|
Формирование малых групп. Часть 2.Автор статьи: Кожевников Тимур Серафимович
В современной социологической и психологической литературе встречаются различные классификации социальных групп. По количественной характеристике группы могут быть многочисленными и малочисленными, соответственно они называются большими, все члены которых, как правило, не поддерживают между собой непосредственных контактов, и малыми. Члены последних объединяются общей деятельностью, находятся в непосредственных личных контактах между собой. Непосредственные контакты, или акты социального взаимодействия, обычно являются основой возникновения в группе эмоционально-психологических отношений (симпатия, безразличие, антипатия), специфических групповых ценностей, правил и норм поведения в группе. По целям и характеру взаимодействия людей в группах различают группы официальные и неофициальные.
Официальная группа предполагает определенную структуру, наличие регламента ее организации, в котором закрепляются статусы, права и обязанности членов группы как внутри, так и вне нее. Примером официальной группы может служить воинское подразделение, отдел и т. д. Неофициальные группы могут быть частично структурированы, но взаимодействие людей здесь строится на более близких связях и личных взаимоотношениях, которые строятся на непосредственных (лицом к лицу), постоянных контактах. Каждый член группы быстро проверяется чего он стоит и весит. Права и обязанности ее членов не зафиксированы в соответствующих документах. Межличностные отношения в группах такого типа определяются неписанными нормами и правилами поведения, личными качествами их участников. Примером рассматриваемой группы может служить дворовая компания, друзья, работающие в одном коллективе, вместе отдыхающие. Неофициальные группы могут существовать внутри официальной группы. Для обозначения общности людей, действующих совместно, наряду с понятием «малая группа» употребляется термин «коллектив». В современной психологической, педагогической литературе наиболее подходит для пенитенциарной системы значение – высокий уровень развития группы. Группа становится коллективом при условии правильного сочетания групповых целей и задач с целями и задачами общества, частью которого он является. «Коллектив, – писал А. С. Макаренко, – возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества»[1]. Хотелось бы отметить тот факт, что полезная для общества деятельность должна содержать идеологическую, ценностную нагрузку. Без таковой отдельная группа коллективом. Исходя из вышесказанного, можно отметить, что группа, объединенная на основе социально значимых целей и ценностей, является ведущим фактором развития личности в процессе ее взаимодействия с социальной средой. Необходимо выделить, что воздействие микросреды (группы) становится действенным фактором развития личности лишь в той степени, в какой требования данной микросреды входят в структуру потребностей этой личности. Характер воздействия социальных групп на личность определяется и тем, какое место занимает и какие функции-роли[2] в их рамках данная личность выполняет. Другими словами, человек может вести себя по-разному в зависимости от того, в какой группе в каждый конкретный момент он действует и какую функцию-роль в них выполняет. Негативное влияние ближайшего социального окружения, малых групп, прежде всего, определяется тем, что они относительно самостоятельны, в них могут возникать групповые нормы поведения и групповые ценности, не совпадающие с нормами и ценностями, принятыми обществом и санкционированными государством[3].
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|