|
Эмоциональный интеллект, его структура и методы измеренияАвтор статьи: Лимонова Ольга Ивановна
Понятие эмоционального интеллекта (ЭИ) молодое – оно было введено лишь около 25 лет назад в психологии Джоном Майером и Питером Сэловеем и имело определение способности «отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий» [Salovey, Mayer, 1990, p.189], однако оно имеет более глубокие корни, уходящие в разработку идеи социального интеллекта Э. Торндайком [Thorndike, 1920], Дж. Гилфордом [Guilford, 1967], Г. Айзенком [Айзенк, 1995], а так же Х. Гарднером [Gardner, 1983], который в рамках своей теории множественного интеллекта вывел среди семи интеллектуальных способностей – внутриличностный и межличностный интеллект, которые описал как способность распознавать и проводить различия между собственными чувствами, намерениями и мотивами, а так же чувствами, намерениями и мотивами других людей, – что, как мы можем заметить, очень похоже на современное определение эмоционального интеллекта. Считается, что эмоциональная информация обрабатывается иначе, чем чисто познавательная информация [Zajonc, 1980; Gardner,1983; LeDoux, 1991; Mayer, Salovey, 1993] и в этом смысле эмоциональный интеллект отличается от академического или общего интеллекта. Хорошее понимание собственных эмоциональных процессов и управление ими может иметь далеко идущие последствия для социального функционирования и качества жизни личности, и быть более значимо в успешной адаптации к социальному миру, чем традиционный IQ [Гоулман, 2016]. При этом нужно понимать, что эмоциональный интеллект не содержит такие когнитивные компоненты, как знание социальных норм [Kosmitzki, 1993] или социальных знаний [Bye, Jussim, 1993; Wong et. al 1995], или же умений и навыков интерпретации социальных норм [Riggio, Messamer, Throckmorton, 1991]. Находясь в столь относительно ранней стадии теоретической разработки, описательное знание эмоционального интеллектуального конструкта полезно, как для концептуальной доработки, так и для клинического применения. Первая модель эмоционального интеллекта (когнитивных способностей), представленная Д. Майером и П. Сэловеем, представляла собой сложный конструкт из трех основных способностей, их компонентов и субкомпонентов:
Позже, данная модель была доработана Д. Майером и П. Сэловеем, что будет разобрано и описано чуть более подробно ниже. В 1995 году Дэниел Гоулман, американский психолог и научный журналист «Нью-Йорк таймс» издал книгу об эмоциональном интеллекте, привлекшей внимание широкой общественности и ставшей, в последующем, бестселлером. В понимании Д. Гоулмана, эмоциональный интеллект — это «способность выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на провалы, сдерживать порывы, контролировать свои настроения и не давать страданию лишить себя возможности думать, сопереживать и надеяться» [Гоулман, 2016, стр.74], что привносит в понятие эмоционального интеллекта компонент личностных характеристик, противоречащий модели когнитивных способностей Д. Майера и П. Сэловея. Не смотря на общую привлекательность и понятность идей Д. Гоулмана, из-за его громких заявлений и отсутствия эмпирических подтверждений выдвигаемой теории, мы вынуждены относиться в научном психологическом сообществе к данной модели весьма скептично. В 1997 году появилась альтернативная модель эмоционального интеллекта, выдвигаемая Ревеном Бар-Оном и предлагающая очень широкую трактовку понятия ЭИ, как совокупности всех не когнитивных способностей, знаний и компетентностей, дающих человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями [Bar-On, 1997]. В данной модели были выделены пять основных компонентов эмоционального интеллекта (сфер компетентности) и пятнадцать подкомпонентов, представленных в таблице ниже:
Так же Р. Бар-Оном был разработан самоотчетный опросник для измерения эмоционального интеллекта, имеющий название EQ-i (Bar–On Emotional Quotient Inventory) и состоящий из 132 утверждений и 15 шкал, выводимых из структуры его модели эмоционального интеллекта. Среди главных недостатков данной модели, как и самой методитики измерения, является то, что основанием для предложенной модели является профессиональный опыт автора и анализ литературы, но не какие-либо эмпирические данные, которые могли бы подтвердить правомерность выделения именно этих субкомпонентов, а также то, что данная модель вообще не имеет прямого отношения к интеллекту и, следовательно, не в состоянии отразить суть самого понятия эмоционального интеллекта. Активное развитие концепции эмоционального интеллекта, начавшееся с модели когнитивных способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, с популяризацией резко сдвинулось в сторону усиления значения личностных характеристик в структуре эмоционального интеллекта, а появившиеся разнообразие трактовок, изучаемого нами понятия, привело к необходимости создания классификации подходов (моделей) в изучении EQ. В 1999 году Д. Мэйер, Д. Карузо и П. Сэловей разделили научные подходы по изучению эмоционального интеллекта на модель способностей (например: Д. Мэйер и П.Сэловей) и смешанную модель (например: Р. Бар-Он, Д. Гоулман) [Mayer et al., 1999]. Особенность данной классификации заключается в том, что представители модели способностей традиционно используют тесты с заданиями, имеющими правильные или неверные ответы для измерения эмоционального интеллекта, в то время как представители смешанной модели используют самоотчетные опросники, включающие в себя измерение как когнитивных способностей (а иногда и вовсе не включают), так и личностных и мотивационных черт. К 2004 году Д. Мэйер и П. Сэловей окончательно доработали свою модель способностей эмоционального интеллекта, в результате чего было выделено в отдельную способность понимание и анализ эмоциональной информации, а в способности регулировать эмоции были выведены новые компоненты: открытость чувствам, наблюдение и рефлексия эмоций, управление эмоциями у себя и у окружающих, способность включать, пролонгировать и останавливать эмоциональные состояния в зависимости от их информативности или полезности, все то, что не было указано ранее:
Новая модель EQ более глубоко и разносторонне рассматривает изучаемый нами конструкт. В ее структуре наибольший интерес, связанный с выдвигаемой гипотезой диссертационной работы, привлекает компоненты регуляции эмоций, показатели которых, как мы предполагаем, снижены у людей с психосоматическими расстройствами. Методика измерения эмоционального интеллекта Д. Мэйера, Д. Карузо и П. Сэловея MSCEIT (Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test) состоит из 8 субтестов (по 2 на каждую способность), 130 пунктов и представляет собой набор заданий с несколькими вариантами ответов. Методика надежно измеряет эмоциональный интеллект и обладает достаточной критериальной валидностью, однако имеет так же свои минусы, заключающиеся в способе подсчета баллов на основе консенсуса (экспертной оценки) [Сергиенко, Ветрова, 2010]. Отдельно следует упомянуть и рассмотреть смешанную модель эмоционального интеллекта, разработанную отечественным психологом Дмитрием Владимировичем Люсиным, который выделяет в структуре ЭИ две основные способности – понимание и управление эмоциями, а затем, указывая на направленность, выделяет межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект [Люсин, 2004]:
На основе данной смешанной модели Д.В. Люсиным был разработан опросник ЭмИн, состоящий из 40 пунктов 4 основных шкал, а также 5 субшкал, которые оцениваются по 4-бальной шкале. Значения межличностного эмоционального интеллекта и внутриличностного эмоционального интеллекта получаются в результате суммирования субшкал понимания чужих эмоций и управления чужими эмоциями, и, соответственно, субшкал понимания своих эмоций, управления своими эмоциями и контроля экспрессии. Из минусов данной методики является то, что она, как и все методики смешанных моделей эмоционального интеллекта, имеет более сильную корреляцию с личностными характеристиками (B5), нежели с тестами измерения интеллекта. Опыт зарубежных исследований, связанных с измерением эмоционального интеллекта у людей с разными психологическими отклонениями (особенно популярная на настоящий момент – «Темная триада»), показывает, что исследование данной области весьма перспективно и актуально на настоящий момент. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|