Формирование малых групп. Часть 2.

В современной социологической и психологической литературе встречаются различные классификации социальных групп. По количественной характеристике группы могут быть многочисленными и малочисленными, соответственно они называются большими, все члены которых, как правило, не поддерживают между собой непосредственных контактов, и малыми. Члены последних объединяются общей деятельностью, находятся в непосредственных личных контактах между собой. Непосредственные контакты, или акты социального взаимодействия, обычно являются основой возникновения в группе эмоционально-психологических отношений (симпатия, безразличие, антипатия), специфических групповых ценностей, правил и норм поведения в группе. По целям и характеру взаимодействия людей в группах различают группы официальные и неофициальные.

Официальная группа предполагает определенную структуру, наличие регламента ее организации, в котором закрепляются статусы, права и обязанности членов группы как внутри, так и вне нее. Примером официальной группы может служить воинское подразделение, отдел и т. д.

Неофициальные группы могут быть частично структурированы, но взаимодействие людей здесь строится на более близких связях и личных взаимоотношениях, которые строятся на непосредственных (лицом к лицу), постоянных контактах. Каждый член группы быстро проверяется чего он стоит и весит. Права и обязанности ее членов не зафиксированы в соответствующих документах. Межличностные отношения в группах такого типа определяются неписанными нормами и правилами поведения, личными качествами их участников. Примером рассматриваемой группы может служить дворовая компания, друзья, работающие в одном коллективе, вместе отдыхающие. Неофициальные группы могут существовать внутри официальной группы.

Для обозначения общности людей, действующих совместно, наряду с понятием «малая группа» употребляется термин «коллектив». В современной психологической, педагогической литературе наиболее подходит для пенитенциарной системы значение – высокий уровень развития группы.

Группа становится коллективом при условии правильного сочетания групповых целей и задач с целями и задачами общества, частью которого он является. «Коллектив, – писал А. С. Макаренко, – возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества»[1]. Хотелось бы отметить тот факт, что полезная для общества деятельность должна содержать идеологическую, ценностную нагрузку. Без таковой отдельная группа коллективом.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что группа, объединенная на основе социально значимых целей и ценностей, является ведущим фактором развития личности в процессе ее взаимодействия с социальной средой. Необходимо выделить, что воздействие микросреды (группы) становится действенным фактором развития личности лишь в той степени, в какой требования данной микросреды входят в структуру потребностей этой личности. Характер воздействия социальных групп на личность определяется и тем, какое место занимает и какие функции-роли[2] в их рамках данная личность выполняет. Другими словами, человек может вести себя по-разному в зависимости от того, в какой группе в каждый конкретный момент он действует и какую функцию-роль в них выполняет.  

Негативное влияние ближайшего социального окружения, малых групп, прежде всего, определяется тем, что они относительно самостоятельны, в них могут возникать групповые нормы поведения и групповые ценности, не совпадающие с нормами и ценностями, принятыми обществом и санкционированными государством[3]. 


[1] Макаренко А. С. Соч., 5. М., 1958. с. 336.



[2] Под социальной функцией-ролью понимается определенное устойчивое положение, система поведения человека в определенной социальной среде, когда от него ожидается и требуется соответствующий способ деятельности. Так, например, личность выполняет различные социальные функции-роли: сотрудник, спортсмен, муж и т. п. Таким образом, это понятие представляет собой связующее звено между личностью и социальной средой, в которой происходит ее жизнедеятельность. Кроме социальных существуют межличностные функции-роли, права и обязанности, которые устанавливаются в процессе непосредственного группового взаимодействия индивидов. Последние определяют положение личности в системе межличностных отношений и зависят главным образом от индивидуальных особенностей лиц, вступающих в эти отношения, от их предпочтений и чувств (например, «лидер», «союзник», «арбитр» в структуре группы).



[3] Кудрявцев В. Н. Причины правонарушений. М., 1976, с. 233.





Просмотров: 404
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • Формирование и развитие группы: борьба влечений в групп-аналитическом сеттинге
  • Чем отличается экзистенциальная психотерапевтическая группа от динамической психотерапевтической группы?
  • Какие группы нужны для людей со справками.
  • Члены группы: вы мне кто?
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Группы смерти в социальных сетях: чем опасны и как действуют?
  • «Группы смерти» в социальных сетях –  угроза жизни детей!
  • Жизнь группы и принятие групповых решений
  • Психологический портрет участника социальной группы "4:20"
  • Группы раннего развития – «За» и «Против»
  • Для чего близким людям зависимого человека необходимо посещать группы взаимопомощи по со-зависимости
  • Теория развития группы: что препятствует общению?
  • Разделение группы на «сильных» и «слабых» в группах по обучению иностранному языку. Причины и последствия.
  • ПОЧЕМУ каждый здоровый человек должен пройти группы?
  • Стрекоза и группы психологической поддержки.
  • Плюсы и минусы психологической группы
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Знакомство (по результатам встречи психологической группы)
  • Плюсы и минусы закрытой психологической группы
  • Психологическое бесплодие. Как помочь? Группы психологической поддержки
  • Психологическая поддержка безработных в среде тренинговой группы.
  • И снова про установление правил работы группы: использование МАК
  • Для чего нужны группы общения для подростков?
  • Влияние контрпереноса специалиста в отношении клиента на динамику супервизионной группы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь