|
Процесс расстановки. Часть 2. Предварительная беседа с клиентомАвтор статьи: Карпенков Юрий Витальевич
Предварительная беседа с клиентом «Гипер-ожидания порождают гипер-облом».
Как известно, люди скорее доверяют не словам, а интонациям, поэтому внутренний настрой расстановщика имеет значение принципиальное. Для расстановщиков ключом является открытость энергиям системы клиента. Это состояние восприимчивости к ситуации клиента. Это состояние локатора, антенны. Расстановщик не рупор, который разбрасывает суждения и оценки направо и налево, а радар воспринимающий, внимающий, впитывающий. Как войти в состояние такой открытости и его поддерживать? Одним из самых простых способов входа является невербальная подстройка, отзеркаливание клиента на этапе предварительного интервью. Если просто повторить позу клиента, сонастроиться с ним в унисон по дыханию, по ритму движений, мы может почувствовать его состояние всем своим телом. Чем больше мы с клиентом пообщались, тем больше мы вошли в контакт с его ситуацией, запросом, с его настроением, тем больше мы его поняли, почувствовали. Внутри человека как в архиве хранятся терабайты событий и чувств. Всего много. И он пришел в расстановщику и заявил: «Я с этим не могу разобраться. Помогите». Чтобы расстановщик смог ему помочь, клиент должен приоткрыть дверь в свою душу. И если терапевт не заручится доверием клиента, хотя бы минимальным, достаточным для начала работы, ничего клиент не приоткроет, даже маленькой щелочки. Выручает расстановщика принцип золотой середины. Тремя словами обменяться – иногда маловато. Проговорить два часа – можно увязнуть в деталях, группа устанет. А важную для начала работы информацию получить надо. Информационный перегруз может выглядеть так. «У нас с мужем опять Санта-Барбара началась. Я ему вчера приготовила омлет со сметаной…Он сметану выкинул… Омлет в меня швырнул… Я вся в этом стою, обтекаю…» Да, понятно, что проблемы у женщины с мужем есть. Но она ведет рассказ на таком уровне конкретики, который мало полезен для нашей работы в расстановке. А может случиться и так, что информация слишком общая, слишком абстрактная. «Я воспринимаю себя как математическую точку в бесконечном пространстве мира». Вот и приходиться расстановщику балансировать. Самый простой способ установления доверия с клиентом, чтобы человек к терапевту привык, расслабился, почувствовал, что он попал по адресу, надо просто поговорить с ним, поделиться информацией. «Доверил человеку информацию – значит, стал ему больше доверять». Хеллингеру иногда достаточно было посмотреть на человека несколько секунд, и ему всё становилось понятно. Дальше он говорил: «Поклонись своей маме». И все, кто это наблюдал, восхищенно думали: «Чудо!» А на самом деле он был в информационном потоке, «телепал». Много лет молитвенной практики в монашеском ордене – это что-нибудь да значит. А другим расстановщикам, чтобы понять клиента, нужно поговорить с ним, и в беседе получить необходимые детали. *** Для контакта с клиентом, для того, чтобы почувствовать его, для того, чтобы исследовать его ситуацию всем своим телом, нужно к нему присоединиться, раствориться в нём. В этот момент мы с ним на одной волне, в одной лодке, в его пиджаке, в его мокасинах. Но в этом состоянии у нас часто нет возможности управлять процессом расстановки. Чтобы управлять процессом, нужно отстраниться от клиента. Вот почему в расстановочной работе происходит своеобразный танец: присоединился – почувствовал – отстранился – направил процесс. Видим, клиент притормозил. Возвращаемся, снова восстанавливаем контакт с ним, чувствуем его ситуацию, снова отстраняемся, и снова направляем процесс. *** Как будет происходить этот многоступенчатый процесс – это уникально для каждой сессии. Иногда в этом процессе важно уделять внимание мельчайшим деталям: мимике, жестам, интонациям и т.д. Например, если клиент несколько раз повторяется про одно и то же, скорее всего – это одна из важнейших тем, которая его беспокоит. Важно анализировать, с чьей позиции высказаны те или иные слова и оценки клиента. Например, если дочка заявляет про свою семью: «Мама – очень добрая, душевная женщина, а отец – так себе. Не может он деньги зарабатывать». Чьи это слова? Скорее всего, это слова и интонации мамы или бабушки, перенятые ребенком, и встроенные им в свою картину мира. И это очень чётко показывает, что ребенок вовлечён в отношения родителей на стороне мамы. Вот и первоначальная гипотеза для работы нарисовалась! *** Стефан Хаузнер известен тем, что работал с самыми тяжелыми клиентами, с пациентами психиатрических клиник. Он садился рядом с клиентом и несколько минут сидел молча. Но он не бездействовал. Фактически он за несколько минут успевал сделать несколько гипотез по поводу причин состояния клиента, и внутри себя их протестировать. Потом он предъявлял находки клиенту: «Я, сидя рядом с тобой, чувствую, что вот здесь давит, а вот здесь жмёт, а вот здесь голова кружится. Это так? Ты чувствуешь и ощущаешь также? Или как-то по-другому? Больше всего резонирует со мной, цепляет меня из твоего рассказа информация о дяде по материнской линии, расскажи мне о нём подробнее…» *** Итак, самая главная задача расстановщика на этапе интервью – «пройти по лезвию бритвы»: получить ключевую информацию клиента, но не быть раздавленным этой информацией, не потерять контроль, «не вляпаться по уши» как барон Мюнхгаузен в болото, не попасть в позицию спасателя клиента. Если вы чрезмерно погрузились в ощущения ситуации и состояние клиента – это можно заметить по специфическим ощущениям. Это часто ощущается как свинцовая тяжесть или недостаток опоры в ногах, муть в голове, потрясывание, жужжание во всем теле, неспособность поймать мысль, сердцебиение, общее беспокойство, чувство тупика и беспомощности. Клиент потому и пришел к терапевту, что у него в жизни ощущение тупика. Имеет право. Но если расстановщик слишком присоединится к клиенту и войдет в состояние тупика, то он не сможет руководить процессом. Что делать? Нужно сделать паузу, отстроиться, отстраниться, уменьшить контакт глаз, увеличить дистанцию, поменять место, позу, жесты, прогуляться по комнате. Важно сделать это, не оскорбляя клиента. *** Иногда даже пауза не спасает ситуацию. Такие состояния чаще всего связаны с так называемым «слепым пятном терапевта». Другими словами, клиент принес терапевту тему, которая у самого терапевта не проработана. Решением данной ситуации для расстановщика может быть перенос сессии с данным клиентом на другой срок. За это время терапевт обязан посетить своего супервизора и проработать своё «слепое пятно». Иногда наилучшим решением является передача клиента другому специалисту. *** Статья написана в соавторстве с Матвеевой Надеждой (Центр "Ольвия" г. Москва) С уважением Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|