Нарциссическая травма: позитивный и негативный исход

В последнее время появляется множество ценных материалов по теме психической и нарциссической травмы. У нас есть возможность исследовать данные феномены под разными углами и в различных психологических парадигмах. Существенный вклад в понимание сути и содержания психической травмы внесли труды З. Фрейда – отца психоаналитической концепции психической жизни человека. Его работы во многом определили основы осознания истоков возникновения и дальнейшего лечения травмы. Воззрения и представления З. Фрейда настолько богаты и обширны, что продолжают оставаться современными и актуальными до сих пор.

В очерке «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1939 г.) З. Фрейд рассматривает связь между травматизацией и нарциссизмом, а именно нарциссическая рана выступает основой травмы. Речь идет о повреждении еще не окрепшего «Я» и зарождении нарциссической раны.

Нарциссическая травма позитивный и негативный исход

Урон психике наносится одной или группой сильных впечатлений, которые избежали нормального осознания, т.к. подобные переживания возникают в период раннего детства, в возрасте до 5 лет. Промежуток в возрасте между двумя и четырьмя годами обозначается З. Фрейдом как отрезок времени наибольшей восприимчивости для травматизации. Вторым важным условием является то, что травматические переживания практически полностью забываются и оказываются недоступными для воспоминания. В целом от данных впечатлений сохраняется только несколько следов, которые определены как «разделяющие воспоминания». В-третьих, «разделяющие воспоминания» представляют собой впечатления агрессивного и сексуального контекста и являются ранними травмами «Я» – нарциссическими обидами. Большая часть нарциссических обид, в первую очередь, составлены сексуальными факторами. Кроме того, травмы составляют опыт, относящийся к собственному телу человека или его чувственному восприятию окружающей действительности. Все три условия – раннее появление, забытость и сексуально-агрессивный характер нарциссических ран – выступают причинами, обусловившими формирование травм.

В дальнейшем, по прошествии достаточно длительного периода, который З. Фрейд определяет, как латентный (до наступления половой зрелости), травматические переживания вновь проявляются во взрослой жизни человека в качестве возвращенного вытесненного и окончательно оформляется психоневроз одной из трех форм – обсессивно-компульсивное расстройство, истерия или фобия. Травматический ущерб усиливает психические защиты: отрицание, расщепление, проективную идентификацию. Современный психоанализ определяет раннюю травму как результат неспособности установить необходимую связь с материнским поддерживающим объектом, установить надежный холдинг, вследствие чего развиваются нарциссические и пограничные расстройства.



Согласно основателю психоанализа, существует два основных типа исхода и следствия травматизации – позитивный и негативный. Первый, позитивный результат травматизации состоит в том, чтобы реализовать попытку «вернуть травму» – вспомнить забытые, вытесненные и регрессированные переживания, сделать их реальными, фактическими, действенными, т.е. попытаться пережить травматический опыт заново или воссоздать его в похожих, аналогичных отношениях и обстоятельствах. З. Фрейд определяет подобные усилия, осуществляемые человеком, как «фиксация травмы» и «принудительное повторение».

В условиях терапии позитивная травматизация переживается повторно, активно, а не пассивно, как когда-то это было в прошлом. «Я, некогда пассивно переживавшее травму, теперь производит ее активно в ослабленном варианте, надеясь на свою способность управлять ее течением. Именно так себя ведут дети в отношении каждого их огорчившего впечатления – повторяя в своей игре, переходя от пассивности к активности, пытаясь психически справиться со своими переживаниями».



Негативные, отрицательные реакции травматизации заключаются в том, что травматический опыт и «аварийные» переживания не были вспомнены и не были повторены. Более поздние исследования психических травм показывают, что непреодолимые стрессовые ситуации разрушают все защитные механизмы, приводят к расщеплению психики и инкапсулированию травмы, что является единственным способом справиться с эмоциональной болью и страхом повторения травматической ситуации. Таким образом, создается дезорганизация функционирования психического аппарата, расщепление, препятствующее любому изменению и проработке травматического материала, создается анклав - «государство в государстве». «Внутренняя банда» подчиняется только своим законам, ведет себя неблагожелательно по отношению к выжившей части психики человека и оказывается недоступной для классического воспоминания, повторения и проработки травмы.

В терапии и жизни проявляется таким образом, что одна часть хочет избавиться от страдания, а другая настолько сильно сопротивляется, что разрушает связи с другими людьми, порой не давая шансы и надежду на выздоровление. Терапевтическая ситуация может вызывать мощный регресс, поднимать тревоги и ощущаться как полный коллапс своей сущности. «Работа негатива» отражается в чувствах полного отчаяния и распада, терапевт может оказаться «ненавистно плохим». Часто разрыв отношений – это проявление травматического опыта. Реконструкция травмы – это мост между пропастью «травмы» и протягиванием руки в виде прочных, стабильных терапевтических отношений. Задачей терапевта является удержать на плаву дрейфующую, страдающую, нежелающую зависимости часть «Я» через контейнирование и неразрывную психическую связь, что как раз в детском опыте отсутствовало.

Данная статья показывает лишь общую картину осмысления психической травмы, объединяя классические фрейдовские воззрения и современное понимание нарциссических травм. В каждой из затронутых тем, таких как нарциссизм, материнский объект, контейнирование и т.д., можно открыть двери в более углубленное усвоение теоретического материала, привлекая классиков психоанализа: Кляйн, Биона, Балинта, Винникота, Маллер и многих других.



Просмотров: 552
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Часть 3. Психологические последствия психической травмы и передача травмы следующим поколениям
  • Палисадник: опыт переживания психологической травмы (сексуального насилия)
  • Как пережить невзгоды. Этапы переживания психологической травмы.
  • Опыт сегодняшней терапии. Расстановка травмы прошлого. Полезный алгоритм осознания.
  • Про воспоминания и травмы...
  • Лечит не время, лечат люди (последствия психической травмы)
  • К чему приводят незалеченные душевные травмы. Специалист — о психической норме и пограничных состояниях.
  • Этиология психической травмы
  • Соматическая терапия психической травмы
  • Исцеление унаследованной травмы, трансгенерационная передача травмы
  • ПТСР, как возможный прогноз развития психической травмы
  • История одной дочери. Как пережить детские травмы и стать взрослой счастливой Женщиной (Часть 2)
  • Исцеление психической травмы: плюсы и минусы высокого умственного развития
  • О неудавшейся терапии нарциссической травмы
  • Травмы и раны, которые мы наносим своим детям
  • Работа методом расстановок: психические травмы (часть 1).
  • Работа методом расстановок: психические травмы (часть 2).
  • Травма - это навсегда? Несколько слов о терапии травмы.
  • Травма как нынешний опыт, а не прошлое событие. - Про терапию травмы
  • История одной дочери. Как пережить детские травмы и стать взрослой счастливой Женщиной
  • Терапия в арт-терапии (и не только), проработка травмы.
  • Моя мама умерла, когда мне было 4 года... История одной травмы
  • Детские травмы во взрослой жизни.
  • Соматизация травмы в детском возрасте: случай из психотерапии
  • Когда твоя жизнь меняется или опыт травмы. Вина.
  • Когда твоя жизнь меняется или опыт травмы. Обесценивание.
  • Родовые травмы человека, их степень влияния на жизнь людей и психотерапевтические методы работы с ними
  • Расстройства, возникающие вследствие травмы
  • Перинатальные травмы и их влияние на жизнь человека (пример из практики)
  • Травмы детства, которые мешают женщине устроить свою личную жизнь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь