Основы гештальт-терапии. Популярно, но со ссылками (Часть 1)

Гештальт-терапия является психотерапевтическим подходом гуманистического направления, ориентированным на прямой межличностный контакт, проживание непосредственного опыта отношений, развитие самовыражения, спонтанности, и восстановление внутренней целостности личности.

Гештальт- терапия была разработана Ф. Перлзом и его коллегами в 50-60 годах XX века, и продолжает совершенствоваться в наши дни современными исследователями и практиками. В основу гештальт-терапии легли идеи психоанализа, философские основы феноменологии, гештальт-психологии, экзистенциализма, исследования диалога М. Бубера, работы В. Райха о мышечном панцире, теория поля К. Левина, концепция холизма, идеи психодрамы.

Феноменология определяет способ мышления и терапевтического исследования, на котором основан метод гештальт-терапии. Фокусом феноменологического метода является непосредственный индивидуальный опыт. Явления (феномены) в этом опыте подлежат описанию, а не объяснению. Основоположником современной феноменологии считается философ Эдмунд Гуссерль. С помощью определенной  им процедуры феноменологической редукции из интрапсихических проявлений возможно выделить чистое осознавание, свободный от всяких предсуждений опыт, максимально релевантный личности. Совокупность феноменов или феноменологическая реальность, составляющая личный мир человека, мир его переживаний, есть предмет исследования в гештальт-терапии [2].

Экзистенциализм наряду с феноменологией также является философской основой гештальт-терапии. В центре внимания философии экзистенциализма находится уникальность бытия человека, иррационального по своей природе. «Для Гештальта путеводной звездой является экзистенциализм с его вниманием не столько к разуму и логике, сколько к индивидуальным живым переживаниям» [5, с. 51]. Консультационая или терапевтическая сессия в теории гештальт-терапии рассматривается как экзистенциальная встреча двух неповторимых личностей – клиента и терапевта. При такой постановке вопроса каждый участник терапевтического процесса берет на себя свою часть ответственности за происходящее. Уникальный рисунок бытия, появляющийся внутри этой встречи, способствует глубокому исследованию психологической реальности клиента и его личностному росту.

Философия диалога Мартина Бубера также оказала влияние на формирование современной теории гештальт-терапии. В книге «Я и Ты» М. Бубер выделяет два вида отношений между людьми. Прямые, личные, непосредственные отношения «Я-Ты» относятся к сфере духовного, к истинному диалогу двух личностей, к познанию через целостность. Второй вид отношений, «Я-Оно», являются наблюдающими и анализирующими. Они относятся к сфере материальных объектов и накоплению опыта. Человеческое бытие подразумевает существование обеих форм отношений, которые попеременно сменяют друг друга [5]. И если одна из этих форм оказывается в дефиците, полноценный диалог становится невозможен.

Идеи академической школы гештальт-психологии, которая развивалась в Германии и США в начале XX века, легли в основу модели восприятия и поведения человека в среде, на которую опирается гештальт-терапия. Исследования по гештальт-психологии связан с именами таких ученых, как Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёллер, Курт Коффка, Курт Гольдштейн, Курт Левин и Блюма Зейгарник. Основной идеей гештальт-психологии (в принципиальном отличии от ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера) является то, что воспринимаемая человеком реальность отличается от суммы её частей [5]. Целостный образ воспринимаемой человеком реальности называется гештальтом. Главными свойствами гештальта являются единственность (в каждый данный момент существует один самый значимый гештальт), относительная устойчивость, динамичность (гештальты непрерывно сменяют друг друга), зависимость от наблюдателя (в условиях одной и той же объективной реальности разные наблюдатели построят собственные гештальты) и от среды (окружающий контекст определяет гештальт наряду с наблюдателем). В теории гештальт-терапии идеи гештальт-психологии распространились на область человеческих потребностей и мотивов, которые подчиняются тем же закономерностям:

  • Потребности человека возникают и непрерывно сменяют друг друга.
  • В каждый момент времени человек фокусируется на одной потребности, которая является ведущей.
  • Формирование ведущей потребности зависит как от индивидуальных особенностей самой личности, так и от внешних условий, такие как жизненная ситуация, окружающая обстановка, социальная среда и отношения, которые изменяют эмоциональное и смысловое восприятие фигуры. Совокупность внешних условий называется фоном.
  • Чтобы сформировался новый гештальт, нужно разрушить старый, иными словами, чтобы новая потребность или новый интерес имели шанс начать развиваться, прежняя потребность должна быть удовлетворена или стать неактуальной.
  • Важная неудовлетворенная потребность превращается в устойчивый гештальт, который начинает определять поведение индивида. Сформированная, но не разрешенная потребность образует так называемый незавершенный гештальт, который сам стремится к завершению.

Среди работ гештальт-психологов следует уделить отдельное  внимание работам Курта Левина, которые были посвящены исследованиям так называемого психологического поля. В попытках представить структуру психологического поля по аналогии с электромагнитным К. Левин ввел понятия жизненного пространства, квазипотребностей и сил. Жизненное пространство – это часть поля, которая главным образом влияет на человека в данный момент. Это живые и неживые объекты, физически и психологически занимающие внимание. Квазипотребностями называются интенции, которые определяют появление фокуса внимания из многозначного фона. Силами называются напряжения, которые порождаются интенциями и расходуются на выделение в поле объектов, способных удовлетворить потребность, а также на совершение соответствующего движения и действия. Сила – это вектор, имеющий точку приложения, направление и величину, а объекты имеют валентность, положительную или отрицательную. Положительно-валентные объекты притягивают, а отрицательно-валентные, соответственно, отталкивают. Соотношения сил в жизненном пространстве человека определяют его поведение [5]. Наиболее важным выводом из исследований К. Левина для гештальт-терапии является то, что мотивы и поведение людей в отношениях друг с другом и в обществе определяются не только и не столько особенностями взаимодействующих личностей, но очень сильно зависят от воздействия окружающей среды, которое часто носит бессознательный характер.

Гештальт-терапия отвечает принципу холизма, согласно которому человек рассматривается как целостный единый организм. Ф. Перлз ассимилировал холистическую доктрину из научных идей К. Гольдштейна, у которого некоторое время работал ассистентом, и взглядов южноафриканского философа и государственного деятеля Яна Смутса [2]. Принцип холизма позволяет преодолеть характерную для традиционной медицины дихотомию «тело-душа», рассматривая мыслительную деятельность, эмоциональнальное возбуждение и телесные напряжения как одну и ту же энергию, принимающую разные формы. Благодаря ему в теории гештальт-терапии большое внимание уделяется телесному осознаванию.

Существенный теоретический вклад в развитие гештальт-терапии внес А. Бейссер, предложивший гуманистическую модель изменений в психотерапии и психологическом  консультировании, так называемую парадоксальную теорию изменений. Главное положение этой теории звучит так: “Изменение происходит тогда, когда человек становится тем, кто он есть на самом деле, а не тогда, когда он пытается стать тем, кем он не является. Изменение <…> происходит тогда, когда человек старается быть тем, кем он является, – быть полностью вовлеченным в настоящее” [1]. Иными словами, изменения случаются не благодаря усиленным попыткам человека или терапевта изменить человека, но они происходят тогда, когда человек, не торопясь, прикладывает усилия быть полностью вовлеченным в своё актуальное состояние. Терапевт при этом не является агентом изменений. Его усилия направлены на поощрение клиента максимально быть в той позиции, где он реально находится, и кем реально является.

Ф. Перлз, симпатизировавший театральным постановкам, также включил в гештальт-терапию в качестве экспериментальных техник некоторые приёмы психодрамы, в частности диалог с пустым стулом и монодраму [6].

Основными понятиями теории гештальт-терапии, являются фигура, фон, контакт, граница контакта, цикл контакта, механизмы прерывания контакта, гомеостаз, творческое приспособление, эксперимент.

Фигура и фон. Концепция фигуро-фоновых отношений в гештальт-терапии состоит в том, что все множество внутренних и внешних феноменов, воспринимаемых человеком, составляют единое феноменологическое поле «организм-среда», в котором последовательно выделяются фигуры, то есть зоны повышенного напряжения, интереса или смысла, обусловленные актуальной потребностью. Оставшаяся часть феноменологического поля становится фоном. Фигура и фон находятся в динамическом отношении друг с другом, которое создаёт гештальт. При этом фон (или по-другому - контекст) так же важен для формирования гештальта, как и фигура. «Формирование фигуры/фона - это динамичный процесс, в ходе которого потребности и ресурсы поля постепенно передают свою энергию интересу, яркости и силе доминирующей фигуры. Следовательно, бессмысленно пытаться рассматривать любое психологическое поведение в отрыве от социокультурного, биологического и физического контекста» [8]. Сформированная на фоне фигура обладает «хорошей формой» [4], то есть эстетическими качествами яркости, грации, ясности и целостности, она является критерием глубины и реальности переживания. Недостаточно сформированная, смутная, несфокусированная фигура образует «слабый гештальт», то есть плохо выраженную потребность или переживание, которому не хватает энергии.

