|
Нужно ли мотивировать клиента?Автор статьи: Сергей Коваленко
Мотивация - это такая неуловимая субстанция, без которой позитивные изменения в терапии невозможны. Она является основой плодотворного сотрудничества человека, обратившегося за помощью, и специалиста. Нужно ли мотивировать клиента? Существует две точки зрения: 1. Клиента нужно мотивировать 2. Клиента не нужно мотивировать Первая позиция (клиента необходимо мотивировать) исходит из того, клиент не всегда сам до конца понимает, чего именно он хочет. Ведь, если у него был бы необходимый уровень осознанности, то страдания, которые его вынудили обратиться к терапевту, возможно и не возникли. Первичный запрос крайне редко остается неизменным в процессе терапии. Начальный запрос может оказаться нежизнеспособным на длительной (реалистичной для изменений) дистанции, - лежащей в его основе мотивации может хватить на то, чтобы начать терапию, но быть недостаточно для того, чтобы удержаться в терапии на время необходимое для ощутимого результата, имея при этом требуемую вовлеченность в процесс. Клиент, обращающийся за помощью впервые, может иметь нереалистичные ожидания от терапии в силу, как своих особенностей мировосприятия, так и недостаточной информированности в области психологии. Психолог вводит его в курс дела, объяснив, как-что работает, и что реально можно сделать. Новый более широкий взгляд на проблему и возможности её решить могут изменить начальную мотивацию на более продуктивную для создания надежной терапевтической коалиции. Помощь в нахождении устойчивой мотивации - это большое искусство, идущее корнями в эпоху Возрождения, но, возможно, и глубже. Притча-иллюстрация о мотивации Однажды человек шел мимо некоего дома и увидел старушку в кресле-качалке, рядом с ней качался в кресле старичок, читающий газету, а между ними на крыльце лежала собака и скулила, как будто бы от боли. Проходя мимо человек про себя удивился, почему же скулит собака. - Извините, мэм, – обратился он к старушке, – что случилось с вашей собакой? - С ней? – переспросила она. – Она лежит на гвозде. Смущенный ее ответом человек спросил: - Если она лежит на гвозде и ей больно, почему она просто не встанет? Старушка улыбнулась и ответила: - Значит ей больно настолько, чтобы скулить, но не настолько, чтобы сдвинуться с места.
Всем помочь нельзя, но попробовать стоит, даже небольшие изменения представляют ценность.
Вторая позиция (клиента не нужно мотивировать) исходит из положения, что клиент может пройти путь изменений только самостоятельно. “Я, как терапевт, могу только быть проводником на этом пути, но не тягачом.” Если у человека достаточно мотивации, есть на это ресурсы и его желание поменять свою жизнь - истинное, а не продиктовано родственниками, супругом или коллегами, то он может получить позитивные изменения. Бесконечное количество факторов повлияли на то, к чему клиент пришел к настоящему моменту. У терапевта нет задачи конкурировать с жизнью клиента, которая не оказала на него такого влияния, чтобы он проживал её по-другому. Каждый человек выбирает на данном этапе жизни наилучший для себя способ адаптации. Хорошим примером такого подхода является 12-ти шаговая программа групповой терапии зависимостей, где клиенту ставятся жесткие условия, при которых оказывается помощь. При невыполнении каких-либо условий (домашнего задания, регулярности посещения групп и т.д.) с клиентом расстаются. При таком подходе в терапии остаются люди с достаточным уровнем мотивации для эффективной работы. Недостаточно мотивированные - отсеиваются. В тоже время само преодоление трудностей является и мотивирующим фактором: добытое с усилием ценится больше, чем полученное без труда. Анекдот-иллюстрация о мотивации Звонок семейным терапевтам. “Алло. Мы хотим записаться к Вам на семейную терапию. Прямо сейчас.” “У вас есть дети?” “Да. Двое.” “Хорошо. Мы сможем начать, если на семейную терапию придут ваши дети.” “Что это за безобразие?! У нас личные проблемы. Дети здесь ни причем. Нам нужно их забирать из школы. Это лишние хлопоты. До свидания!” Через некоторое время раздается звонок. “Мы подумали и решили, что приедем к вам с детьми.” “У вас есть родители?” “Да, у детей есть бабушка. Она живет с нами.” “Хорошо. Мы сможем начать, если на семейную терапию придет бабушка.” “Это уже форменное издевательство!! Она пожилой человек и плохо ходит. Зачем это нужно?! До свидания!” Через некоторое время звонок раздается снова. “Ладно. Мы подумали. Мы сможем привезти с собой бабушку.” Сценарий повторяется. Выдвигаются всё новые условия. И в тот момент, когда семейная пара доходит до максимальной точки кипения, терапевты отвечают: “А вот теперь можем начинать”.)
Установка терапевта: Всем помочь нельзя, можно только тому, кто этого сам хочет.
Выбор терапевтом одной из этих двух позиций является результатом субъективных предпочтений, особенностей личности, мировоззрения, теоретических установок и мн. др. Также выбор может зависеть не только от личных предпочтений, теоретических позиций и пр., но и быть продиктованным контекстом, в котором происходит консультирование/терапия. При работе в какой-либо системе и существующей там по факту триангуляции терапевт-клиент-система требования системы зачастую подталкивают терапевта к первому варианту. Пациент не самостоятельно обращается за помощью, а ему её предлагают в рамках этой системы. По заданным “условиям игры” терапевт обычно не может выбрать вторую позицию и поиск мотивации клиента является его негласной обязанностью. Примером может служить работа в медицинском учреждении, лечебно-профилактическом санатории. Выбор соотносится и со стилем работы терапевта: поддерживающий или фрустрирующий. Терапевт, предпочитающий оказывать поддержку, скорее всего будет придерживаться первого подхода к мотивации. Терапевт, использующий в работе фрустрирующие техники, выберет второй подход. Зависит и от типа проблемы клиента: дефицитарная или личностный кризис, - соответственно будут связаны с первым и вторым подходами. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|