Проблема суицида в молодежной среде

Обучающий семинар для педагогов

"Проблема суицидов в молодежной среде" 

Автор: педагог-психолог  О.В.Титкина

Пояснительная записка

Самоубийство подростков и молодежи занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки и молодежь.

Суицидальные действия у подростков часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Участие со стороны взрослых и своевременная психологическая помощь, оказанная подросткам  и молодежи в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать многих трагедий.

Классные руководители интенсивнее и глубже других педработников общаются со студентами, как в формальной (на уроках), так и в неформальной  обстановке (вне уроков), знают их особенности поведения, ситуацию в семье, наблюдают, как подростки проходят этапы взросления, как строят взаимоотношения с однокурсниками и т.д. Именно классные руководители зачастую могут первыми увидеть тревожные  признаки в поведении студентов,  узнать о постигшем подростка горе,   услышать их высказывания суицидальной направленности  и т.д. и  привлечь к помощи такому ребенку других специалистов: психолога, социального педагога т.д. Поэтому  помощь педагога в своевременном выявлении кризисных  подростков просто неоценима.

Восполнить недостающую информацию, а также обогатить профессиональный инструментарий педагогов навыками помощи  молодежи с признаками суицидального риска  и призвано предлагаемое профилактическое мероприятие.

 

Цель семинара-практикума:

Повышение уровня психологической и личностной компетентности педагогов в области профилактики суицидального поведения подростков.

Задачи:

  • Актуализировать имеющиеся  у педагогов знания  о способах выявления и коррекционной работы со студентами «группы риска»;
  • Повысить уровень знаний педагогов о признаках, причинах и механизмах возникновения суицидальных намерений детей и подростков, вариантах суицидальной превенции;
  • Способствовать расширению поведенческого репертуара педагогов в ситуациях общения с детьми и подростками с признаками кризисного состояния и суицидального риска;
  • Способствовать повышению уровня профессиональной мотивации педагогов к проведению профилактики суицидов среди детей и подростков.

Контингент: педагоги ГПОУ «ППЭТ».

Требования к месту проведения занятий:

  • кабинет с площадью, достаточной для расположения участников;
  • стулья по числу участников;
  • достаточное электрическое и/или естественное освещение;
  • жалюзи для обеспечения затемнения при показе видеоматериала.

Оборудование для проведения семинара-практикума:

  • компьютер, проектор, экран или интерактивная доска;

Материалы:

  • Буклеты с комплектом информационных материалов по теме.

Время  реализации программы семинара-практикума:  1 час.

Этапы работы:

  1. Организация работы, постановка цели;
  2. Теоретический блок: предоставление необходимой теоретической информации по теме;
  3. Подведение итогов, обратная связь от участников.

Предполагаемый результат:

  • Повышение уровня знаний педагогов о способах выявления студентов «группы риска»: о признаках, причинах и механизмах возникновения суицидальных намерений подростков, вариантах суицидальной превенции;
  • Расширение поведенческого репертуара педагогов в ситуациях общения с подростками с признаками кризисного состояния и суицидального риска;
  • Повышение уровня профессиональной мотивации педагогов к проведению профилактики суицидов среди детей и подростков.

 

 

 

Содержание  мероприятия.

 

Добрый день, уважаемые коллеги.

Сегодня мы пригласили Вас, чтобы обсудить тему эмоционального благополучия молодежи и профилактики их попыток уйти из жизни.

Напомню, суицид – это осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.

 

 

В 2015 году по уровню суицидов Республика Коми занимала 13 место. Такой подробный отчет выходит в России раз в два года, поэтому подробной статистики за 2016 год мы не имеем.

  • С 2008 года в Коми подростки совершили 83 суицида, больше всего в 2008 году – из жизни добровольно ушли 19 несовершеннолетних. Меньше всего случаев – 2 – зарегистрировали в 2013 году. Последние два года с собой покончили по 6 подростков.
  • С 2011 года в Республике несовершеннолетние совершили более 450 суицидальных попыток, Больше всего – 111 случаев – в 2013 году.
  • 60% суицидов в городах, 40% - в селах
  • Больше всего суицидов в Сыктывкаре – 25, не было суицидов в Койгородском, Сосногорском и Троицко-Печорском районах
  • Самые депрессивные районы – Ижма и Усть-Кулом
  • 31% суицидов совершили девушки, 69% - юноши, при этом суицидальных попыток у девушек было больше вдвое
  • Больше всего суицидов совершается в возрасте 16-18 лет. Имеются случаи суицидов с 11 лет.

 В данный момент в нашей республике не растет количество суицидов, однако увеличивается число подростков, находящихся в депрессивном состоянии.

 

В период с сентября по декабрь 2016 года среди студентов ГПОУ «ППЭТ» было проведено психологическое исследование, целью которого было изучение суицидального риска и группы риска кризисных состояний. Было обследовано 809 студентов, в результате исследования можно сделать следующий вывод, в текущем учебном году увеличилось количество студентов, имеющий личные и эмоциональные проблемы, и уменьшилось количество студентов, имеющих проблемы в техникуме, в семье. Так же можно отметить снижение показателя  возбудимых, импульсивных, с циклоидными колебаниями настроения студентов.

  • проблемы в техникуме имеют 82 чел (10%), по сравнению с прошлым годом показатель уменьшился на 4%
  • проблемы в семье – 166 чел (21%), показатель уменьшился на 2%
  • личные проблемы – 64 чел (8%), показатель увеличился на 4%
  • поведенческие проблемы – 107 чел (13%), показатель снизился на 1%
  • эмоциональные проблемы – 114 чел (14%), показатель вырос на 2%
  • у специалистов наблюдаются 7 чел (1%), показатель остался на прежнем уровне
  • состоят на учете в службах социальной помощи – 42 чел (5%), показатель снизился на 2% в сравнении с прошлым годом.
  • возбудимых, импульсивных – 100 чел (12%), по сравнению с прошлым годом показатель уменьшился на 3%,
  • раздражительных, гневливых – 58 чел (7%), показатель снизился на 2%,
  • эмоционально-неустойчивых – 90 чел (11%), показатель остался на том же уровне
  • с циклоидными колебаниями настроения – 68 чел (8%), показатель уменьшился на 7%,
  • робких, застенчивых – 145 чел (18%), показатель увеличился на 2%.

 

 

Причины подросткового суицида:

  1. Потери
  • Разрыв романтических отношений, безответная любовь
  • Смерть любимого человека
  • Потеря работы
  • Потеря «лица»
  • Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие
  • Низкая самооценка
    • Физическая непривлекательность
    • Неуспешность в учебе
  • Конфликты в семье и учебном заведении
  • Страх наказания
  •  

    Различают следующие типы суицидального поведения:

     

    Демонстративное поведение - стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это просьба о помощи. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами.

    Аффективное суицидальное поведение - подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Сильные негативные эмоции — обида, гнев -  затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

    Истинное суицидальное поведение - характеризуется продуманным планом действий. Подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью.

    Хочу обратить ваше внимание на следующий момент: если человек серьёзно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и эмоциональные.

     

     

    Словесные признаки:

    1. Прямые и косвенные сообщения о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться», «Мне все надоело, как меня все достали, без меня всем будет лучше, я никому не нужен, не вижу смысла в жизни».
    2. Шутки на тему самоубийства.
    3. Нездоровая  заинтересованность вопросами смерти.
  • Рассуждения об утрате смысла жизни или разговоры прощального характера.
  •  

    Поведенческие признаки:

    1. Раздает другим вещи, приводит в порядок дела, мириться с давними врагами.
    2. Демонстрирует радикальные перемены в поведении, такие, как:
    • в еде — ест слишком мало или слишком много;
    • во сне — спит слишком мало или слишком много;
    • во внешнем виде — становится неряшливым;
    • в учебных привычках — пропускает занятия, не выполняет домашние задания, избегает общения с однокурсниками; проявляет раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
    1. Проявляет признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

     

    Ситуационные признаки

    1. Чувствует себя отверженным.
    2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье, алкоголизм);
    3. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.
    4. Предпринимал раньше попытки суицида.
    5. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

    Все вышеперечисленные признаки определяются  педагогом методом наблюдения за студентом и  личной беседы с ним. Однако наличие только одного из вышеперечисленных признаков еще не свидетельствует о том, что подросток предрасположен к суицидальному поведению. Лишь совокупность и постоянство этих признаков должны обратить внимание педагогов и родителей на возможный факт суицидальной попытки.

    Каждый подросток, всерьез думающий о самоубийстве, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо. В течение определенного времени человек выказывает определенные признаки кризисного состояния. И окружающие его люди могут вовремя их распознать и протянуть руку помощи.

     

    Очень важно педагогу, классному руководителю  продолжать оставаться бдительным в своей работе и избегать  «привыкания» к состоянию, социальной ситуации подростков, регулярно вглядываться в студентов «свежим взглядом», чтобы не пропустить признаков надвигающейся опасности.                                                                                               

    Будьте открыты и сосредоточены, если  подозреваете суицид. Ваша честность, прямота и бесстрашие помогут отчаявшемуся студенту открыто поговорить с вами о происходящем с ним и уменьшить его тревогу.  Если студент обнаружит, что вы интересуетесь им и не боитесь суицидальных мыслей, он может придти к выводу,  что суицид не решит его проблемы.

     

     

       В целом же, лучшей профилактикой суицидов у молодежи является развитие личностного потенциала студента, создание благоприятных условий для самораскрытия возможностей, укрепления его веры в собственные силы, развития самоуважения и уверенности в себе.

    И кто, как не педагог, для решения этих задач:

    - создает и поддерживает со студентом  доверительный контакт;

    - побуждает студентов делиться своими знаниями и мнениями;

    - задает «открытые» вопросы (т.е., вопросы, предполагающие несколько вариантов ответов) и признает за студентом право на собственное мнение.

     

    Общие рекомендации педагогическому коллективу:

    • Отслеживайте и контролируйте резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии студентов.
    • Дайте студенту понять, что он не один, проявляйте эмпатию, доброе участие, поддержку. Избегайте оскорблений и унижений студентов. Соблюдайте правила корректного и уважительного отношения к личности студента при любых обстоятельствах
    • На уроках гуманитарного цикла и классных часах со студентами говорите о ценности жизни, индивидуальной неповторимости каждого человека, о позитивном прогнозе будущего, умении программировать свой успех.
    • Упор на работу с семьей. Проведите родительское собрание в каждой группе по данной теме.
    • Сообщайте директору, заместителю директора по воспитательной работе, психологу, социальным педагогам о настораживающих признаках в поведении и состоянии студента.
    • Очень важна своевременная информированность куратора о личностных кризисах студента (неудачная влюбленность, уходы из дома, возможное жестокое обращение в семье, открытый конфликт с преподавателем, буллинг в студенческой группе)
    • Дайте студенту номер телефона доверия. Бесплатный анонимный телефон доверия для детей и подростков: 8-800-2000-122,     129
    • Дополнительная информация, рекомендации - ОБМЕН ФАЙЛАМИ-ПСИХОЛОГ-БУКЛЕТЫ СУИЦИД

     

    Притча

    Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. "Разве тебе безразлична судьба детей?" - спросили спасатели. Третий путник им ответил: "Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить» 

    Также и мы с вами должны потратить огромные усилия на профилактику, чтобы предотвратить возникновение суицидальных мыслей, намерений у нашей. Чужих детей не бывает…

     

    Подведение  итогов.

    Уважаемы коллеги, я уверена, что теперь вы еще более профессионально будете наблюдать и оценивать эмоциональное состояние и реакции студентов и компетентно помогать им в ситуации кризиса и суицидального риска.

     

     

                                                          Литература

     

    1. Вроно Е.М. «За гранью отчаяния». «Школьный психолог» № 17, 2000г. Издательский дом «Первое сентября».Зотов М.В. Суицидальное
  • поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006
  • Лукас К., Сейден Г.М. Молчаливое горе. Жизнь в тени самоубийства/ Пер. с англ. – М.: Смысл, 2000
  • Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог» № 22 (ноябрь, 2009г, стр. 37), «Психотерапия депрессивных состояний при личностных кризисах детей и подростков».
  • Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог» № 24 (декабрь, 2009г, стр. 38), «Взаимодействие семьи и школы по профилактике и преодолению кризисных состояний у детей и подростков».
  • Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15
  • Павлова И.М. «Психопрофилактика и психокоррекция суицидального поведения учащихся юношеского возраста: методическое пособие». – М., 2005г.
  • Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. — М.: Генезис, 2012.
  •  

     

    Приложение 1

    Общие рекомендации по ведению беседы с потенциальным суицидентом

     

    1. Выразите свою заинтересованность личностью и судьбою подростка.
    2. Задавайте вопросы в прямой, искренней и спокойной манере, используйте технику активного слушания.
    3. Выясните, насколько ясный образ будущего суицидального действия сформирован у подростка:
    • суицидальный план;
    • время и место исполнения;
    • суицидальные мысли и попытки в прошлом;
    • как он сам оценивает вероятность своего суицида?

    Помните, что чем более обстоятельно разработан план, тем больше риск.

  • Попытайтесь выяснить причины и условия формирования суицидальных намерений. Не принуждайте подростка говорить о них, если это слишком болезненно. Однако попытайтесь ненавязчиво вернуться к этой теме еще и еще раз (всякий раз сворачивая ее при нежелании собеседника ее развивать).
  • Побудите его высказать свои чувства в связи с проблемой.
  • Спросите: приходилось ли ему ранее рассказывать кому-либо о том, что он говорит сейчас. Этот вопрос может подтолкнуть подростка к мысли, что, возможно, главная его проблема заключается в социальной (само)изоляции.
  • Будьте готовы к тому, что вы будете вовлечены в работу по психологической поддержке и социальной адаптации подростка.
  •  

     

    Приложение 2

    РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

    по профилактике суицидального поведения подростков

    1. Родителям важно беседовать со своими детьми, интересоваться не только отметками в техникуме.
    2. Необходимо создать благоприятный климат общения в семье.
    3. Открыто обсуждать семейные и внутренние проблемы подростков.
    4. Взрослому важно помнить, что проектировать надо будущее подростка вместе с ним, а не своё собственное будущее.
    5. Необходимо помогать своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
    6. Учите подростка решать проблемы, а не избегать их.
    7. Учите ребёнка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков; формируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если…».
    8. Воспитывайте у подростка привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и тревогах, сомнениях, страхах.
    9. Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья подростка.
    10. Не раздражайте подростка постоянными нотациями, указаниями, нравоучениями, они раздражают и обижают детей.
    11. Обсудите с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряжённой с риском для жизни; запишите соответствующие номера телефонов.
    12. Доведите до сведения ребёнка информацию о возможностях детского телефона доверия.
    13. Превентивная мера суицида – любовь. Приязнь. Подросток должен знать: пусть все осудят, весь мир, но я домой прихожу, и меня любят. Это даёт желание жить.


    Просмотров: 510
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Семинар-практикум для педагогов по профилактике суицидов у детей и подростков.
  • Раннее выявление факторов риска суицидального поведения подростков
  • Профилактика суицидального поведения среди подростков
  • Немного о причинах суицидального поведения у подростков
  • Типичные нарушения в поведении подростков "группы риска".
  • Особенности суицидального поведения подростков.
  • Характеристика суицидального поведения подростков
  • Системные аспекты суицидального поведения у подростков
  • Профилактика суицидального поведения подростков. Лекция
  • На тему суицидального поведения подростка
  • Метод Роршаха в диагностике суицидального поведения у подростков.
  • Актуальность проблемы суицида среди несовершеннолетних детей. Путь решения проблемы.
  • Опыт подготовки занятий для групп подростков, педагогов и родителей.
  • Причины подростковых суицидов: ответ подростков
  • Как распознать наличие риска суицида у подростка и что с этим делать?
  • О профилактике суицидального поведения среди обучающихся
  • Самоубийства среди детей и подростков
  • Особенность проблемы похудения у детей и подростков
  • Представление о вере и религии у подростков и студентов
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Проблемы подростков. Зависимость: причины и Помощь
  • Профилактика суицидального поведения детей
  • Провоцирующие факторы суицидов в зависимости от акцентуации характера подростка.
  • В моей смерти прошу винить… (Самоубийства у подростков или как не пережить своих детей)
  • Особенности религиозного настроения среди некоторых социально активных подростков и молодежи
  • Рекомендации родителям по профилактике деструктивных проявлений у детей и подростков
  • Значимость родителей в жизни детей-подростков(мини статья).
  • Психологические группы для приемных детей и подростков - трудности и пути решения.
  • К вопросу о кризисных проявлениях в поведении подростков
  • Суицидальное поведение детей и подростков



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь