|
Эмоционально компетентный манипуляторАвтор статьи: Антропова Татьяна Вячеславовна
То, как вне контекста правильной мотивации применение метода идет не во благо, а во вред – я увидела в собственной практике, когда лет девять назад увлеченно изучала тему Эмоционального интеллекта (ЭИ). Тогда тема ЭИ набирала популярность в России, как сегодня это происходит с мindfulness. Позже о темной стороне уже раскрученной методики развития навыков ЭИ сообщили ученые. ИЭ – это всего лишь пример того, как любой метод (от психологических до методов медитации) может стать источником напряжения, конфликтов, манипуляций, избегания. Кратко история вопроса: Еще в семидесятых годах прошлого века российский ученый, доктор психологических наук, профессор МГУ Олег Тихомиров доказал: то или иное решение нас заставляют принимать… эмоции. Исследования Тихомирова произвели фурор в научном мире. Но не смогли лечь в основу практики, потому что психология в России в те времена была заидеологизирована. Между тем американцы Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году сформулировали теорию и ввели в научную терминологию понятие «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence), выпустив статью под названием «Эмоциональный интеллект». Позже они встретились с журналистом Дэниелом Голдманом, которому очень понравилась их идея, и он красиво изложил ее в своей книжке 1995 года. Книга разошлась многомиллионными тиражами и именно благодаря ей большинство людей с этими концепциями познакомились. Сегодня ЭИ преподается в ведущих бизнес-школах, средних учебных заведениях США и ряде европейских стран. А в Швеции в статусе государственной утверждена программа развития эмоционального интеллекта у детей в дошкольных учреждениях. Метод вторичен. Первична мотивация. Как человек, заточенный на практическое применение, я провела авторский курс по ЭИ в Высшей школе экономики. При этом, внутреннее я делила потоки учеников на две группы. Первая «тяжелая» – те, кто учились на тренеров и психологов (второе высшее). Их требовательный экспертный «голод» до техник и методов сочетался с «глухотой» к упражнениям по развитию фундаментальной способности ЭИ – самонаблюдение и самоанализ – знание того что чувствуешь. На базе этого знания выстраиваются остальные способности: использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности, управление эмоциями. Многие из них торопились освоить саму технологию и монетизировать свои новые тренерские навыки. Вторую группу составляли не профильные потоки, где мой курс был включен в качестве дополнительного. С учащимися второй группы тот же курс был качественно иной – люди с желанием пользовались возможностью лучше понять себя и поддерживали друг друга в этом. Как сказал один участник: «да у меня уже зубы сводит от всех этих техник управления подчиненными… мне бы с собой разобраться и понять своих близких». Очевидна разница в мотивации обучения у двух групп, и, результаты оказались также различны. Большинство обучающихся первой группы полученную информацию о ЭИ ввели в профессиональный оборот. Успех в этом случае, по моим наблюдениям, зависит от уровня энергетики (драйва), харизматичности и владения тренером словом. Эффект для корпоративных клиентов от таких тренингов во многом обуславливается мотивацией и уровнем сознания руководства компании. Но в целом, сводиться к выводу, которым поделился со мной HR крупной компании: «Мы всегда берем самое лучшее и качественное. Но с годами наблюдаю одно и то же. После тренинга все горят, пытаются применять, делятся впечатлениями. Затем очень быстро весь энтузиазм выветривается, забытый метод «пылится» где-то в уголке, как пакет со шмотками, приобретенными в порыве шоппинга. Было классно, да. И на этом все. И мы начинаем поиски чего-то новенького для подзарядки». Обучающиеся второй группы применяя метод к себе, приобретали живой опыт самоосознания, делясь им, получали обратную связь от группы, открывали что-то новое о себе, тренировались в группе использовать эмоции как ресурс для личных изменений. Иными словами, они были открыты к внутренней работе и получили знание, применимое в их жизни. У части произошли значимые для них изменения, чем они делились впоследствии со мной. ЭИ – развитие манипулятора Затем по просьбе своей знакомой, взялась обучать ЭИ няню ее деток. Няня оказалась способной ученицей, впитывала, как губка. Но меня ждало разочарование. Однажды, ожидая знакомую у нее дома, я наблюдала общение няни с детьми. И, с горечью отметила, что способная няня пытается использовать техники ЭИ для эмоционального манипулирования (а не развития!) детьми. От дальнейшего ее обучения я отказалась. А знакомая решила, что проще подобрать подходящую няню, чем инвестировать в попытки изменить установки по отношению к чужим детям у прежней. Так, я убедилась на практике в том, что любой метод вторичен. Вне контекста правильной мотивации применение метода идет не во благо, а во вред - обоим сторонам. Как-то знакомый консультант международной компании свой рассказ о продвинутом тренинге в головном офисе подытожил так: «Словом, теперь мы должны управлять и своими эмоциями. Не понятно только, как справляться с напряжением от давления растущих корпоративных ожиданий». И это не понятно профессионалу, который легко проведет тренинг по тайм и стресс менеджменту для любой компании. Казалось бы, методы лидерского влияния, нематериальной мотивации и проч. мягкие навыки (soft skills), приобретенные на тренингах – призваны облегчить исполнение функции управления людьми и повысить эффективность. А на деле, это вызывает дополнительное напряжение как у руководителя, так и у подчиненных. Как правило, новоприобретенный метод препятствует возникновению доверительных взаимоотношений с окружающими. То есть вызывает эффект, прямо противоположный желаемому. Причина: любой метод утрачивает свою силу, как только окружающим становится ясно, что это есть метод. («Ну, ну… я понимаю, что вы делаете». «Вы что, пытаетесь меня так поощрять? Круто…и что с того?») И тут бесполезно выражать решительность, вовлеченность, интерес, если реальные чувства совершенно далеки от всего этого. Карл Роджерс первым обратил внимание на это. Он обнаружил, что, как только у врача-психотерапевта появляется мысль, что он может совладать со своим клиентом, врач незаметно начинает терять уважение к нему и лечение утрачивает эффективность. Для того чтобы действовать по-настоящему эффективно, врачу необходимо уважать клиента и быть открытым для всего, что может произойти. Но сперва, надо с уважением и вниманием отнестись к себе: мне нужен этот метод? Он облегчает мне работу или истощает, напрягает? Позже мой опыт нашел свое подтверждение в статье The Dark Side of Emotional Intelligence, где со ссылками на исследования говориться, что развитие навыков ЭИ помимо снятия стресса и улучшения рабочей эффективности (и это касается далеко не любой работы) позволяет улучшить свои навыки эмоционального манипулирования: «Эмоциональный интеллект помогает людям скрывать один набор эмоций, одновременно выражая другой ради собственной выгоды. Эмоционально компетентные люди намеренно формируют свои эмоции, чтобы сфабриковать о себе благоприятное впечатление». То есть эмоционально компетентный манипулятор демонтирует «вынужденное» поведение, «отрезая» себя от своих истинных чувств. Он может успешно достигать цели манипуляции. Но ценой этому неизбежно будут внутриличностные конфликты, потеря контакта с собой. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|