|
Учение с увлечением, учение по-новому ФГОСАвтор статьи: Юрий Анатольевич Ионов
Первый раз в первый класс… Бантики, праздничные наряды, новенькие портфельчики, веселые дневнички, радостное волнение… Увы, радость длится недолго, а если длится, то у очень редких учеников. Чаще ей на смену быстро приходит усталость и утомление, скука, появляется повышенная раздражимость… Некоторые родители с пониманием встречают ученика, давая ему дополнительный отдых дома, отвлекая от рутинных и сложных занятий веселыми забавами – «успеешь еще поучиться!»… Другие, волнуясь, как бы он не отстал с самого начала, тревожатся и наседают на ученика дома еще и больше, чем ему достается в школе… В самом деле, перемены столь велики, их скорость столь быстра, требования столь многообразны, часто сами родители теряются, что уж ребенок! И всё же, когда учение в радость? Да, да бывает учение и в радость, и с увлечением, и с успехом, и вовсе не у «заучек» (те как раз силой воли, либо подчинением, да старанием берут), может быть и не по всем-всем дисциплинам, но всё же. С чего начинается такое учение? Именно, с любопытства! – «Ну-ка, ну-ка, интересненько что тут, как тут…» Немного усердия и восторг победителя – «Мама, у меня получилось!» Внимание и всеобщее ликование – «Здорово! Умница дочка (молодчина сынок)!» Не вдруг, но постепенно интерес становится более устойчивым, закрепляется, формируется привычка, тяга к занятиям, узнаванию нового, к концу начальной школы приобретаются навыки умения учиться, самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, т.е. уже не только узнавать, но и вырабатывать знания, происходит систематизация знаний… Уже в прошлом учебном году первоклашки учились по-новому ФГОС (федеральные государственные стандарты образования). Далее они продолжат учиться по этим стандартам в 2 классе, и первоклассники этого года приступают к учению по новым стандартам. Многих родителей повергнет в шок новость, что нынешние стандарты образования отличают их ориентированность на совместный результат образования, за который отвечают не только ученики, и не только учителя, но и родители. «Нынче в школе первый класс…» ЗУНы уходят в прошлое. В новой парадигме главным является личностный результат, что получило название компетентностного подхода. Спешу успокоить родителей, что сменился акцент в образовании с изучения основ наук на развитие универсальных учебных действий на материале учебных основ наук, что означает, что задача родителей не в том, чтобы изучать науки вместе со своими детьми, а в том, чтобы помочь им научиться учиться. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.Так же приоритетной является и воспитательная задача, с решением которой школе не обойтись без родителей. Впервые в учебном плане начальной школы предусмотрена внеурочная деятельность, в объеме 1350 часов, рассчитанная на весь период обучения в начальной школе, т. е. вторая половина дня у ребенка занята. Незыблемая с её основания, классно-урочная система будет постепенно все больше дополняться и сочетаться с проектной деятельностью, в которой самостоятельность ученика, его способность не столько запоминать и воспроизводить, сколько творчески мыслить, формировать собственные суждения играют ключевую роль. Учитель перестает выступать как репродуктор («говорящее радио»). В современных условиях образовательный процесс – это процесс совместной деятельности, а принцип классно-урочной системы «я говорю – ты слушаешь и запоминаешь» устарел. Любящий свой народ, край, Родину, принимающий ценности семьи и общества, любознательный, активно и заинтересованно познающий мир, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, доброжелательный, сознающий свою позицию, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение, выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни – таким видится выпускник начальной школы согласно новых стандартов образования. Так же как дошкольника готовят к школе, ориентируясь на некие нормативы, соответствие которым и призвано обеспечить первоклашке оптимальную адаптацию к обучению в школе, такие же стандарты готовности разработаны в новых федеральных государственных стандартах образования и к обучению в основной (промежуточной) школе и средней (полной) школе впервые для этих этапов обучения. По данным международного исследования PISAобнародованным в конце 2010 года, в России 27 % школьников не достигают порога в технике чтения; 29 % — в математике; и 22 % — в естествознании, т.е. каждый четвертый школьник не осваивает минимума знаний. И если начинать с начала, вкус к чтению начинается с доброй сказки на ночь, оконченной, как делала Шахеризада Ивановна, на самом интересном месте. Учение идет успешно тогда, когда складываются три фактора: здоровье (физическое и психологическое), богатство и разнообразие стимула и самый главный – собственно мотивация к учению – интерес, желание учиться, жажда познания, что проявляется в чувстве радости при узнавании нового, выработке новой способности, личностного качества, самосовершенствовании… Не оттого ли, что когда родителям читать не в радость, то и детям оно «в лом»? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|