Книга, мультик или звук.

Когда-то давно, когда моей дочке было десять месяцев, я уселась в кресло, посадила дочку себе на колени и начала читать книжку с маленькими стишками и большими картинками. Мне тогда было двадцать и я не была обременена знаниями физиологии и психологии развития детей, поэтому быстро приняла решение, что буду читать до тех пор, пока ребёнку не надоест. Я с выражением читала, дочка с интересом тыкала пальчиком в картинки. Продлился этот процесс до активного ёрзания и желания сползти с маминых коленей - 40 минут. Для меня тогда было откровением, что десятимесячный ребёнок так долго может находиться в подобном процессе.

По прошествии многих лет, наткнувшись на исследования головного мозга детей, получаю приятное подтверждение, что  моя интуиция, меня бережёт)), чтение книги  для ребёнка является самым развивающим процессом по сравнению с мультиками или аудиозаписями.

 

И так, профессор Хаттон занимается изучением истоков формирования способности читать и писать. В описываемом исследовании 27 детям в возрасте около 4 лет делали функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ) во время знакомства со сказкой. Им были предложены 3 способа: аудиокнижка, книжка с картинками и звуковым сопровождением и мультфильм. Пока дети слушали / читали / смотрели сказку, томограф сканировал работу определенных участков головного мозга и их коннективность (термин в нейробиологии, означающий взаимодействие различных связей и структурных элементов головного мозга).

«В основе нашего исследования лежало представление о том, какие области мозга задействуются во время знакомства со сказкой», — объясняет Хаттон. Первая — речевые центры. Вторая — области зрительного восприятия. Третья — отвечающая за зрительные образы. Четвертая — так называемая сеть пассивного режима работы мозга, отвечающая за внутреннюю рефлексию и придание чему-либо значений и смыслов.

Сеть пассивного режима работы мозга включает в себя участки мозга, которые задействуются тогда, когда от человека не требуется активная концентрация на задаче, поскольку действие многократно опробовано и доведено до автоматизма.

Если использовать термин Хаттона «эффект Машеньки из “Трех медведей”», вот что обнаружили исследователи:

Когда дети слушали аудиокнигу, наблюдалась активация речевых центров, но коннективность в целом была низкой. «Это означало, что детям было трудно понять содержание».

При просмотре мультфильма наблюдалась высокая активация зон слухового и зрительного восприятия, однако в этих условиях функциональная коннективность была значительно ниже. «Работа речевых центров затруднялась», — комментирует Хаттон. «Мы трактуем это как то, что мультфильм делает всю работу за ребенка. Дети тратили большую часть энергии на то, чтобы просто понять, о чем идет речь в мультфильме». Понимание сказочного сюжета ребенком в данном случае было самым слабым.

Книжка с картинками была для детского мозга тем, что Хаттон назвал «в самый раз».

Когда дети видят иллюстрации, активность речевых центров немного снижается по сравнению с тем, когда они прослушивают аудиокниги. В этом случае ребенок концентрируется не только на словах, но и использует картинки как подсказки, чтобы лучше понять историю.

«Дайте им картинку и им будет, над чем работать», — объясняет Хаттон. «Тогда как при просмотре мультика сказочная история буквально сваливается на ребенка, и ему совсем не нужно трудиться».

Особенно важно, что во время чтения ребенком книжки с картинками исследователи увидели возросший уровень коннективности всех областей мозга, изучаемых в этом эксперименте: речевых центров, областей визуального восприятия, зон, отвечающих за воображение и сети пассивного режима работы мозга.

«У детей в возрасте 3-5 лет области мозга, отвечающие за воображение и пассивный режим работы мозга, созревают позже, и для интеграции с остальными участками мозга им требуется практика», — объясняет Хаттон. «Избыточный просмотр мультфильмов может мешать этому процессу».

Когда мы читаем детям книги, они трудятся больше, чем мы можем увидеть. «Благодаря этому они тренируют “мышцы”, отвечающие за оживление картинок у них в голове».

Профессора Хаттона беспокоит, что в долгосрочной перспективе «дети, которые смотрят слишком много мультфильмов, находятся в зоне риска: процессы интеграции в их мозге не происходят должным образом».

Детский мозг, перегруженный необходимостью понимать язык без достаточной практики, хуже справляется с задачей формирования мысленного образа прочитанного и осмыслением содержания сказки. Это делает ребенка противником чтения, поскольку его мозг не очень хорошо подготовлен к получению того, что может дать книга.

Важное замечание: из-за ограничений метода фМРТ, при котором нужно лежать неподвижно, ученым в данном случае не удалось полностью воссоздать естественные условия, когда ребенок смотрит и слушает сказку с картинками на коленях у мамы или папы.

В проведенном эксперименте отсутствовали эмоциональная связь и тактильный контакт, поясняет профессор Хаттон. А также отсутствовало так называемое «диалогическое чтение», предполагающее, что тот, кто читает, указывает ребенку на незнакомые или необычные слова или говорит «найди мне на картинке кошку». Это целый отдельный слой в формирования навыка чтения.

Конечно, в идеальном мире мы всегда рядом, чтобы почитать ребенку книгу. Но так бывает не всегда, и результаты этого небольшого исследования предполагают, что если родители все-таки выбирают электронное устройство, то нужно отдать предпочтение простейшей версии электронной книги с картинками перед мультиком или аудиокнигой.

 

В статье использованы переводы с английского Анны Сучковой и история из личной жизни Лилии Копейченко.

С любовью к детям своим и всем, всем, всем.



Просмотров: 471
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Порнозависимость: МРТ исследования головного мозга
  • «Булимия» мозга, или что делать, когда информации слишком много?
  • Социальные сети головного мозга
  • Психофизиология здоровья. Дисимметрия и функциональная специализация отделов головного мозга
  • Психофизиология функциональной асимметрии головного мозга и межполушарное взаимодействие
  • Смартфон головного мозга
  • Эффект «ореола» .ОКР (Обсессивно-компульсивное расстройство) - патология головного мозга?
  • Об асимметрии головного мозга и сознания
  • Мигрень: зависть разрушает сосуды головного мозга
  • Мигрень: зависть разрушает сосуды головного мозга
  • О связи психоанализа и работы мозга
  • Бесплодие - результат работы мозга.
  • Особенности работы мозга с ярлыками-терминами
  • Что делает нас счастливыми? Работа мозга
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Право быть богатым.Психология денег и биологические механизмы мозга (исследования, выводы).
  • Развитие мозга ребенка
  • Как напитки влияют на работу мозга. Эксперимент. (Ч.2)
  • Стимуляция мозга при тяжелой депрессии может облегчить суицидальное мышление.
  • Как запреты и полная свобода влияют на развитие мозга ребенка
  • Как стать эффективным? Образовательная кинезиология. Гимнастика мозга для детей и взрослых.
  • Гимнастика мозга, эффективные занятия для детей дошкольного и школьного возраста
  • 5 привычек, которые восстанавливают клетки мозга
  • Думай, как молодой: как продлить активность мозга
  • 5 простых секретов, как сохранить активность и здоровье мозга
  • Гимнастика Мозга или активные действия по отношению к себе и своим проблемам
  • История о необычном путешественнике, творческом приспособлении и огромных возможностях мозга
  • Депрессия: от психологии к состоянию мозга ч.1
  • Депрессия: от психологии к состоянию мозга ч.2
  • А был ли «Вынос мозга»? (случай из практики)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь