Учение с увлечением. Играем и развиваемся. часть1

 

Учение с увлечением.

 

Что делать, если ребёнок не говорит?

 

Играть!

 

Что делать, чтобы дошкольник успешно обучался в школе?

 

Играть!

 

Я успешно работаю с дошкольниками и младшими школьниками как дефектолог, психолог, педагог и играю в различные развивающие игры. Эти игры, а я их называю «Игры со звуками» я включила в свои книги из серии «Занимательная фонетика»и хочу поделиться некоторыми из них сейчас.





 

Что такое речь? Речь – это высшая психическая функция. Недоразвитие речи проявляется в начальной школе Большой опыт практической работы с дошкольниками и младшими школьниками показал, что недоразвитие фонематического слуха влечёт за собой «неуспехи» ребёнка в школе. Это проявляется в первом классе, когда ребёнку приходится писать под диктовку, на слух. Пропуски, замена и подмена букв, переставление слогов, неправильное обозначение звуков буквами. Родители не понимают причины происходящего и с недоумением соглашаются на занятия с логопедом.

 

- Мой ребёнок выговаривал и выговаривает все звуки! Зачем нам логопед? – удивляются они.

 

А виной всему недоразвитие фонематического слуха. Ребёнок не научился слышать, вычленять звуки в словах, а значит неправильно обозначит этот звук при письме, т.е. запишет слово с ошибками. Многие дети «двуязычны», русский язык им не родной, а учиться приходится в русской школе. Недоразвитие речи в первом классе может проявляться следующим образом:

 

·        неправильное согласование прилагательных и существительных в речи устной и письменной,

 

·        трудности в употреблении «йотированных» гласных,

 

·        в дифференциации и обозначении твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных.

 

Бытует мнение, что если у ребёнка слух в норме и все звуки он выговаривает правильно, то специальные занятия по развитию фонематического слуха ему не нужны. Это заблуждение. Как показывает практика, в первом классе для родителей бывают совершенно неожиданными проблемы и проблемки у ребёнка в письменной речи.

 

Что необходимо знать родителям дошкольника.

 

Заучивание букв, знание алфавита – это не показатель развития речи у ребёнка.

 

Это замечательно! Но это второй этап обучения. Ребёнок может читать до школы, но допускать речевые ошибки при письме. Он научается пользовать буквами-значками, но не постигает логики и правил обозначения звуков на письме. Проявляются эти проблемы к концу первого класса при написании слов, предложений, списывании текстов. Приходится слышать объяснение от родителей: «У моего ребёнка нет способностей к русскому языку. Он математик». Это заблуждение. Мы забываем, что исторически первыми в жизни человека появились звуки, а только потом письменная речь. Научите ребёнка слышать звуки и только потом обозначать их на письме.

 

Ребёнок любит играть. Воспользуйтесь этим, поиграйте с ребёнком! Это доставит огромное удовольствие и ребёнку, и родителям. В серии книг «Парные согласные», «Слышим, читаем и пишем правильно» я предлагаю в игровой форме выполнить весёлые задания, решить орфографические задачи, поиграть со звуками. Задания направлены на развитие высших психических функций ребёнка, дают пищу для ума, развивают речь, логическое мышление, закладывают фундамент успешного обучения ребёнка. Даже если Ваш ребёнок уже обучается в школе и у него проблемы на уроках русского языка, эти упражнения для него. Вот несколько развивающих игр для детей от 4х лет.

 

Игра 1 «Поздоровайся со звуком!»

 

Вариант 1. Играть можно вдвоём с ребёнком. Возьмите для игры мягкие игрушки. В дальнейшем можно брать различные предметы или карточки.

 

Введение в игру.

 

- Кто сегодня будет здороваться с нами? Назови, выделяя первый звук, - даёт инструкцию взрослый и помогает ребёнку это сделать.

 

- С-с-с-с-собака, з-з-з-з-зайка, к-к-к-к-кукла, мь-мь-мь-мишка, ль-ль-ль-лисичка, о-о-о-ослик, у-у-у-у-утёнок, - говорит ребёнок.

 

Важно! Научите ребёнка выделять первый звук!

 

- С тобой хочет поздороваться «с-с-с-с-с», - говорит взрослый.

 

Взрослый называет первый звук и проговаривает его до тех пор, пока ребёнок не подойдет к нужному предмету и не дотронется до него.

 

В дальнейшем можно усложнить игру, спрашивая: «Какой звук произносим мягко, а какой твёрдо?»

 

Важно! Похвалите ребёнка за любой успех, даже за самый незначительный.

 

Вариант 2. Играет группа детей.

 

Введение в игру.

 

- Назовите своё имя, выделяя первый звук, - объясняет взрослый правила игры.

 

- А –а-а-а-алина, О –о-о-о-оля, Дь-дь-дь-денис, - произносит каждый ребёнок по очереди.

 

 

 

- Я хочу поздороваться с каждым из вас по очереди. Для этого я буду называть первый звук имени. Смотрите внимательно на мои губы и слушайте. Тот, кто услышит свой звук, пусть подходит ко мне и говорит слова приветствия, - объясняет взрослый правила игры.

 

- А-а-а-а, «поёт» взрослый до тех пор, пока ребёнок не сообразит, что это зовут его.

 

Если имя начинается с согласного звука, то взрослый произносит первый звук отрывисто.

 

Ребёнок стоит напротив Вас в отдалении. Ему ни что не должно мешать на пути к Вам.

 

В дальнейшем, Вы можете усложнить игру, включая в неё определённые двигательные упражнения.

 

Например. Если Вы произносите гласный звук (поёте), то ребёнок бежит к Вам, дотрагивается до вашей руки и возвращается на место. Вы произносите звук до тех пор, пока ребёнок не дотронется до Вас, т.е. не поздоровается со звуком.

 

Если Вы произносите согласный звук (отрывисто, как бы выстреливая его), то ребёнку нужно допрыгать до Вас в данном ритме, дотронуться и вернуться назад произвольно.

Я работаю с учащимися начальной школы, которые неуспевают по русскому языку. Начинаю с игры, вот такой простой и для вас родители, возможно бессмысленной. Во всех описанных упражнениях есть много ценного:

- активизация мыслительной деятельности

- взаимодействие правого и левого полушария

- развитие логики и мышления

- развитие способности анализировать, сопоставлять

- развитие высших психических функций

Главная ценность таких занятий в том, что ВЫ ВМЕСТЕ с ребёнком!

P.S. В скором времени выходят в издательстве "Питер":

- рабочие тетради по русскому языку 1-4 кл. для летних занятий

- развивающие прописи из серии "Готовимся к школе" "Пропись для левшей и правшей", "От буквы к слову"

- увлекательная тетрадь-раскраска "Мир живой природы". Познаем и разиваемся.

.....продолжение следует

 

 



Просмотров: 282
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • Работа с МАК. Техника "Мой взрослый ребёнок"
  • Мои слова для него -пустой звук.
  • Если ребёнок не читает книги и не любит играть.
  • Почему ребёнок не говорит? Задержка развития речи. Часть 1
  • Почему ребёнок не говорит? Задержка развития речи. Часть 2
  • Что делать, если ребёнок не говорит в три года
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться?
  • Ребёнок плохо учится в школе. Что делать родителям?
  • История одного ребёнка. Авторитарная бабушка и непослушный ребёнок.
  • Ты взрослый или ребёнок???
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Я-Ребёнок, Я-Родитель, Я-Взрослый
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Ребёнок или взрослый внутри меня.
  • Что делать если ребёнка в школе травят?
  • "Мой ребёнок окончил школу". О том, как одно слово может изменить жизнь.
  • Работа с МАК, техника Внутренний ребёнок,родитель и взрослый.(клиентский случай)
  • Ребёнок после травмы и заботящийся взрослый: от утраты к полноценной защите
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Вначале был звук...
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Книга, мультик или звук.
  • "Больной" ребёнок и родители на коленях
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • Разбуди звук своей души
  • Может ли ваш ребёнок ответить на вопрос: "Кто я?"
  • "Хочу играть!!!" Простые, но эффективные игры для развития внимания и самоконтроля.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь