На одной из учебных групп проводили расстановку под супервизией. И последующее обсуждение стало очень поучительным. Привожу идеи, которые мне показались предельно важными для успеха начинающего расстановщика.
Работать с подростками – не называя вещи своими именами. Например, вместо «здесь твои абортированные братья и сестры» можно сказать, здесь кто-то из твоих умерших родственников.
Сложных клиентов вводить в поле лишь на последнем этапе, когда приближаемся к хэппи-энду.
Острых клиентов (пациентов) вообще не вводить в поле расстановки. Всю работу делать из безопасного ресурсного места (например, дистанцированно от образа расстановки, в окружении «телохранителей» и т.д.), или использовать индивидуальную форму работы, расстановки в воображении, расстановки на фигурках, расстановки на якорях и т.д.
Уделить нужное время и внимание этапу формулирования запроса. Сама формулировка запроса клиентом – это запрос на уровень глубины проработки темы. Клиент формулировкой своего запроса сигнализирует: «Пожалуйста, глубже, чем я готов, погружаться не надо!»
Иногда полезно переформулировать и запрос, и суть психологической работы не в терминах проблемы, а в терминах решения (цели).
Позитивное переформулирование описания ситуации клиента с негативных терминов, в сбалансированные: «Вам тяжело сейчас, но зато у вас хватает сил сюда прийти и работать над этим… И раньше было тяжело после потери, но вы справились… Вы очень сильный и успешный человек, осталось подшлифовать небольшие детали...» «Несмотря на всё тяжелое, что выпало на вашу долю, вы справились, вы живёте… Здорово!» «Вы злитесь, и это хорошо! Дайте злости выйти наружу, отпустите её…»
Провокация на старте: «Представь на секунду… Что если ты решишь оставаться при родителях в той же самой роли еще 30 лет? Сколько тебе будет? 55 Сколько ей? 75! И все по-прежнему. Ты при ней… Она при тебе…Как тебе это?»
При работе с семейными парами очень важно создать ощущение безопасного пространства для обоих: - Сидеть на равном расстоянии от обоих - Уделять каждому равное время - Предоставлять равное время для высказываний - Использовать формат работы 2 клиента (мужчина и женщина) – 2 терапевта (мужчина и женщина). - Не спорить, а предложить подумать… и т.д.
Разделение фигуры родителя на негативную и позитивную ипостась. Если это возможно, гнев и злость, боль и страх выражаем в разговоре с негативной частью. Очень важно сделать это качественно, чтобы вышло, используя приёмы работы с телом. Ответственность за негатив, если это уместно, тоже передаём старшим (передача тяжелого предмета).
Если уместно, оправдываем старших в глазах ребенка (независимо от возраста ребенка): «Они психологических факультетов университета не заканчивали. Они делали то, что могли. У их действий были свои позитивные намерения». Оправдываем фигуру ребенка: «Ребенок не виноват, что его не защитили. Ребенок всегда хороший, и ни в чем не виноватый, имеет право на свои чувства». Затем необходимо, если это возможно, восстановить связь с позитивным образом родителя, и сделать запрос помощи от предков через него. «Ты мне жизнь подарил. Этого очень много. Если еще что-то дашь – всё возьму». Важно дать этому процессу всё необходимое для этого время. Ни в ком случае не форсировать, искусственно ускорять. Иногда этот процесс может занять несколько сессий.
В важных моментах расстановки нужно быть рядом с клиентом, поддерживая телесныйконтакт (например, за руку, или ладонью под спину).
Проговаривание разрешающих фраз с повтором. Клиент сидит или стоит рядом с расстановщиком. Расстановщик диктует заместителю клиента разрешающие фразы, заместитель повторяет. Таким образом каждую фразу клиент слышит дважды, при чем из защищенной позиции. Формально фразы диктуются не ему, а заместителю. Очень важно после каждой произнесенной фразы тестировать пространство расстановки и состояние клиента – уместна или нет, согласен он или нет, находится ли клиент в контакте со смыслами этих фраз или нет. При потере контакта вернутся назад, отредактировать фразы, снизить темп движения, перейти на работу без слов.
Отреагирование негативных эмоций (слез, гнева) можно сделать намного эффективнее и короче по времени (в щадящем режиме и для клиента и для группы), просто попросив клиента выдохнуть эмоции энергично и стряхнуть их с тела (3-4 раза часто достаточно).
Инструктаж клиента после расстановки после мощного отреагирования эмоций в расстановке: «После расстановки часто происходит перестройка всего организма, в том числе может продолжаться высвобождение негативных эмоции. Это нормальный признак того, что идет процесс очищения, освобождения. Надо просто помочь ему произойти, помочь ему завершиться».
Принцип разделения ответственности 50/50. Согласно данному принципу, есть «знающее» поле бессознательного клиента, которое в данной сессии предоставляет для проработки ровно столько травматического материала, сколько может выдержать клиент. Поэтому клиент может просто довериться полю и завершить то, что требует своего завершения. Насколько это получится в данной сессии. При этом клиент несет свою часть ответственности. Если клиент вдруг в ходе расстановки почувствовал, что он не в силах продолжать, нужно просто сказать об этом ведущему и завершить расстановку. Ведущий тоже несет свою долю ответственности. Если ведущий увидел или почувствовал, что нагрузка для клиента для одной сессии достаточная, или группа устала. В этом случае не стоит стремиться довести расстановку до победного конца, а ограничиться достижением некоторых заметных изменений в лучшую сторону. Он предлагает клиенту сфокусироваться на уже достигнутых изменениях, завершить данную сессию, и договориться о дате следующей сессии в ближайшее удобное для клиента время.
И наконец, ведущий обязан придерживаться профессиональной позиции терапевта. Например, если приходит к терапевту-мужчине женщина и начинает свои проблемы высказывать со слов: «Доктор, в моей жизни все мужики козлы». Нужно не оскорбляться как мужчина, а работать с клиентом, который нуждается в помощи как терапевт. «Я в этой ситуации кто? Терапевт. А передо мной сидит кто? Клиент!»
***
Продолжается раздача новогодних подарков: До 15 января ДВЕ РАССТАНОВКИ ПО ЦЕНЕ ОДНОЙ Достаточно просто позвонить по телефону: 8-905-565-66-55
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.