Тест Т.Геринга FAST как комплексный психометрический метод исследования малых групп

 

Рассматриваются перспективы применения теста FAST Т. Геринга в качестве ком-плексного психометрического метода изучения малых групп. Дается описание авторской модификации теста FAST. Приведены результаты исследования конструктной валидно-сти авторской модификации теста Т. Геринга на учебных студенческих группах.

 

Ключевые слова: малая группа, методы исследования малых групп, тест Т. Геринга FAST, авторская модификация теста, конструктная валидность.

 

  1. Korzhevich

 

  1. GEHRING’S FAMILY SYSTEM TEST (FAST)

AS A COMPREHENSIVE PSYCHOMETRIC METHOD TO STUDY SMALL GROUPS

 

The article considers the perspectives of the Family System Test (FAST), by Thomas M. Gehr-ing, as a comprehensive psychometric method to study small groups. It reports the description of the author’s modification of the test. The results of the study of constructive validity of the au-thor’s modification of the test on sample (students’) groups are provided.

 

Keywords: small groups, methods to study small groups, the Family System Test (FAST) by Thomas M. Gehring, author's modification of test, constructive validity.

 

Изучению малых групп в социальной психологии практически всегда уделялось большое внимание. Со временем актуальность и значимость данной проблемы только уве-личивается, так как усложняется общественная жизнь, возникают новые варианты группо-вой деятельности, все более необходимыми становятся групповые решения в сфере инно-вационного бизнеса, производства и обучения.

 

Кроме того, все чаще руководители организаций, HR-менеджеры, задумываются о том, что необходимо исследовать неформальную структуру коллективов и рабочих групп, структуру лидерства, групповых симпатий и антипатий, так как эти социально-психологические характеристики в значительной степени определяют эффективность дея-тельности рабочих групп и коллективов. То же самое можно сказать и об учебных коллек-тивах.

 

При этом качество исследования малых групп во многом определяется надежностью используемых психодиагностических методов. Д. В. Беспалов пишет: «… развитие любой науки непосредственно связано с точностью ее методов» [1, с. 1384]. И. П. Павлов замеча-ет о методах следующее: «… метод — самая первая основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. При хорошем методе и не очень талантли-вый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет рабо-тать впустую, не получит ценных, точных знаний» [1, с. 1384].

 

Следует отметить также, что разработка новых методов исследования малых групп является на сегодняшний день актуальной задачей социальной психологии.

 

В данной статье мы рассмотрим методику FAST Т. Геринга как психометрический инструмент оценки структурных характеристик малой группы [7].

 

Тест FAST был разработан швейцарским психологом Томасом Герингом и впервые опубликован в 1993 году в Германии. Описание и инструкция к применению теста на рус-ском языке имеются в сборниках по семейной психологии (например: Черников А. В. Сис-темная семейная терапия. М.: Класс, 2001. 208 с.).

 

Тест FAST основывается на структурной системной теории семьи и может быть ис-пользован как для психодиагностики структуры семьи, так и для психотерапевтических целей.

 

FAST относится к классу методик, в которых структура отношений представляется в форме пространства (сюда также относятся такие методики, как «Социограмма», «Скульп-тура семьи», «Рисунок семьи» и др.). Для изображения отношений в тесте Т. Геринга ис-пользуются замещающие фигуры.

 

Преимуществом FAST является то, что он может проводиться как с отдельным чле-ном семьи, так и со всей семьей одновременно. Тест применим даже для детей дошкольно-го возраста.

 

Другим преимуществом данного теста является то, что он не вызывает столь сильные эмоциональные реакции у испытуемых, как, например, методика «Скульптура семьи». Кроме того, по сравнению со «Скульптурой семьи» результаты теста FAST более приспо-соблены для количественного анализа.

 

Тестовый материал FAST состоит из доски (9 × 9), поделенной на 81 квадрат, муж-ских и женских фигурок, на которых точками изображены глаза, и опор для фигурок разной высоты (1,5; 3 и 4,5 см) [6].

Подробнее остановимся на описании показателей функционирования малой группы (семьи) и ее структуры, которые позволяют оценить тест FAST.

 

  1. Сплоченность. Данный показатель определяется расстоянием между фигурами на доске. Когда фигуры стоят непосредственно на соседних полях, это соответствует максимальной сплоченности, в то время как большие дистанции отражают менее сплоченные отношения. Измеряемая в тесте сплоченность может быть низкой, средней или высокой. На наш взгляд, понятие «сплоченность» у Т. Геринга означает не то же самое, что и социально-психологический феномен «сплоченность» в отечественной социальной психологии. В ходе исследования мы установили, что это понятие ближе к социометрическому показа-телю симпатии и антипатии между членами группы. Эта характеристика касается скорее отношений между участниками группы, нежели некой интегральной характеристики группы в целом.

 

  • Иерархия. Расчет основан на возвышении фигур (речь идет о высоте или числе используемых опор). Чем больше высота опоры, тем большей властью обладает член семьи. В методике выделяются три уровня власти: высокий, средний, низкий. О пере-вернутой иерархии можно говорить тогда, когда фигуры детей оказываются выше фи-гур родителей.
  •  

  • Направление взглядов. На всех фигурах точками условно нанесены глаза. Впервые Т. Герингом был использован показатель направления взглядов, который на невербальном уровне способен оценить нюансы эмоциональных отношений в семье.
  •  

  • Гибкость семейной структуры. Данный показатель отражает способность к изменениям семейной структуры под воздействием каких-либо факторов. Для того чтобы определить данный параметр, необходимо, чтобы члены семьи репрезентировали свои отноше-ния в трех ситуациях: в обычной, в конфликтной и в идеальной. Если во всех трех случаях репрезентации остаются неизменными, то тогда можно говорить о низкой гибкости структуры отношений. Соответственно, если в разных репрезентациях структура выглядит по-разному, то можно говорить о гибкости семейной системы.
  •  

  • Различия в восприятии семейной структуры. Значительные различия в восприятии семейных отношений членами семьи говорят о ее дисфункции и затруднении коо-перации. Данный показатель оценивается с помощью сравнения индивидуальных пред-ставлений различных членов семьи и индивидуальных представлений с групповым представлением.
  •  

  • Цвет фигуры. В тесте FAST фигуры представлены в трех цветах: оранжевом, фиолетовом и зеленом. Цвет дополнительно отражает восприятие членами семьи друг друга.
  •  

  • Поведение при проведении теста. Анализируются порядок выставления фигур, ко-торый дополнительно свидетельствует об отношении к члену семьи, изменение позиций фигур на доске, спонтанные выражения при выставлении фигур, представленность внесе-мейных значимых фигур или пропуск членов семьи.
  •  

  • Интеракции. Оцениваются по наблюдению за семьей во время выполнения теста. Позволяют определить семейные роли.
  •  

    Т. Геринг смог описать два типа структур в семье, а именно структуру иерархии и структуру отношений.

     

    Он выделяет два типа структур иерархии — равную и иерархичную. Если перепада высот между фигурами нет, это соответствует равной структуре власти. При этом большие различия высот отражают более иерархичные отношения.

     

    Классификация структур отношений на уровне семьи, а также в родительских и детских субсистемах происходит благодаря комбинации сплоченности и иерархии, причем выраженность обоих измерений может быть низкой, средней или высокой. Сбалансированная структура означает среднюю или высокую сплоченность и среднеиерар-хичные отношения. Среднесбалансированная структура отражает или среднюю спло-ченность и низкую либо высокую иерархию, или низкую сплоченность и среднюю иерар-хию отношений. На несбалансированную структуру указывают размеры максимальной величины [7] (рис. 2).

     

    Т. Герингом и его коллегами было установлено, что дисфункциональные семьи с многочисленными проблемами имеют несбалансированную структуру отношений и раз-личные структурные нарушения [7].

     

     

    Нами предпринята попытка применить данный тест к учебным группам. В дальней-шем мы планируем исследовать с помощью FAST и профессиональные коллективы.

     

    Представляется очевидным, что, хотя и семья, и учебная группа относятся к малым группам, они имеют свои особенности и исследуются в рамках различных теорий. Учеб-ные группы не рассматриваются в рамках системной семейной теории, так же как и семьи не изучаются в рамках теорий, посвященных учебным группам, коллективам и пр. Тем не менее есть понятия, с помощью которых описываются практически все типы структуриро-ванных, длительно существующих во времени малых групп: «структура власти», «струк-тура отношений», «сплоченность», «иерархия», «коалиции» и пр. В связи с этим мы счита-ем целесообразным проверку чувствительности параметров теста FAST к характеристикам учебных студенческих групп.

     

    Процедура проведения теста FAST предполагает непосредственный контакт экспе-риментатора с испытуемым (или всей семьей), во время которого испытуемый расставляет на доске фигурки членов своей семьи. Для того чтобы тест мог выполняться одновременно каждым членом группы, была разработана письменная процедура проведения теста. Для изучения мы выбрали три параметра из теста FAST: основные — сплоченность (расстоя-ние между фигурками) и иерархию (высота опор), а также дополнительный качественный параметр нюансов отношений — направление взглядов.

     

    Были разработаны инструкция к тесту для письменного проведения и специальный бланк. За основу бланка был взят протокол, предложенный Т. Герингом, в котором экспе-риментатор фиксирует расстановку фигур, высоту опор, направления взглядов и т. п. при очном контакте с испытуемым.

     

    На поле, состоящем из 81-го квадрата, участник изображает структуру своей группы. Т. Геринг обозначает фигуры членов семьи буквами F (отец), M (мать), К1, К2 (дети) [7]. Мы решили обозначать членов группы номерами из списка группы, который выдается ка-ждому испытуемому вместе с бланком. В своем протоколе Т. Геринг записывает высоту опор рядом с полем. В нашем варианте высота опоры фиксируется под номером участни-ка. То есть визуально, на бланке член группы на опоре выглядит как дробь, например, 3/8 означает, что участник под номером 3 находится на опоре высотой 8 пунктов. В клетке по-ля может быть изображен только один участник на опоре. Как и в протоколе Т. Геринга, стрелками обозначаются направления взглядов.

     

    Кроме того, мы изменили показатель, с помощью которого исследуется иерархия. В оригинале FAST имеются опоры трех высот (высокая, средняя, низкая). На наш взгляд, представляет интерес возможность показать распределение власти между участниками в группе в виде иерархической лестницы, где у каждого члена есть своя ступень, то есть опора определенной высоты, которые не повторяются. Например, если в группе 10 чело-век, то самая высокая опора — 10 пунктов, а самая низкая — 1 пункт.

     

    Повторимся, что письменная процедура проведения теста FAST дает возможность одновременного исследования всех участников, что актуально, когда их много (учебные группы гораздо крупнее, чем среднестатистические семьи) и когда требуется обследовать, например, несколько групп. Это позволяет значительно сэкономить время.

     

    Что касается количественного анализа данных, полученных с помощью теста FAST, нами был разработан порядок расчета трех изучаемых показателей.

     

    Для расчета позиции в иерархии власти необходимо найти среднее арифметическое от суммы высот опор члена группы.

     

    Показатель сплоченности выражается как среднее арифметическое от суммы рас-стояний между участниками группы.

     

    Для вычисления показателя направление взглядов необходимо суммировать количе-ство стрелок, направленных на участника членами его группы, и найти среднее арифмети-ческое.

     

    Как отмечалось выше, тест FAST относится к классу методик, в которых структура группы изображается пространственно. Расположение участников относительно друг друга может говорить об их популярности, лидерстве и пр. Например, в центре поля могут располагаться «звезды», если использовать терминологию социометрии, а в уг-лах поля — « изгои». Также графически хорошо выявляются микрогруппы и коалиции (члены группы, расположенные близко друг к другу и относительно далеко от осталь-ных). Поэтому графический анализ имеет большое значение для интерпретации показа-телей теста и изучения их соотношения. Более подробно графический анализ теста FAST к изучению учебных коллективов будет применен на следующих этапах исследо-вания.

     

    Для апробации авторской модификации теста FAST было проведено психодиагно-стическое обследование шести групп студентов, которые учились вместе более одного го-да. Общий объем выборки составил 88 испытуемых.

     

    Вместе с тестом Г. Геринга использовались следующие методики: социометрия Дж. Морено [4], цветовой тест отношений А. М. Эткинда [2], тест на определение индекса групповой сплоченности Сишора [5] и методика «Друг-советчик» Е. К. Веселовой [3]. Также данные, полученные с помощью теста FAST, сравнивались с результатами наблю-дения за процессом групповой дискуссии, в ходе которой были выявлены деловой, эмо-циональный и интеллектуальный лидеры.

     

    В результате были выявлены положительные корреляционные взаимосвязи между показателем сплоченности по модификации теста FAST (расстояние между фигурами) и показателями социометрического статуса (r = 0,480, p < 0,01) и делового лидерского по-тенциала по социометрии (критерий «кто лучше всего справится с функциями старосты») (r = 0,324, p < 0,01); показателем сплоченности по тесту Сишора (r = 0,477, p < 0,01); пока-зателем эмоциональной привлекательности по ЦТО (r = 0,460, p < 0,01); показателем интеллектуального лидерства по наблюдению (r = 0,240, p < 0,01).

     

    Таким образом, чем ближе к испытуемому находились члены его группы в тесте Т. Геринга, тем выше был его социометрический статус, тем выше оценивали осталь-ные участники его способность быть старостой, тем сплоченнее, по мнению испытуе-мого, его группа, тем выше оценивают участники группы эмоциональную привлека-тельность испытуемого, тем выше члены группы оценивают интеллектуальное лидер-ство испытуемого.

     

    Обнаружена положительная корреляционная связь показателя иерархии в модифика-ции теста Т. Геринга (высота опор) с социометрическим статусом (r = 0,449, p < 0,01), с деловым лидерским потенциалом по социометрии (критерий «кто лучше всего справится с функциями старосты») (r = 0,363, p < 0,01), а также с показателем эмоционального лидер-ства (r = 0,217, p < 0,05), выявленного в процессе наблюдения. Таким образом, чем выше высота опоры у испытуемого, тем выше его социометрический статус, тем лучше, по мне-нию членов группы, он справится с функциями старосты, тем выше оценивается группой его эмоциональное лидерство.

     

    С показателем «направление взглядов» в модификации теста Т. Геринга положитель-но коррелируют: социометрический статус (r = 0,472, p < 0,01), деловой лидерский потен-циал по социометрии (r = 0,342, p < 0,01) и показатель сплоченности по тесту Сишора (r = 0,332, p < 0,01). Это означает, что чем больше «взглядов» направлено на испытуемого, тем выше его статус, деловой лидерский потенциал и тем выше он сам оценивает сплочен-ность группы.

     

    Таким образом, обнаружена статистически достоверная взаимосвязь таких показате-лей авторской модификации теста FAST Т. Геринга, как сплоченность, иерархия и направ-ление взглядов, с аналогичными показателями других методик.

     

    Итак, разработка новых методов исследования важна для решения прикладных задач диагностики рабочих и учебных коллективов. Семейный тест FAST Т. Геринга является перспективным применительно к задачам исследования структурных характеристик учеб-ных малых групп. Основные достоинства теста Т. Геринга заключаются в том, что проце-дура проведения FAST занимает гораздо меньше времени (15–20 минут), чем батарея ме-тодик, которая требуется для исследования аналогичных характеристик. Методика FAST менее предсказуема для испытуемых, то есть лучше защищена от социально желательных ответов, так как отношения в ней изображаются пространственно, а не исследуются с по-мощью вопросов, как в большинстве других методик, соответственно она способна давать более достоверные результаты.

     

    В данной статье мы привели некоторые результаты оценки конструктной валидности по отдельным показателям теста FAST применительно к учебным группам. Были получены статистически значимые взаимосвязи модификации теста FAST с эталонными методи-ками (социометрия, ЦТО, тест сплоченности Сишора, наблюдение за групповой дискусси-ей), что свидетельствует о хороших перспективах применения модифицированного вари-анта теста FAST для психодиагностики учебных групп.

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Беспалов Д. В. Проблемы психологического исследования лидерства в малых группах // Научный журнал КубГАУ. 2013. № 92. С. 1384–1402 .
  • Бодалев А. А. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000. 440 с.
  • Веселова Е. К. Методические материалы для практических занятий в рамках программ духов-но-нравственного воспитания студентов вуза // Вестник практической психологии образования.С. 74–89.
  • Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: БАХРАХ,1998. 672 с.
  • Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 490 с.
  • Черников А. В. Системная семейная терапия. М.: Класс, 2001. 208 с.
  • Gehring T. Manual. 2. Goettingen: by Beltz Test GmbH. 1998. 104 s.
  •  

    REFERENCES

    1. Bespalov D. V. Problemy psihologicheskogo issledovanija liderstva v malyh gruppah // Nauchnyj zhurnal KubGAU. 2013. № S. 1384–1402.
  • Bodalev A. A. Obshhaja psihodiagnostika. SPb.: Rech', 2000. 440 s.
  • Veselova E. K. Metodicheskie materialy dlja prakticheskih zanjatij v ramkah programm duhovno-nravstvennogo vospitanija studentov vuza // Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovanija. 2014. № S. 74–89.
  • Rajgorodskij D. Ja. Prakticheskaja psihodiagnostika. Metodiki i testy. Samara: BAHRAH, 1998. 672 s.
  • Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manujlov G. M. Social'no-psihologicheskaja diagnostika razvitija lich-nosti i malyh grupp. M.: Izd-vo Instituta рsihoterapii, 2002. 490 s.
  • Chernikov A. V. Sistemnaja semejnaja terapija. M.: Klass, 2001. 208 s.
  • Gehring T. Manual. 2. Goettingen: by Beltz Test GmbH. 1998. 104 s.


  • Просмотров: 450
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Тест "Насколько вы любите и принимаете себя" Рекомендации по работе после теста
  • Диагностика уровня творческого потенциала с помощью теста П.Торренса
  • Я его слепила из того, что было. Расстановки из теста
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Результаты теста на границы
  • Сказкотерапия с помощью теста «Несуществующее животное»
  • Делинквентное поведение: отличие от криминального, выявление с помощью проективного теста
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • Формирование и развитие группы: борьба влечений в групп-аналитическом сеттинге
  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .
  • Расшировка теста
  • Проверка валидности проективного теста на агрессию - на примере «Рисунок несуществующего животного»
  • 7 главных аспектов отношений мужа и жены. Тема для исследования вашей семьи.
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • Три экспресс-теста на диагностику деменции
  • Три блиц-теста — «Богач я или бедняк»?
  • Хотите сменить место работы? вот три теста, которые вам помогут принять окончательный выбор!
  • Продолжение теста: как увеличить свой доход?
  • Узнайте свое будущее. Три мини-теста про деньги
  • Сплоченность семьи
  • Проблемы семьи при разводе и сложности структуры семьи.
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • Формирование малых групп.
  • Партнерские отношения как основа взаимоотношений между членами семьи
  • Формирование малых групп осужденных.
  • Формирование малых групп. Часть 2.
  • Формирование малых групп осужденных. Часть 3.
  • Формирование малых групп осужденных. Часть 2.
  • Отчуждение между членами семьи. Эмоциональный разрыв.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь