|
«Мне нужно, чтобы кто-то поверил в меня….» или что включает позитивные измененияАвтор статьи: Войнова Елена Юрьевна
Типичная для консультации ситуация: приходит родитель со своим ребёнком, неважно какого возраста. Как правило, общение начинается со знакомства и описании проблем: не уверен(а) в себе, не может, не хочет, боится, страхи, панические атаки и т.д. и т.п., перечисляются все возможные ситуации неуспеха. Иногда я прерываю подобную исповедь в присутствии ребёнка и приглашаю для этого родителя на отдельную встречу. Взамен задаю вопрос: «что у Вашего ребёнка получается хорошо? Какие у него сильные стороны?» Приятно, когда родитель быстро начинает перечислять успехи ребёнка, но нередко бывает, что мой вопрос загоняет родителя в ступор, заставляет вспоминать и всё-таки назвать хотя бы 2-3 качества. Как правило, родитель идет на консультацию «подготовленный», свободно и легко он перечисляет все неблагополучия своего чада. Что происходит в это время с ребёнком? Одни дети как будто врастают в стул, съеживаются, становятся «серыми» на глазах; другие – ещё пытаются сопротивляться – спорят, оправдываются, обвиняют родителя и др.
(автор рисунка-наброска: Катерина Мирошкина) Проходит несколько встреч и ребёнок начинает меняться, порой к удивлению и родителя, и самого ребёнка. Что помогает изменить ситуацию и перенаправить развитие с пути неуверенности, невротических нарушений на путь самодостаточности и успеха? Попробую выстроить основные моменты в виде алгоритма работы. Первое, что мы делаем с ребёнком – проводим диагностику. И не для того, чтобы выявить и структурировать все его неблагополучия, а скорее – для выявления сильных качеств, заложенных природой. Конечно, «минусы» тоже отслеживаются в ходе тестирования, но для меня важнее определить имеющиеся ресурсы, которые по каким-то причинам остались невостребованными. На второй встрече – меняем вектор. Я рассказываю о результатах, именно о позитивных, ресурсных качествах ребёнка. Предпочитаю визуализировать все важные моменты. Что я наблюдаю в это время? Ребёнок «расправляет крылья», он выпрямляется, в глазах появляются «живые огоньки». Возможно впервые за последнее время ребёнок услышал от другого человека о том, что он – личность, что в нём живут сильные качества, которые помогут ему стать успешным. И это не пустые слова, так как всё подтверждается результатами. Родитель в это время также с удивлением слушает про своё дитя, которое до сих пор было проблемным, с чередой неуспехов и про которое родитель со всех сторон слышал больше негативных отзывов, а тут… И с третьей встречи, уже на подготовленной почве начинаем взращивать новые, порой очень непривычные для ребёнка и для его семьи, знания, установки, формы поведения и т.д. Для оказания помощи ребёнку я в обязательном порядке подключаю семью. Без этого никак. По мнению психологов и также моим наблюдениям ребёнок до 16 лет эмоционально весьма привязан к родителям, он ещё слишком зависим от них в разных аспектах. Всё что происходит в семье – как в зеркале отражается в поведении и состоянии ребёнка. Поэтому все изменения начинаем только вместе с родителями. Работа психолога с ребёнком без участия родителя – бесполезная работа, в этом убедилась много, много раз. Всё протекает легко и гладко? Конечно, нет. Как правило, родители ещё пытаются сопротивляться изменениям. На мои предложения: «давайте попробуем внести что-то новое, другое в жизнь семьи» иногда слышу: «не получится, он (ребёнок) не сможет, это для нас неприемлемо и др.». Здесь, как правило, и открываются все невротические комплексы, установки самих родителей. Именно в таких семьях работа идёт чуть медленнее, с преодолением, но идёт. Когда родители с желанием и осознанно включаются в работу – уже на первой неделе видим значительные позитивные перемены в поведении и характере ребёнка! Какой самый главный механизм изменений я бы выделила в этой работе? ВЕРА. Вера в ребёнка, в то что он «хороший», что он может быть успешным и у него для этого есть необходимые ресурсы. Наша система воспитания и образования устроена так, что вектор внимания педагогов, родителей больше смещён на ошибки, неудачи. В школьных тетрадях именно ошибки выделяются красным цветом. Если ребёнок сделал что-то хорошее – часто не замечается, типа так и должно быть, но уж если «накосячил»……то это долго и со всеми обсуждается, приглашаются в школу родители, дома собирается «педсовет», ребёнка отчитывают и ругают….
А что если попробовать наоборот?
Родителям часто рассказываю притчу о двух волках и предлагаю начать кормить «хорошего».
Изменения в ребёнке не заставляют себя ждать! Когда мы отмечаем в ребёнке его заслуженные плюсы (не путать с пустой похвалой «молодец!» на каждом шагу) мы даём ему понять, какие качества для нас важны, мы направляем фокус внимания именно на сильные качества. Ребёнок начинает чувствовать, что в него ВЕРЯТ и видят в нём УСПЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА. О неуспехах, неудачах ребёнка рекомендую говорить наедине. И не для того, чтобы Но…иногда и сам ребёнок порой оказывает внутреннее сопротивление изменениям. На столько он уже «сросся» со своим образом неудачника, проблемного человека. Иногда я спрашиваю: что должно произойти, чтобы ты смог (ла) попробовать что-то новое в своей жизни? И зачастую слышу ответ: «чтобы в меня поверили»…. В моей профессиональной истории как спортивного психолога также нередко отмечаю, что успех приходит к ребёнку тогда, когда взрослые, в особенности родители, относятся к спортивным достижениям ребёнка с ВЕРОЙ в его успех. И даже если на этих соревнованиях что-то не получилось, родители благодарят ребёнка за выступление, находя любые плюсы, какие только можно найти и настраиваются вместе на исправление ошибок для победы на следующем старте. И всё получается(!), в отличие от тех семей, где каждое поражение сопровождается криками, оскорблениями, негативом со стороны взрослых, то есть «красный карандаш» заточен именно на ошибки, неудачи. Из разговора с девочкой-спортсменкой 6 лет, которая завоевала 1 место на России после череды очень болезненных поражений: - «что тебе помогло победить в этот раз?» - «в меня все поверили!» За некоторое время до этого: с девочкой была проведена диагностика, с мамой спортсменки была проведена работа, где мы вместе «увидели» сильные качества ребёнка, научились поддерживать их (сменили вектор). В результате – ушёл ненужный страх, выросла самооценка и уверенность в себе юной спортсменки и….УСПЕХ не заставил себя долго ждать! И это было только начало череды ПОБЕД!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|