 

Основы гештальт терапии Популярно но со ссылками Часть 1

Рис 1. Кто на картинке: девушка или старуха?

Гомеостаз и творческое приспособление. Гомеостазом в гештальт-терапии называется динамическое равновесие в среде. Жизнь представляет собой бесконечный ряд следующих друг за другом гештальтов, как только один гештальт завершается, тут же возникает другой. Способность поддерживать гомеостаз позволяет организму сохранять себя [7]. Гомеостаз можно условно рассматривать в биологическом, организмическом и социальном аспектах. Организм стремится к равновесию, но оно постоянно нарушается внутренними изменениями, потребностями и событиями, происходящими в окружающей среде. Организм может восстановить равновесие двумя способами: с помощью консервативного или творческого приспособления. Режим консервативного приспособления хорошо описывает биологические процессы, по большей части неосознаваемые, такие как дыхание или поддержание определённого количества сахара в организме. Применительно к психологическим процессам при помощи консервативного приспособления совершаются машинальные, механические действия в привычной для индивида среде. Отличительным признаком консервативного приспособления является отсутствие осознанного выбора [5]. Однако, когда происходит нечто неожиданное, от организма требуется выработка уникального ответа на новизну, которая осуществляется в режиме творческого приспособления. Творческое приспособление, в отличие от консервативного, обеспечивает получение нового опыта для эволюции и роста. Развитие творческого приспособления, то есть способности человека находить новые способы существования в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды создатели гештальт-терапии видели как основную задачу психологии [8].

Контакт и граница контакта. Понятия контакта и границы контакта являются одними из ключевых в гештальт-терапии. Контакт рассматривается в гештальт-терапии как единственная реальность существования и источник психического [10] [11]. В модели, предложенной основателями гештальт-терапии, человеческий организм не является самодостаточным, а непрерывно взаимодействует с окружающей средой и другими людьми. Это взаимодействие осуществляется на границе контакта. «Функционирование человека в среде - это то, что происходит на границе контакта между ним и его средой. Психологические события происходят на границе контакта. Наши мысли, действия, поведение, эмоции - это способ выражения и принятия этих событий на границе» [9]. Граница контакта обладает особыми свойствами:

  • она одновременно принадлежит и организму, и окружающей среде, «входит составной частью в два различных мира, находящихся во взаимоотношениях» [3, с. 138];
  • это зона обмена, которая одновременно и соединяет, и разделяет [6], она достаточно проницаема, для того, чтобы осуществлялся обмен, и достаточно отчётлива, чтобы организм не сливался со средой.

Таким образом, в контексте контакта понятие гештальта можно определить как «процесс осознания доминирующей в данный момент потребности (физиологической или психологической) и её удовлетворения в контакте с окружающей средой» [5, с. 122].

Цикл контакта или цикл опыта – это схема для описания циклического процесса контакта человека со средой. Она отражает то, как потребность появляется в сознании, развивается, разрешается, а затем угасает, чтобы уступить место новой потребности.

Пол Гудмен выделял четыре основные фазы цикла контакта [8]:

Предконтакт. В состоянии покоя из так называемого недифференцированного поля начинают выделяться все более явные сигналы восприятия, свидетельствующие о появлении потребности у индивида: ощущения, которые рождаются в организме, или восприятие чего-то во внешней среде, что вызывает интерес. «В ходе предконтакта возникает известное возбуждение, необходимое для построения ясного гештальта - фигуры потребности» [5, с. 139].

Контактирование. Активная фаза, во время которой «место фигуры начинают завоёвывать возможности её удовлетворить: те одушевлённые или неодушевлённые объекты, которые привлекают внимание» [5, с. 139]. Индивид выполняет работу по оценке окружающего мира и собственных ресурсов с целью поиска и выбора наиболее подходящей возможности удовлетворения потребности. Эта фаза характеризуется нарастанием возбуждения контакта, энергия для которого черпается как из потребности организма, так и поступает из окружающей среды, от объекта, способного удовлетворить потребность.

Полный (финальный) контакт. Индивид находится в гармонии со своей потребностью; образуется триединство его восприятия, его выбора и его действий [6, с. 50]. Желанный объект достигнут, и фокусом внимания становится взаимодействие индивида и объекта. Это время непродолжительного их слияния, когда «граница между ними растворяется, и в спонтанном единении ощущений, чувств, мыслей, и движений происходит, собственно, реализация потребностей» [5, с. 140].

Постконтакт. На первый план выплывают ощущения, переживания и мысли, свидетельствующие об опыте удовлетворения потребности, в той или иной мере успешном или нет. Гештальт завершается, человек присваивает и переваривает новизну полученного опыта, а фигуры окружающего мира и ставшая неактуальной потребность уходят в фон. Процесс присвоение и усвоения полученного опыта называется ассимиляцией.

Описанные фазы контакта удобно изобразить на графике, по оси абсцисс которого отложено время, а по оси ординат – энергия возбуждения контакта.

 


Рис 2. Цикл контакта          

 

Список литературы:


1. Бейссер А. Парадоксальная теория изменений // Российский гештальт, № 8, 2008. С. 54-57.
2. Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт-терапии. М: Психотерапия, 2011.
3. Гингер С. Гештальт: искусство контакта. М.: Академический проект, 2010.
4. Зинкер Д. В поисках хорошей формы. Гештальттерапия с супружескими парами и семьями. М.: Независимая фирма Класс, 2000.
5. Иванова Е.А., Лебедева Н.М. Путешествие в Гештальт: Теория и практика. СПб: Речь, 2004.
6. Масколье Г. Гештальт-терапия вчера, сегодня, завтра. Быть собой. М.: Боргес, 2010.
7. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000.
8. Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практика гештальт-терапии. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001.
9. Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии. М.: Психотерапия, 2007.
10. Погодин И.А. Диалоговая гештальт-терапия: психотерапия переживанием. Ростов н/Д: Феникс, 2012.
11. Спаниоло Лобб М. Сейчас-ради-потом в психотерапии. Гештальт-терапия, рассказанная в обществе эпохи постмодернизма. Феникс, 2015.



Просмотров: 755
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О сопротивлении в гештальт-терапии: Механизмы прерывания контакта или способы его формирования?
  • Как Наташа к холодильнику ходила или Цикл контакта в гештальт-терапии
  • Еще раз о гештальт-терапии: Почему это называется словом «гештальт»?
  • Механизмы прерывания контакта в гештальт -терапии.
  • Механизмы прерывания контакта (защитные механизмы человека) в гештальт-терапии
  • С чем работает гештальт-терапевт: контакт со средой как гештальт
  • Что такое гештальт, гештальт-психология, гештальт терапия
  • С чем работает гештальт-терапевт: потребность как гештальт
  • О теории поля и гештальт-терапии.
  • Зарисовка с гештальт-интенсива или немного о цикле контакта и способах его прерывания.
  • Теория контакта (только для гештальт - терапевтов)
  • Что такое гештальт-терапия и чем гештальт-терапевт может помочь
  • Как происходят желаемые изменения жизни человека в гештальт-терапии
  • Понимание супружеских конфликтов с позиции творческого приспособления в гештальт-терапии
  • Цикл контакта при гештальт- подходе
  • Гештальт в действии: как работает гештальт-терапия?
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Очень коротко об особенностях гештальт-терапии или что она дает.
  • Что такое «гештальт» и гештальт-терапия?
  • О гештальт терапии для клиента
  • Физиология гештальт-терапевтического контакта
  • Основы гештальт-терапии. Популярно, но со ссылками (Часть 2)
  • Механизмы формирования стыда и стратегии работы гештальт-терапевта по восстановлению контакта.
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • Патология контакта в гештальт-парадигме
  • Развитие клиента в процессе гештальт-терапии
  • Почему идея “здесь и сейчас” так важна в гештальт терапии?
  • Терапия отношениями: пару слов о гештальт-терапии
  • Как мы учим гештальт-терапии?
  • Диагностика в гештальт-терапии или О способах предохранения психотерапевтов от нежелательных клиентов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь