Формирование малых групп осужденных. Часть 3.

В процессе вхождения в малую группу (неопределенной или отрицательной направленности) осужденный принимает такие нормы, требования, ценности сложившиеся внутри группы, которые нередко направлены на поддержание антиобщественных установок в микросреде, сохранение традиций преступного мира, поднятие личного престижа. Если, например, в малой группе ценностным являются антиобщественные установки и нормы, то осужденный, являющийся членом этой группы, для своего утверждения в группе должен построить свое поведение в соответствии с ними. В тех случаях, когда ценности группы совпадают с внутренней, присущей каждой личности системой взглядов, принципов, норм поведения и ценностных ориентаций, определяющим фактором в деятельности осужденных является групповая оценка. В случаях, когда нравственные взгляды осужденных противостоят интересам, ценностям и нормам группы, он легко поступается ими, боясь остаться в изоляции, уронить свой статус в глазах членов группы. Справедливости ради необходимо сказать, что и в целом (в человеческом сообществе) присутствует такая особенность. Поэтому не случайно в группах отрицательной направленности наиболее распространенными мотивами поведения являются мотивы, побуждающие деятельность личности на нарушение режима, на поддержание авторитета, высокого престижа среди осужденных[1]. Очень часто в самом факте совершенного правонарушения видится проявление мужества, героизма, ловкости, самоутверждения. Это воздействие группового сознания на поведение личности в микросреде «состоит в том, что из установок восприятия и отношения группы к явлениям действительности и объясняются те стороны сознания индивида, которые присущи ему как представителю данной группы»[2].

Практика показывает, что в малых группах, особенно отрицательной направленности, существует свой внутренний неписанный «кодекс», нормы и правила поведения, которые оказывают влияние как на поведение личности в группе, так и на ее поведение в микросреде колонии. Групповые нормы сами развиваются, проходят определенные стадии развития, по мере развития группы усложняются, фиксируются, детерминируют поведение членов группы. Групповые нормы выполняют следующие основные функции: являются своеобразной формой фиксации групповой структуры; критерием для оценки деятельности членов группы, оказывающим влияние на принятие им решения в конкретных ситуациях.

Осужденный в процессе вхождения в малую группу узнает, какое поведение предписывается групповой нормой; в каких ситуациях реализовывать это предписание и требует ли групповая норма от него определенной активности в каждом конкретном случае; кто относится к группе и как вести себя с другими осужденными.

Важнейшей социально-психологической характеристикой малой группы является ее структура и сплоченность.

Сплоченность – это такое групповое свойство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы[3]. К группе причин сплоченности  членов малой группы можно отнести: частоту взаимодействия индивидов, кооперативный характер их взаимодействия, статусные и поведенческие (личностные) характеристики членов группы, разнообразные проявления сходства между людьми (в установках, возрасте, этнического плана и т. д.). В числе последствий симпатии называются следующие: агрессивное поведение в отношении несимпатичного группе лица, более благоприятная оценка членами группы ситуации межличностного взаимодействия, изменения в оценке других лиц (например, люди, к которым личность питает симпатию, нередко рассматриваются ею как «себе-подобные») и во внутригрупповой коммуникации (в ряде случаев симпатия совпадает с частотой коммуникации партнеров), рост конформного поведения, возможное возрастание продуктивности группы.


[1] А.И. Мокрецов, И.В. Шмаров. Указ. соч. с. 39.



[2] Ольшанский В. Б. Личность и социальные ценности. – В кн.: Социология в СССР. Т. 1., 1966.



[3] Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М., 1991. С. 106.





Просмотров: 437
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Размеры малой группы
  • Креативная игра “Счастливый случай” как инструмент разрешения проблем малой группы
  • Теория развития группы: что препятствует общению?
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Влияние контрпереноса специалиста в отношении клиента на динамику супервизионной группы
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 2. Принципы работы группы
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 3. Задачи ведущего группы
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • Группы раннего развития – «За» и «Против»
  • Группы смерти ВКонтакте: как не попасть и что делать!???
  • Как проходят наши группы с родственниками зависимых от ПАВ ребят
  • Формирование и развитие группы: борьба влечений в групп-аналитическом сеттинге
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Разделение группы на «сильных» и «слабых» в группах по обучению иностранному языку. Причины и последствия.
  • Психологическое бесплодие. Как помочь? Группы психологической поддержки
  • Группы для созависимых
  • Как собираются группы?
  • Основные группы заболеваний.
  • Групповая психотерапия переживания потери близких (описание опыта ведения группы)
  • Правила супервизионной группы
  • Правила терапевтической группы
  • Как случаются группы и зачем
  • Как защитить своего ребенка от попадания в секты и неформальные группы?
  • Закрытые группы в месссенджерах, как заменитель психотерапии для взрослых детей
  • Интервизорские группы: основные черты.
  • Психологические группы для приемных детей и подростков - трудности и пути решения.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь