила внимание, что в припеве отличаются слова первой строкой. В трёх вариантах они разные: "Не стреляй в меня" , "Не пугай меня", "Не меняй меня".
Во-первых, если это просьба или желаемый результат, то он выражен в негативе, с частичкой "не". То есть ГП говорит, что НЕльзя с ним делать, но не говорить, чего же он хочет. Классная манипуляция. Девушка не будет в него стрелять, пугать, менять, а ГП как выскочит из-за угла с новой "не" установкой и скажет, что девушка косякнула, сделала всё неправильно.
Было бы классно, если бы герой переформулировал свою просьбу в позитивном ключе, избегая отрицания и частиц с "не". К примеру, не "Не стреляй в меня", а "Я хочу, чтобы ты бережно ко мне относилась".
Во-вторых, я уже про это писала, но повторюсь - в этих уже завершившихся отношениях ГП пытается управлять чужим поведением. А это неправильно. Лучше, чтобы он понаблюдал за собой и подумал - а что же он может сделать хорошего для отношений?
Что думаете по поводу такого анализа? Всё ли так плохо с ГП или я зря накручиваю банан?
Продолжать и разобрать какую-то другую песню?