Нужно ли мотивировать клиента?

Автор статьи: Сергей Коваленко

Нужно ли мотивировать клиента

 

Мотивация - это такая неуловимая субстанция, без которой позитивные изменения в терапии невозможны. Она является основой плодотворного сотрудничества человека, обратившегося за помощью, и специалиста. 

 Нужно ли мотивировать клиента?

 Существует две точки зрения:

 1. Клиента нужно мотивировать

 2. Клиента не нужно мотивировать

 Первая позиция (клиента необходимо мотивировать) исходит из того, клиент не всегда сам до конца понимает, чего именно он хочет. Ведь, если у него был бы необходимый уровень осознанности, то страдания, которые его вынудили обратиться к терапевту, возможно и не возникли.

 Первичный запрос крайне редко остается неизменным в процессе терапии.

 Начальный запрос может оказаться нежизнеспособным на длительной (реалистичной для изменений) дистанции, - лежащей в его основе мотивации может хватить на то, чтобы начать терапию, но быть недостаточно для того, чтобы удержаться в терапии на время необходимое для ощутимого результата, имея при этом требуемую вовлеченность в процесс.

 Клиент, обращающийся за помощью впервые, может иметь нереалистичные ожидания от терапии в силу, как своих особенностей мировосприятия, так и недостаточной информированности в области психологии. Психолог вводит его в курс дела, объяснив, как-что работает, и что реально можно сделать. Новый более широкий взгляд на проблему и возможности её решить могут изменить начальную мотивацию на более продуктивную для создания надежной терапевтической коалиции.

 Помощь в нахождении устойчивой мотивации - это большое искусство, идущее корнями в эпоху Возрождения, но, возможно, и глубже.

 

Притча-иллюстрация о мотивации

Однажды человек шел мимо некоего дома и увидел старушку в кресле-качалке, рядом с ней качался в кресле старичок, читающий газету, а между ними на крыльце лежала собака и скулила, как будто бы от боли. Проходя мимо человек про себя удивился, почему же скулит собака.

- Извините, мэм, – обратился он к старушке, – что случилось с вашей собакой?

- С ней? – переспросила она. – Она лежит на гвозде.

Смущенный ее ответом человек спросил:

- Если она лежит на гвозде и ей больно, почему она просто не встанет?

Старушка улыбнулась и ответила:

- Значит ей больно настолько, чтобы скулить, но не настолько, чтобы сдвинуться с места.


 Установка терапевта:

 Всем помочь нельзя, но попробовать стоит, даже небольшие изменения представляют ценность.

 

 Вторая позиция (клиента не нужно мотивировать) исходит из положения, что клиент может пройти путь изменений только самостоятельно. “Я, как терапевт, могу только быть проводником на этом пути, но не тягачом.”

  Если у человека достаточно мотивации, есть на это ресурсы и его желание поменять свою жизнь - истинное, а не продиктовано родственниками, супругом или коллегами, то он может получить позитивные изменения. Бесконечное количество факторов повлияли на то, к чему клиент пришел к настоящему моменту. У терапевта нет задачи конкурировать с жизнью клиента, которая не оказала на него такого влияния, чтобы он проживал её по-другому. Каждый человек выбирает на данном этапе жизни наилучший для себя способ адаптации.

 Хорошим примером такого подхода является 12-ти шаговая программа групповой терапии зависимостей, где клиенту ставятся жесткие условия, при которых оказывается помощь. При невыполнении каких-либо условий (домашнего задания, регулярности посещения групп и т.д.) с клиентом расстаются.

 При таком подходе в терапии остаются люди с достаточным уровнем мотивации для эффективной работы. Недостаточно мотивированные - отсеиваются.

 В тоже время само преодоление трудностей является и мотивирующим фактором: добытое с усилием ценится больше, чем полученное без труда. 

Анекдот-иллюстрация о мотивации

Звонок семейным терапевтам.

“Алло. Мы хотим записаться к Вам на семейную терапию. Прямо сейчас.”

“У вас есть дети?”

“Да. Двое.”

“Хорошо. Мы сможем начать, если на семейную терапию придут ваши дети.”

“Что это за безобразие?! У нас личные проблемы. Дети здесь ни причем. Нам нужно их забирать из школы. Это лишние хлопоты. До свидания!”

Через некоторое время раздается звонок.

“Мы подумали и решили, что приедем к вам с детьми.”

“У вас есть родители?”

“Да, у детей есть бабушка. Она живет с нами.”

“Хорошо. Мы сможем начать, если на семейную терапию придет бабушка.”

“Это уже форменное издевательство!! Она пожилой человек и плохо ходит. Зачем это нужно?! До свидания!”

Через некоторое время звонок раздается снова.

“Ладно. Мы подумали. Мы сможем привезти с собой бабушку.”

Сценарий повторяется. Выдвигаются всё новые условия. И в тот момент, когда семейная пара доходит до максимальной точки кипения, терапевты отвечают:

“А вот теперь можем начинать”.)

 

 Установка терапевта:

 Всем помочь нельзя, можно только тому, кто этого сам хочет.

 

 Выбор терапевтом одной из этих двух позиций является результатом субъективных предпочтений, особенностей личности, мировоззрения, теоретических установок и мн. др.

 Также выбор может зависеть не только от личных предпочтений, теоретических позиций и пр., но и быть продиктованным контекстом, в котором происходит консультирование/терапия. При работе в какой-либо системе и существующей там по факту триангуляции терапевт-клиент-система требования системы зачастую подталкивают терапевта к первому варианту. Пациент не самостоятельно обращается за помощью, а ему её предлагают в рамках этой системы. По заданным “условиям игры” терапевт обычно не может выбрать вторую позицию и поиск мотивации клиента является его негласной обязанностью. Примером может служить работа в медицинском учреждении, лечебно-профилактическом санатории.

 Выбор соотносится и со стилем работы терапевта: поддерживающий или фрустрирующий.

 Терапевт, предпочитающий оказывать поддержку, скорее всего будет придерживаться первого подхода к мотивации. Терапевт, использующий в работе фрустрирующие техники, выберет второй подход.

 Зависит и от типа проблемы клиента: дефицитарная или личностный кризис, - соответственно будут связаны с первым и вторым подходами.



Просмотров: 327
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Как мотивировать клиента на результат
  • Как терапевт выбирает клиента. Рациональное.
  • Как терапевт выбирает клиента. Иррациональное.
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Почему у клиента может появиться зависимость от психолога?
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Когда коуч может отправить клиента к психотерапевту?
  • Что может терапии помочь, а что может ей помешать
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Если б было нужно – я бы горы свернул!... О мотивации к изменениям
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • «Мне нужно, чтобы кто-то поверил в меня….» или что включает позитивные изменения
  • Нужно ли ломать себя, чтобы получить новый опыт для изменений в жизни?
  • Зачем и как психологу нужно расспрашивать клиента о выпивке?
  • Место экзистенциальных проблем в жизни человека и терапии клиента: неопределенность личная и понятийная
  • Арт-терапия – неисчерпаемое поле для творчества клиента и терапевта
  • Не нужно быть финансовым гением, чтобы разбогатеть. Для этого нужно вот что
  • Развитие клиента в процессе гештальт-терапии
  • Слияние у терапевта и клиента
  • О значимости терапевта для клиента. Диалоги б17
  • Инструкция для клиента гештальт-терапевта.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь