Формирование малых групп осужденных. Часть 2.

Микросреда осужденных имеет ряд специфических особенностей по степени влияние на личность. В такой среде при общем образе жизни осужденных, при относительной сходной судьбе и прошлой преступной деятельности более активно формируются неофициальные малые группы различной направленности.

Это происходит в результате непосредственных, довольно длительных межличностных отношений между осужденными в процессе общения в различных сферах деятельности. Отрицательный нравственный опыт, отсутствие позитивных целей могут явиться благоприятной почвой для формирования отрицательной микросреды в колонии. В местах лишения свободы осужденные испытывают дефицит общения с привычным для них социальным окружением и компенсируют его путем повышения интенсивности общения в реальном ближайшем окружении.

Все это свидетельствует о том, что влияние на личность со стороны ближайшего окружения в местах лишения свободы осуществляется значительно сильнее, чем в условиях общения на свободе. Практика показывает, что малые группы осужденных состоят из 2–7 человек, которые складываются в процессе межличностного общения стихийно, независимо от администрации, по землячеству, по близости интересов и т. д. Основой таких групп становится взаимная симпатия, дружба, личная привязанность и т. п. Образование малых групп объясняется, прежде всего, избирательной потребностью личности в общении, в объединении с другими осужденными на основе одинакового отношения к наказанию, к различным явлениям жизни, к людям, в сходстве психологических установок и ценностных ориентаций. Кроме того, в этих группах осужденные реализуют и другую важную потребность – в новых впечатлениях, новой информации. «Осужденный с первых дней пребывания в колонии начинает подыскивать себе друга, товарища, единомышленника, руководствуясь общими интересами или общими целями совместной деятельности, одинаковым отношением к наказанию, требованиям режима, воспитательным воздействиям, или чувствам симпатии, личной привязанности»[1].

Рассматривая вопрос образования малых неофициальных групп, отметим, что малые группы возникают стихийно, самостоятельно. Этот процесс осуществляется, условно говоря, по горизонтали. Влияние всевозможных факторов сверху (административных) принципиального значения не имеет. Образующими элементами являются: наличие определенной численности осужденных, постоянство контактов между ними, существование определенных групповых норм и правил, единство ценностных ориентаций, наличие определенной цели, которая может и не осознаваться членами группы.

Интересен механизм вхождения личности в группу, процесс принятия и выполнения осужденными групповых норм и правил поведения. Известно, что каждый вновь прибывший в колонию осужденный зачисляется в официальную структуру отряда и выполняет те виды деятельности, которые определены задачами исправительного учреждения. Однако в процессе взаимоотношений с другими осужденными прибывший, ориентируясь на свои первые впечатления об окружающих его осужденных, выделяет среди них несколько лиц, вызвавших у него интерес и симпатию, вступает с ними в пробное межличностное общение. В дальнейшем новичок постепенно подбирает себе партнеров по общению, близких ему по взглядам, интересам. В свою очередь он становится объектом пристального внимания со стороны других осужденных, которые, как правило, являются членами неофициальных групп различной направленности. Группа через своих представителей входит с ним в непосредственное общение, оценивает его и, если он представляет интерес для группы, оказывает влияние (психологическое давление) с целью вовлечения его в группу. Для этой цели могут использоваться различные способы: предоставление возможности для реализации потребностей новичка, запугивание, сообщение ложной или искаженной информации о других осужденных, группах, а также подчеркивание преимуществ, связанных с членством в группе.

Специфика условий отбывания наказаний в ИУ, наличие большого количества малых групп различной направленности, длительные сроки лишения свободы способствуют тому, что вновь прибывший, особенно на начальном этапе, обязательно примкнет к какой-либо группе. Необходимость адаптации, некоторого времени, чтобы осмотреться в учреждении, а иной раз и защиты заставляет его идти на контакты с другими осужденными. Если осужденный не примкнул к группам, то его занимаемая позиция нуждается в прояснении, в связи с чем он может подвергнуться определенным санкциям. Примкнувший к какой-либо группе осужденный тем самым определяет свою позицию и становится понятен.


[1] Пирожков В. Ф., Глоточкин А. Д. Исправительно-трудовая психология. М. Академия МВД СССР. 1974. с. 256.





Просмотров: 486
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Формирование малых групп осужденных. Часть 3.
  • Формирование малых групп осужденных.
  • Формирование малых групп. Часть 2.
  • Формирование малых групп.
  • Формирование и развитие группы: борьба влечений в групп-аналитическом сеттинге
  • Тест Т.Геринга FAST как комплексный психометрический метод исследования малых групп
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • Лидеры в местах лишения свободы. Часть 2.
  • Субкультура в местах лишения свободы. 2 часть.
  • Субкультура в местах лишения свободы. Часть 3.
  • Лидеры в местах лишения свободы.
  • Субкультура в местах лишения свободы
  • Функции лидера в местах лишения свободы
  • Психология общения: виды общения и 5 простых правил диалога.
  • Особенности коррекционной работы с подростками в местах лишения свободы
  • Малые группы и деловые коллективы
  • Для чего нужны группы общения для подростков?
  • Для ведущих процесс-групп
  • Общение, стороны общения
  • Специфика онлайн-групп (Skype, Zoom)
  • Пять особенностей групп-аналитической супервизии
  • 10 правил общения с людьми, которые нужно знать каждому
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Влияние контрпереноса специалиста в отношении клиента на динамику супервизионной группы
  • Влияние дистанции общения на психическое здоровье
  • Жизнь группы и принятие групповых решений
  • Размышления о чувствах и эмоциях при соведении психологических образовательных групп
  • Беда не приходит одна. Самопознание в малых группах
  • Вниманию участников психологических групп в соц. сетях или Стоит ли читать о психологии?
  • Опыт подготовки занятий для групп подростков, педагогов и родителей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь