Разговор по сути, или несколько слов о следовании за энергией клиента.

В теории и практике гештальт-терапии много внимания уделяется "возбуждению" клиента как ориентиру в поисках остановленной энергии в контакте, ориентиру в понимании актуальных потребностей клиента. Анализируя свой студенческий и клиентский опыт, наблюдения за терапевтами и тренерами и своё понимание темы в настоящее время, я пришла к выводу, что частенько эта тема понимается однобоко. В таких случаях терапевт слишком доверяет телесному возбуждению и идёт за клиентом в те темы и ситуации, который тот описывает с большими признаками возбуждения и эмоций. Но это может быть дорога в "никуда": топтание на месте, хождение по кругу и незамечание сути. И эти ситуации совсем не обязательно про зону травмы, где возбуждение может достигать огромного градуса. Это про то, с чем мы сталкиваемся в сессиях гораздо чаще - например, про слезы и злость.

Помимо нашего личностного устройства, есть всё же еще особенности нервной системы и темперамента. Постоянное следование за явным возбуждением клиента совсем не подходит для работы с возбудимыми клиентами. За неделю между сессиями и даже непосредственно в день сессии по дороге к терапевту такой клиент может регулярно оказываться возбужденным по каким-то вопросам. Конечно, среди этих возможных вопросов можно провести сортировку и найти типичные, характерные. Но это еще не означает, что это те вопросы "по сути", что это те ситуации, которые отражают в действительности актуальные потребности клиента. Такой клиент так же быстро и с большей интенсивностью по сравнению с другими клиентами может реагировать на какие-то действия терапевта в сессии. И это тоже совсем не обязательно является указанием на ключевую тему. Для таких клиентов одна из актуальных тем терапии может заключаться в том, как в связи со своей возбудимостью они могут легко, быстро и незаметно для себя уходить от сути своего существования. Иногда даже не успевая её нащупать или вообще задаться вопросом о ней.

Другой пример. Когда клиент в начале сессии начинает повествование с перечисления тем, которые его волнуют, и на второй, третьей или четвёртой теме начинает либо активно злиться, либо плакать. Типичная наблюдаемая мной картина реакции терапевтов - начать расспрашивать именно про эту тему, в которой возникли слёзы или злость. Но делая это, терапевт отдаёт предпочтение поддержке ИД, поддержке бессознательных или часто автоматических (типичных, привычных) реакций. Из таких вот спонтанных циклов опыта в сессии, во многом инициированных терапевтом, нередко получается, так сказать, красивая и естественная работа. Которой часто восхищяются на интенсивах, в группах. Но в контексте долгосрочной терапии это может превратиться в пустую "красоту". В форму, наполненную энергией, но лишённую сущностного содержания.

Можно, конечно, сказать, что клиент, если ему что-то не в тему, может и остановить. Но для того, чтобы остановить, клиент должен осознавать этот момент выбора. Я много раз была свидетелем того, как лишь после сессии (не всегда сразу) клиент вдруг вспоминал, с чего начиналась сессия, и он сам не заметил, как разговор ушёл именно в то русло, которое своими вопросами выбрал терапевт, проигнорировав первые 2-3 обозначенные клиентом темы и последовав за яркими эмоциональными реакциями клиента. Можно, конечно, и тут сказать, что это ответственность клиента. Да. Пусть учится отслеживать. Но если я как гештальт-терапевт считаю частью своей работы помогать клиенту поддерживать его осознавание и обучаться этому в процессе терапии, то это и моя ответственность за то, какой терапевтический выбор делаю я.

Работая с прояснением запроса клиента в сессии или, другими словами, участвуя в проявлении или рождении фигуры сессии, я стараюсь опираться, в первую очередь на базовый принцип целостности. Поэтому, я слежу не только за возбуждением. Я часто спрашиваю клиента, как он делает выбор, о чём со мной говорить, когда я вижу несколько тем в его обращении ко мне. И часто я это делаю, даже если одна из обозначенных тем кажется более заряженной, чем другая. Я считаю своей задачей отслеживать "список" тем и обращаться к клиенту с вопросом "о чем из этого списка вы хотите говорить сейчас?". Я также спрашиваю, что клиент знает о том, в связи с чем он предпочитает одну тему другой в данный момент. Всё это хорошо приземляет. И даёт возможность непроявленному возбуждению получить канал для проявления, а тому, что было очевидно, но ненаполнено, угомониться. Это не такая естественная, лёгкая и красивая по форме работа. И местами весьма занудная. Но я вижу в ней смысл. Ведь мы можем следовать за спонтанно возникшим возбуждением, а можем находить или подпитывать возбуждение своим осознанным вниманием к чему-то. Мы можем давать дорогу тому возбуждению, для которого обычно в жизни клиента нет места.

Мне кажется особенно важным, обучая начинающих терапевтов гештальт-терапии, делать акцент на том, что связь между возбуждением и сущностной потребностью совсем не обязательно прямая. И даже часто - обратно-пропорциональная. Теоретически большинство терапевтов, скорее всего, согласится, что опираться в терапии только на энергию возбуждения не стоит. Но на практике нередко сессии выглядят так, что именно этой энергии отдается предпочтение, а другие принципы и идеи гештальт-подхода как будто менее значимы.

Статья размещена на авторском сайте 29 июня 2016 года



Просмотров: 465
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенность клиент-терапевтической сессии в гештальт-терапии.
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • "Терапевт- Бог" умер. Философия на благо Клиента.
  • "Из замочной скважины Души" или критерии успешной терапии глазами клиента
  • Размышления о терапии "тревожного" клиента
  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • Страхи клиента, которые мешают эффективной сессии у психолога
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • Работа с запросом клиента в гештальт-терапии
  • Травмировать клиента на сессии, возможно ли это?
  • Развитие клиента в процессе гештальт-терапии
  • "Отшелушивание" запроса клиента в процессе формулирования терапевтической цели.
  • О гештальт терапии для клиента
  • Почему стоит отказаться от терапевтических гипотез и концепта "фигуры сессии"?
  • Что понимается под "гештальтом" в контексте гештальт-терапии?
  • Фрустрация клиента в гештальт-терапии
  • "Да, но..." - одна из любимых игр немотивированного клиента.
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • Страх. Сопротивление – "краеугольный камень" клиента и работы психолога.
  • Техника МАК "Открытие" на формирование актуального и корректного запроса клиента.
  • Фрагменты сессии "Потерянный смысл жизни".
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Методика 4 вопросов психолога в ответ на "мне плохо" Клиента
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Откровенность, как стремление "отпугнуть" не своего клиента.
  • Говорить всегда:"Да"! Даже ценой своей жизни? Метофора.
  • Пример терапевтической сессии "Я хочу выйти из депрессии и достичь своих целей."



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь