«Мне нужно, чтобы кто-то поверил в меня….» или что включает позитивные изменения

Типичная для консультации ситуация: приходит родитель со своим ребёнком, неважно какого возраста. Как правило, общение начинается со знакомства и описании проблем: не уверен(а) в себе, не может, не хочет, боится, страхи, панические атаки и т.д. и т.п., перечисляются все возможные ситуации неуспеха.

Иногда я прерываю подобную исповедь в присутствии ребёнка и приглашаю для этого родителя на отдельную встречу. Взамен задаю вопрос: «что у Вашего ребёнка получается хорошо? Какие у него сильные стороны?»

Приятно, когда родитель быстро начинает перечислять успехи ребёнка, но нередко бывает, что мой вопрос загоняет родителя в ступор, заставляет вспоминать и всё-таки назвать хотя бы 2-3 качества.

 Как правило, родитель идет на консультацию «подготовленный», свободно и легко он перечисляет все неблагополучия своего чада. Что происходит в это время с ребёнком? Одни дети как будто врастают в стул, съеживаются, становятся «серыми» на глазах; другие – ещё пытаются сопротивляться – спорят, оправдываются, обвиняют родителя и др.

 Мне нужно чтобы кто то поверил в меня   или что включает позитивные изменения

(автор рисунка-наброска: Катерина Мирошкина)

 Проходит несколько встреч и ребёнок начинает меняться, порой к удивлению и родителя, и самого ребёнка.

Что помогает изменить ситуацию и перенаправить развитие с пути неуверенности, невротических нарушений на путь самодостаточности и успеха?

 Попробую выстроить основные моменты в виде алгоритма работы.

 Первое, что мы делаем с ребёнком – проводим диагностику. И не для того, чтобы выявить и структурировать все его неблагополучия, а скорее – для выявления сильных качеств, заложенных природой. Конечно, «минусы» тоже отслеживаются в ходе тестирования, но для меня важнее определить имеющиеся ресурсы, которые по каким-то причинам остались невостребованными.

 На второй встрече – меняем вектор. Я рассказываю о результатах, именно о позитивных, ресурсных качествах ребёнка. Предпочитаю визуализировать все важные моменты. Что я наблюдаю в это время?

Ребёнок «расправляет крылья», он выпрямляется, в глазах появляются «живые огоньки». Возможно впервые за последнее время ребёнок услышал от другого человека о том, что он – личность, что в нём живут сильные качества, которые помогут ему стать успешным. И это не пустые слова, так как всё подтверждается результатами. Родитель в это время также с удивлением слушает про своё дитя, которое до сих пор было проблемным, с чередой неуспехов и про которое родитель со всех сторон слышал больше негативных отзывов, а тут…

 И с третьей встречи, уже на подготовленной почве начинаем взращивать новые, порой очень непривычные для ребёнка и для его семьи, знания, установки, формы поведения и т.д. Для оказания помощи ребёнку я в обязательном порядке подключаю семью. Без этого никак.

По мнению психологов и также моим наблюдениям ребёнок до 16 лет эмоционально весьма привязан к родителям, он ещё слишком зависим от них в разных аспектах. Всё что происходит в семье – как в зеркале отражается в поведении и состоянии ребёнка. Поэтому все изменения начинаем только вместе с родителями.

 Работа психолога с ребёнком без участия родителя – бесполезная работа, в этом убедилась много, много раз.

 Всё протекает легко и гладко? Конечно, нет.

 Как правило, родители ещё пытаются сопротивляться изменениям. На мои предложения: «давайте попробуем внести что-то новое, другое в жизнь семьи» иногда слышу: «не получится, он (ребёнок) не сможет, это для нас неприемлемо и др.». Здесь, как правило, и открываются все невротические комплексы, установки самих родителей. Именно в таких семьях работа идёт чуть медленнее, с преодолением, но идёт.

Когда родители с желанием и осознанно включаются в работу – уже на первой неделе видим значительные позитивные перемены в поведении и характере ребёнка!

 Какой самый главный механизм изменений я бы выделила в этой работе? ВЕРА. Вера в ребёнка, в то что он «хороший», что он может быть успешным и у него для этого есть необходимые ресурсы.

 Наша система воспитания и образования устроена так, что вектор внимания педагогов, родителей больше смещён на ошибки, неудачи. В школьных тетрадях именно ошибки выделяются красным цветом. Если ребёнок сделал что-то хорошее – часто не замечается, типа так и должно быть, но уж если «накосячил»……то это долго и со всеми обсуждается, приглашаются в школу родители, дома собирается «педсовет», ребёнка отчитывают и ругают….

 

А что если попробовать наоборот?

  • Приглашать в школу родителей, когда ребёнок написал контрольную лучше, чем в прошлый раз или помог своему однокласснику.
  • Отмечать, что сегодня ребёнок сам вовремя встал и заправил кровать (чего вчера не было).
  • Хвалить ребёнка за его внимательность, вежливость, чуткость и др., даже если эти качества проявились в каких-то не значимых, по нашему мнению, ситуациях.

Родителям часто рассказываю притчу о двух волках и предлагаю начать кормить «хорошего».

 

Изменения в ребёнке не заставляют себя ждать! Когда мы отмечаем в ребёнке его заслуженные плюсы (не путать с пустой похвалой «молодец!» на каждом шагу) мы даём ему понять, какие качества для нас важны, мы направляем фокус внимания именно на сильные качества. Ребёнок начинает чувствовать, что в него ВЕРЯТ и видят в нём УСПЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА.

 О неуспехах, неудачах ребёнка рекомендую говорить наедине. И не для того, чтобы отчитать, поругать, а для того, чтобы УСЛЫШАТЬ, ПОНЯТЬ и вместе найти СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ, чтобы этот способ можно было попробовать использовать в другой схожей ситуации. И здорово, когда со временем ребёнок сам начинает предлагать решения проблемной ситуации!

Но…иногда и сам ребёнок порой оказывает внутреннее сопротивление изменениям. На столько он уже «сросся» со своим образом неудачника, проблемного человека. Иногда я спрашиваю: что должно произойти, чтобы ты смог (ла) попробовать что-то новое в своей жизни? И зачастую слышу ответ: «чтобы в меня поверили»….

 В моей профессиональной истории как спортивного психолога также нередко отмечаю, что успех приходит к ребёнку тогда, когда взрослые, в особенности родители, относятся к спортивным достижениям ребёнка с ВЕРОЙ в его успех. И даже если на этих соревнованиях что-то не получилось, родители благодарят ребёнка за выступление, находя любые плюсы, какие только можно найти и настраиваются вместе на исправление ошибок для победы на следующем старте.

И всё получается(!), в отличие от тех семей, где каждое поражение сопровождается криками, оскорблениями, негативом со стороны взрослых, то есть «красный карандаш» заточен именно на ошибки, неудачи.

 Из разговора с девочкой-спортсменкой 6 лет, которая завоевала 1 место на России после череды очень болезненных поражений:

- «что тебе помогло победить в этот раз?»

- «в меня все поверили!»

 За некоторое время до этого: с девочкой была проведена диагностика, с мамой спортсменки была проведена работа, где мы вместе «увидели» сильные качества ребёнка, научились поддерживать их (сменили вектор).

 В результате – ушёл ненужный страх, выросла самооценка и уверенность в себе юной спортсменки и….УСПЕХ не заставил себя долго ждать!

И это было только начало череды ПОБЕД!

 

 

 

 

 



Просмотров: 808
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Помощь внутреннего ребёнка родителя в налаживании контакта с собственным ребёнком и не только
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • История одного ребёнка. Авторитарная бабушка и непослушный ребёнок.
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Когда родитель решает проблемы за счёт ребёнка...
  • Когда родитель обиделся и не хочет разговаривать. Последствия для ребёнка!
  • Понять себя, чтобы сохранить любовь и семью после рождения ребёнка
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • Чем заполнить время ребёнка, если ограничить «общение с гаджетами»?
  • Развитие ребёнка начинается с осознавания родителя.
  • Мужские сексуальные проблемы. "Кто отец ребёнка?" — иногда лучше этого не знать
  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • История одного ребёнка. Бывшая жена, испепеляющая неверного супруга. Упущение ребёнка.
  • Хочу ли я, чтобы ребёнок меня слышал? Часть 2
  • Хочу ли я, чтобы ребёнок меня слышал? Часть1
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • Комплекс отвержения у родителя «трудного» ребёнка.
  • Когда мать (не)выполняет функции Эго для своего ребёнка. Начало пути индивидуации.
  • Как сохранить семью, когда после рождения ребёнка нарушена интимная жизнь?
  • Иногда мне кажется, что я не люблю своего ребёнка
  • Как любить ребёнка, чтобы он вырос счастливым и самостоятельным?
  • Ребёнок идёт в школу: основные переживания родителей
  • Второй шаг к пониманию ребёнка – придумайте вместе с ним сказку
  • Раннее развитие ребёнка - когда и как?
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь