Куда уходит детство

 

"Однажды, в большом городе жил мальчик. Он любил смеяться, играть со своими друзьями, слушать сказки, которые читает мама на ночь, гонять в футбол с папой, сладости… и много ещё чего. И вот он пошёл в школу, радостный — теперь он взрослый! Всё это заметят и будут вместе с ним радоваться его успехам!

Но почему-то вместе с ним никто не радовался, и успехов тоже не видели. Мама стала серьёзной, перестала читать и всё время предлагала писать буквы, слова, считать, учить стихи. Её как будто подменили. А папа всё больше интересовался: "Как дела в школе? Что в тетрадках? Почему учительница жалуется на тебя?…". И мальчик подумал, что его просто перестали любить дома, не любят в школе. И вообще, дома он только спит. Потому, что ещё есть тренировки. Там тоже ругают. Зачем тогда стараться, все равно я — плохой…".

Это отрывок из сказки, созданной ребёнком — первоклассником. Не правда ли, заставляет нас взрослых задуматься? Что происходит с ребёнком, который делает первые шаги во взрослую жизнь? К сожалению, не все родители, педагоги замечают. А замечать нужно. Иногда позиция взрослого такова: "Я ходил в школу и ничего. Подумаешь, нагрузки?". А между тем, активное развитие ребёнка младшего школьного возраста, его физическая выносливость и увеличение работоспособности имеют относительный характер. Для детей этого возраста характерна нервно-психическая ранимость и повышенная утомляемость. Вот об этом не задумываются родители, перегружающие ребёнка информацией, дополнительными занятиями, тренировками. Даже если ребёнку очень хочется, на волне своих эмоций или родительских, посещать очередную спортивную секцию, нужно хорошо взвесить все нагрузки ребёнка. Остаётся ли время на свободную творческую деятельность, общение в семье, игры? Если на протяжении всего дня есть только деятельность, заданная взрослыми, то это способствует накоплению нервно-психического напряжения, провоцирует агрессию, тревожность, страхи, истерики,.. снижает мотивацию к обучению в школе.

А что мы знаем о психике младших школьников? Этот период принято характеризовать как один из кризисовразвития, в связи с тем, что в этот период происходят глубокие, многообразные изменения в протекании физиологических и психофизиологических процессов. Именно на этом этапе ребёнок попадает в новую социальную ситуацию, часто испытывает интенсивное умственное, физическое, эмоциональное напряжение, и это создаёт предпосылки для перегрузок и развития психосоматических нарушений. Очень важно организовать процесс обучения, тренировок в соответствии психофизиологическими особенностями ребёнка, определяющими его функциональные, возрастные возможности.

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений! Так должно быть! Поэтому важен уровень достижений на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста. Следовательно, нужна моральная поддержка, вера в успехи ребёнка со стороны взрослых.

В связи с появлением новой ведущей деятельностью — учебной, изменяются авторитеты. Наряду с авторитетом родителей появляется авторитет учителя. Поэтому спокойно относитесь к фразам: "А Мария Ивановна так сказала!".

Нельзя забывать о том, что одной из наиболее оптимальных форм деятельности, способствующих естественной адаптации к нагрузкам, для детей этого возраста является игра. В игровой деятельности ребёнка заключён огромный психологический смысл. Использование игры позволяет создать оптимальные условия для успешного развития личности младшего школьника, когда нет необходимости читать ребёнку нравоучения, повышать голос, оказывая давление на их психику. Чрезвычайно важно выделять время для игр в режиме дня вашего ребёнка.

Учитывая психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста, подумайте о здоровье ваших детей. Учебная деятельность, тренировки связанные с высокими умственными, физическими нагрузками, нервно-психическим напряжением, должны быть строго регламентированы и рационально выстроены. Как правило, ухудшение психического, физического состояния ребёнка идёт прямо пропорционально перегрузкам. Рационализация режима — это учёт работоспособности вашего ребёнка, его личностных особенностей.

Что же поможет ребёнку почувствовать, что детство есть?

Вот такие напоминалочки в родительскую копилку:

  1. Чаще улыбайтесь своим детям, радуйтесь вместе с ними!
  2. Выделите время, которое ребёнок, сможет отводить на свободные игры, творческие занятия, обсуждайте занятость ребёнка вместе с ним. Помните, что младшие школьники только учатся рационально использовать своё время.
  3. В общении с ребёнком будьте терпимыми, умейте выслушивать, поощряйте рассказывать Вам о себе, о своих эмоциях, чувствах, ощущениях. Если настроение ребёнка заметно испорчено, предложите ему поиграть в животных: "Давай порычим, как тигры…" или "Давай покричим, как сильные слоны" и т.д. Это будет зависеть от эмоций ребёнка. Главное — не подавляйте негативное эмоциональное состояние. Неотреагированные эмоции опасны для здоровья.
  4. Давайте ребёнку почувствовать его значительность, делайте это искренне.
  5. Проявляйте уважение к мнению своего ребёнка. Избегайте отрицательных оценочных суждений.
  6. Если вы не правы, признайте это.
  7. Пусть ваш ребёнок почувствует, что идея принадлежит ему.
  8. Чаще хвалите ребёнка, даже за самый скромный его успех и будьте при этом искренни в своих похвалах.
  9. Если ребёнок часто ошибается при выполнении заданий, не делайте акцент на ошибках, чаще говорите: "Сегодня уже лучше!". Найдите в первую очередь плюсы в его работе. Это формирует положительную учебную мотивацию.
  10. Задавайте вопросы вместо того, чтобы давать приказания.
  11. Никогда не ставьте ребёнка в ситуацию незнания. Дайте ему возможность вспоминать, думать, размышлять.

Будьте внимательны к психофизическому состоянию вашего ребёнка, и если замечаете, что у него резко меняется эмоциональное состояние, стал часто болеть, появились признаки утомления, переутомления — пересмотрите режим ребёнка. В тяжёлых случаях переутомление снять невозможно даже длительным отдыхом, необходимо обращение к врачу, психологу. Психолог может мягко, гуманно помочь ребёнку гармонизировать своё состояние средствами арт-терапии: это песочная терапия, изотерапия, сказкотерапия, тацедвигательная терапия. Арт-терапия — прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции, чувства. Детская арт-терапия — это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.

Любите своих детей бережно, детство одно!

 

Автор 


Куда уходит детство Юлия Александровна Анкудинова (Белгород).

Источник 

Самопознание.ру.



Просмотров: 350
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Папа-школа - продвинутый уровень - "Жизненный Сценарий вашего ребёнка"
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Мужские сексуальные проблемы. "Кто отец ребёнка?" — иногда лучше этого не знать
  • Страхи беременных или "есть ли жизнь после появления ребёнка?"
  • Семейные проблемы. Сложности с рождением ребёнка. Открыть "канал рождения детей"
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • "Мы хорошо покушали" или "Как воспитать из ребёнка невротика".
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Чем заполнить время ребёнка, если ограничить «общение с гаджетами»?
  • "Открылась бездна..." (Планетарий и личность ребёнка и взрослого).
  • Моя книга "Кросс-коучинг: станьте домашним психологом для своего ребёнка"
  • "Я знаю своего ребёнка! Она точно сильно переживает!" Или история обиженной мамочки
  • "Роль родителей в формировании самооценки ребёнка"
  • Психолог, "почини" моего ребёнка. Часть 1.
  • Психолог, "почини" моего ребёнка! Часть 2.
  • Когда для ребёнка "слишком". Контейнирование чувств
  • "Я не люблю своего ребёнка.. Что со мной не так?"
  • История одного ребёнка. Бывшая жена, испепеляющая неверного супруга. Упущение ребёнка.
  • "Солнечные дети - счастье в доме" или трудности воспитания ребёнка с ОВЗ
  • Рождение ребёнка и формирование взаимосвязи в диаде "мать - новорождённый"
  • Чем заменить "нельзя" для ребёнка?
  • "Мамочка, можно я встану в угол?" О наказании и прощении ребёнка и (или) себя.
  • "Мы" как тест на симбиотические отношения матери и ребёнка
  • Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка раннего возраста и его семьи в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению
  • Что делать если ребёнка в школе травят?
  • "Группы смерти", или как уберечь ребёнка?!
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Про школу | Как родителям поддержать своего ребёнка в “трудный школьный период”
  • Быть "за" ребёнка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь