|
Основы гештальт-терапии. Популярно, но со ссылками (Часть 1)Автор статьи: Ралько Андрей Александрович
Гештальт-терапия является психотерапевтическим подходом гуманистического направления, ориентированным на прямой межличностный контакт, проживание непосредственного опыта отношений, развитие самовыражения, спонтанности, и восстановление внутренней целостности личности. Гештальт- терапия была разработана Ф. Перлзом и его коллегами в 50-60 годах XX века, и продолжает совершенствоваться в наши дни современными исследователями и практиками. В основу гештальт-терапии легли идеи психоанализа, философские основы феноменологии, гештальт-психологии, экзистенциализма, исследования диалога М. Бубера, работы В. Райха о мышечном панцире, теория поля К. Левина, концепция холизма, идеи психодрамы. Феноменология определяет способ мышления и терапевтического исследования, на котором основан метод гештальт-терапии. Фокусом феноменологического метода является непосредственный индивидуальный опыт. Явления (феномены) в этом опыте подлежат описанию, а не объяснению. Основоположником современной феноменологии считается философ Эдмунд Гуссерль. С помощью определенной им процедуры феноменологической редукции из интрапсихических проявлений возможно выделить чистое осознавание, свободный от всяких предсуждений опыт, максимально релевантный личности. Совокупность феноменов или феноменологическая реальность, составляющая личный мир человека, мир его переживаний, есть предмет исследования в гештальт-терапии [2]. Экзистенциализм наряду с феноменологией также является философской основой гештальт-терапии. В центре внимания философии экзистенциализма находится уникальность бытия человека, иррационального по своей природе. «Для Гештальта путеводной звездой является экзистенциализм с его вниманием не столько к разуму и логике, сколько к индивидуальным живым переживаниям» [5, с. 51]. Консультационая или терапевтическая сессия в теории гештальт-терапии рассматривается как экзистенциальная встреча двух неповторимых личностей – клиента и терапевта. При такой постановке вопроса каждый участник терапевтического процесса берет на себя свою часть ответственности за происходящее. Уникальный рисунок бытия, появляющийся внутри этой встречи, способствует глубокому исследованию психологической реальности клиента и его личностному росту. Философия диалога Мартина Бубера также оказала влияние на формирование современной теории гештальт-терапии. В книге «Я и Ты» М. Бубер выделяет два вида отношений между людьми. Прямые, личные, непосредственные отношения «Я-Ты» относятся к сфере духовного, к истинному диалогу двух личностей, к познанию через целостность. Второй вид отношений, «Я-Оно», являются наблюдающими и анализирующими. Они относятся к сфере материальных объектов и накоплению опыта. Человеческое бытие подразумевает существование обеих форм отношений, которые попеременно сменяют друг друга [5]. И если одна из этих форм оказывается в дефиците, полноценный диалог становится невозможен. Идеи академической школы гештальт-психологии, которая развивалась в Германии и США в начале XX века, легли в основу модели восприятия и поведения человека в среде, на которую опирается гештальт-терапия. Исследования по гештальт-психологии связан с именами таких ученых, как Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёллер, Курт Коффка, Курт Гольдштейн, Курт Левин и Блюма Зейгарник. Основной идеей гештальт-психологии (в принципиальном отличии от ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера) является то, что воспринимаемая человеком реальность отличается от суммы её частей [5]. Целостный образ воспринимаемой человеком реальности называется гештальтом. Главными свойствами гештальта являются единственность (в каждый данный момент существует один самый значимый гештальт), относительная устойчивость, динамичность (гештальты непрерывно сменяют друг друга), зависимость от наблюдателя (в условиях одной и той же объективной реальности разные наблюдатели построят собственные гештальты) и от среды (окружающий контекст определяет гештальт наряду с наблюдателем). В теории гештальт-терапии идеи гештальт-психологии распространились на область человеческих потребностей и мотивов, которые подчиняются тем же закономерностям:
Среди работ гештальт-психологов следует уделить отдельное внимание работам Курта Левина, которые были посвящены исследованиям так называемого психологического поля. В попытках представить структуру психологического поля по аналогии с электромагнитным К. Левин ввел понятия жизненного пространства, квазипотребностей и сил. Жизненное пространство – это часть поля, которая главным образом влияет на человека в данный момент. Это живые и неживые объекты, физически и психологически занимающие внимание. Квазипотребностями называются интенции, которые определяют появление фокуса внимания из многозначного фона. Силами называются напряжения, которые порождаются интенциями и расходуются на выделение в поле объектов, способных удовлетворить потребность, а также на совершение соответствующего движения и действия. Сила – это вектор, имеющий точку приложения, направление и величину, а объекты имеют валентность, положительную или отрицательную. Положительно-валентные объекты притягивают, а отрицательно-валентные, соответственно, отталкивают. Соотношения сил в жизненном пространстве человека определяют его поведение [5]. Наиболее важным выводом из исследований К. Левина для гештальт-терапии является то, что мотивы и поведение людей в отношениях друг с другом и в обществе определяются не только и не столько особенностями взаимодействующих личностей, но очень сильно зависят от воздействия окружающей среды, которое часто носит бессознательный характер. Гештальт-терапия отвечает принципу холизма, согласно которому человек рассматривается как целостный единый организм. Ф. Перлз ассимилировал холистическую доктрину из научных идей К. Гольдштейна, у которого некоторое время работал ассистентом, и взглядов южноафриканского философа и государственного деятеля Яна Смутса [2]. Принцип холизма позволяет преодолеть характерную для традиционной медицины дихотомию «тело-душа», рассматривая мыслительную деятельность, эмоциональнальное возбуждение и телесные напряжения как одну и ту же энергию, принимающую разные формы. Благодаря ему в теории гештальт-терапии большое внимание уделяется телесному осознаванию. Существенный теоретический вклад в развитие гештальт-терапии внес А. Бейссер, предложивший гуманистическую модель изменений в психотерапии и психологическом консультировании, так называемую парадоксальную теорию изменений. Главное положение этой теории звучит так: “Изменение происходит тогда, когда человек становится тем, кто он есть на самом деле, а не тогда, когда он пытается стать тем, кем он не является. Изменение <…> происходит тогда, когда человек старается быть тем, кем он является, – быть полностью вовлеченным в настоящее” [1]. Иными словами, изменения случаются не благодаря усиленным попыткам человека или терапевта изменить человека, но они происходят тогда, когда человек, не торопясь, прикладывает усилия быть полностью вовлеченным в своё актуальное состояние. Терапевт при этом не является агентом изменений. Его усилия направлены на поощрение клиента максимально быть в той позиции, где он реально находится, и кем реально является. Ф. Перлз, симпатизировавший театральным постановкам, также включил в гештальт-терапию в качестве экспериментальных техник некоторые приёмы психодрамы, в частности диалог с пустым стулом и монодраму [6]. Основными понятиями теории гештальт-терапии, являются фигура, фон, контакт, граница контакта, цикл контакта, механизмы прерывания контакта, гомеостаз, творческое приспособление, эксперимент. Фигура и фон. Концепция фигуро-фоновых отношений в гештальт-терапии состоит в том, что все множество внутренних и внешних феноменов, воспринимаемых человеком, составляют единое феноменологическое поле «организм-среда», в котором последовательно выделяются фигуры, то есть зоны повышенного напряжения, интереса или смысла, обусловленные актуальной потребностью. Оставшаяся часть феноменологического поля становится фоном. Фигура и фон находятся в динамическом отношении друг с другом, которое создаёт гештальт. При этом фон (или по-другому - контекст) так же важен для формирования гештальта, как и фигура. «Формирование фигуры/фона - это динамичный процесс, в ходе которого потребности и ресурсы поля постепенно передают свою энергию интересу, яркости и силе доминирующей фигуры. Следовательно, бессмысленно пытаться рассматривать любое психологическое поведение в отрыве от социокультурного, биологического и физического контекста» [8]. Сформированная на фоне фигура обладает «хорошей формой» [4], то есть эстетическими качествами яркости, грации, ясности и целостности, она является критерием глубины и реальности переживания. Недостаточно сформированная, смутная, несфокусированная фигура образует «слабый гештальт», то есть плохо выраженную потребность или переживание, которому не хватает энергии.
Рис 1. Кто на картинке: девушка или старуха? Гомеостаз и творческое приспособление. Гомеостазом в гештальт-терапии называется динамическое равновесие в среде. Жизнь представляет собой бесконечный ряд следующих друг за другом гештальтов, как только один гештальт завершается, тут же возникает другой. Способность поддерживать гомеостаз позволяет организму сохранять себя [7]. Гомеостаз можно условно рассматривать в биологическом, организмическом и социальном аспектах. Организм стремится к равновесию, но оно постоянно нарушается внутренними изменениями, потребностями и событиями, происходящими в окружающей среде. Организм может восстановить равновесие двумя способами: с помощью консервативного или творческого приспособления. Режим консервативного приспособления хорошо описывает биологические процессы, по большей части неосознаваемые, такие как дыхание или поддержание определённого количества сахара в организме. Применительно к психологическим процессам при помощи консервативного приспособления совершаются машинальные, механические действия в привычной для индивида среде. Отличительным признаком консервативного приспособления является отсутствие осознанного выбора [5]. Однако, когда происходит нечто неожиданное, от организма требуется выработка уникального ответа на новизну, которая осуществляется в режиме творческого приспособления. Творческое приспособление, в отличие от консервативного, обеспечивает получение нового опыта для эволюции и роста. Развитие творческого приспособления, то есть способности человека находить новые способы существования в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды создатели гештальт-терапии видели как основную задачу психологии [8]. Контакт и граница контакта. Понятия контакта и границы контакта являются одними из ключевых в гештальт-терапии. Контакт рассматривается в гештальт-терапии как единственная реальность существования и источник психического [10] [11]. В модели, предложенной основателями гештальт-терапии, человеческий организм не является самодостаточным, а непрерывно взаимодействует с окружающей средой и другими людьми. Это взаимодействие осуществляется на границе контакта. «Функционирование человека в среде - это то, что происходит на границе контакта между ним и его средой. Психологические события происходят на границе контакта. Наши мысли, действия, поведение, эмоции - это способ выражения и принятия этих событий на границе» [9]. Граница контакта обладает особыми свойствами:
Таким образом, в контексте контакта понятие гештальта можно определить как «процесс осознания доминирующей в данный момент потребности (физиологической или психологической) и её удовлетворения в контакте с окружающей средой» [5, с. 122]. Цикл контакта или цикл опыта – это схема для описания циклического процесса контакта человека со средой. Она отражает то, как потребность появляется в сознании, развивается, разрешается, а затем угасает, чтобы уступить место новой потребности. Пол Гудмен выделял четыре основные фазы цикла контакта [8]: Предконтакт. В состоянии покоя из так называемого недифференцированного поля начинают выделяться все более явные сигналы восприятия, свидетельствующие о появлении потребности у индивида: ощущения, которые рождаются в организме, или восприятие чего-то во внешней среде, что вызывает интерес. «В ходе предконтакта возникает известное возбуждение, необходимое для построения ясного гештальта - фигуры потребности» [5, с. 139]. Контактирование. Активная фаза, во время которой «место фигуры начинают завоёвывать возможности её удовлетворить: те одушевлённые или неодушевлённые объекты, которые привлекают внимание» [5, с. 139]. Индивид выполняет работу по оценке окружающего мира и собственных ресурсов с целью поиска и выбора наиболее подходящей возможности удовлетворения потребности. Эта фаза характеризуется нарастанием возбуждения контакта, энергия для которого черпается как из потребности организма, так и поступает из окружающей среды, от объекта, способного удовлетворить потребность. Полный (финальный) контакт. Индивид находится в гармонии со своей потребностью; образуется триединство его восприятия, его выбора и его действий [6, с. 50]. Желанный объект достигнут, и фокусом внимания становится взаимодействие индивида и объекта. Это время непродолжительного их слияния, когда «граница между ними растворяется, и в спонтанном единении ощущений, чувств, мыслей, и движений происходит, собственно, реализация потребностей» [5, с. 140]. Постконтакт. На первый план выплывают ощущения, переживания и мысли, свидетельствующие об опыте удовлетворения потребности, в той или иной мере успешном или нет. Гештальт завершается, человек присваивает и переваривает новизну полученного опыта, а фигуры окружающего мира и ставшая неактуальной потребность уходят в фон. Процесс присвоение и усвоения полученного опыта называется ассимиляцией. Описанные фазы контакта удобно изобразить на графике, по оси абсцисс которого отложено время, а по оси ординат – энергия возбуждения контакта.
Список литературы:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|