|
Основы гештальт-терапии. Популярно, но со ссылками (Часть 2)Автор статьи: Ралько Андрей Александрович
Механизмы прерывания контакта. В теории гештальт-терапии полагается, что психологические трудности человека возникают в случае, когда естественный ход цикла контакта на каком-то из этапов нарушается механизмами прерывания контакта. Механизмы прерывания контакта - это «те особенности поведения, которые мешают человеку осознавать свою потребность или её реализовывать» [3, с. 151]. Выделяют следующие основные механизмы прерывания [3]: Конфлюэнция (слияние). Механизм, не позволяющий выделить и осознать собственные потребности (конфлюэнция первого рода), либо отделить собственные потребности от потребностей других (конфлюэнция второго рода). Интроекция. Механизм, посредством которого человек впускает в себя идеи, установки, убеждения от другого человека без усвоения этого материала. Проекция. Механизм, когда человек приписывает нечто, принадлежащее своему внутреннему миру, фигурам внешнего мира, другим людям или неживым объектам. Ретрофлексия. Механизм, когда человек поворачивает в свой собственный адрес то, что адресовано другим: чувства, мысли, действия. Важно отметить, что механизмы прерывания являются дисфункциональными только в контексте актуальной ситуации. В других ситуациях они могут играть роль уместных и адаптивных способов бытия. Так, например, слияние с близким человеком является основой переживания интимности, механизм проекции отвечает за эмпатию и интуицию, а ретрофлексия гнева против начальника позволяет избежать наказания или увольнения. Более того, считается, что любое решение или действие в прошлом, являлось лучшим для той ситуации, когда оно было изобретено, то есть являлось творческим приспособлением, а проблемы появляются тогда, когда изобретённый способ более не актуален. «Только анахроничные, ригидные и повторяющиеся механизмы свидетельствуют о патологическом функционировании: их следует выявить в первую очередь, а потом сделать более эластичными или трансформировать по ходу психотерапии» [1, с. 142]. Таким образом, механизмы прерывания контакта справедливо рассматривать как устаревшие варианты творческого приспособления, которые нуждаются в пересмотре. Технической задачей гештальт-терапии как метода психологического воздействия является обнаружение механизма прерывания контакта, стоящего на пути достижения желаемого, и помощь индивиду в его преодолении путем выявления новых, оптимальных моделей поведения в процессе творческого приспособления к актуальной ситуации. Механизмы прерывания нередко «наслаиваются» друг на друга, и тогда работа с ними ведется поэтапно: сначала обнаруживается и обрабатывается внешний, а затем – вложенные механизмы. Например, тревожное состояние может быть обусловлено самоограничениями (механизм - ретрофлексия), которые индивид накладывает на себя из-за страха быть осужденным близким человеком (механизм - проекция), с которым у него сложились очень тесные зависимые отношения, не позволяющие хорошо дифференцировать собственную потребность в дистанции (механизм - конфлюэнция). Было бы также неверным считать, что индивиду мешает какой-то один определенный механизм прерывания. Как правило, трудности людей в разные моменты времени и в разных ситуациях могут быть обусловлены каждым из перечисленных механизмов прерывания. Однако можно говорить о том, что какие-то из механизмов прерывания более присущи человеку характерологически, и какой-то из них проявляется чаще всего. То есть, мы можем говорить о различных стилях контакта: конфлюэнтном, интроективном, проективном, ретрофлексивном [11]. Эксперимент. В гештальт-терапии широко применяются эксперименты, то есть «специальные предложения терапевта, направленные на актуализацию и экспрессивное проживание в «здесь и теперь» многочисленных событий, имевших место «там и тогда» [3, с. 250]. Эксперименты, поставленные в безопасных условиях и неторопливом темпе терапевтической ситуации, позволяют получить доступ к подавленным или забытым ощущениям и чувствам, и запускают творческую активность. Целью эксперимента является осознанное, подробное и интенсивное перепроживание проблемной ситуации с целью её завершения или тестирования новых способов творческой адаптации к ней. Эксперименты могут быть мысленными, либо для их проведения могут использоваться различные предметы, другие люди (в случае групповой терапии), сам терапевт, различные арт-средства, такие как метафорические карты, карандаши, краски, пластилин. Фрустрация и поддержка. Психологическое воздействие гештальт-терапии направлено на проживание, осознавание и расширение множества выборов, а не на непосредственное снятие напряжения и облегчение симптомов [3]. Для этого терапевту необходимо фрустрировать привычные способы взаимодействия человека с окружающей средой, в терминах гештальт-терапии - привычных механизмов прерывания контакта. По словам Ф. Перлза, в результате такой фрустрации человек перестает искать опоры во внешней среде, которая запрашивается не для себя самого, а лишь для представления о себе, и научается опираться на собственные ресурсы [8]. Однако, если терапевт будет исключительно фрустрировать клиента, он превратится для клиента во враждебную среду [9]. Поэтому успешная фрустрация возможна только при одновременной поддержке со стороны терапевта, которая достигается сформированным доверием к терапевту, хорошим терапевтическим альянсом, выражением эмпатии и уважения к клиенту, позитивным подкреплением его успехов [3]. Таким образом, фрустрация привычных механизмов прерывания контакта при достаточной поддержке терапевта обеспечивают личностный рост клиента в терапевтическом процессе. Полярности. Понятие полярностей в гештальт-терапии подразумевает, что каждая черта личности обладает своей противоположностью и отражает многомерность человеческой личности [5]. Трудности человека часто обусловлены игнорированием или недостаточным принятием каких-то полюсов собственной личности, что способствует формированию ригидных способов реагирования и поведения. По словам Джозефа Зинкера, «жизнь человека, имеющего определённые нарушения, подчинена стереотипам, и он не может «плавать» между полярностями» [5, с. 63], в то время как признаком здоровья является способность принять свои противоречивые чувства и сложные эмоции. Например, убеждение в своей исключительной доброте и отрицание агрессии может служить причиной трудностей в отстаивании собственных интересов и достижении своих целей. Методы гештальт-терапии позволяют исследовать «теневые» стороны личности, вернуть в жизнь незадействованные ресурсы, тем самым расшить поле возможных выборов человека. Гештальт-терапия включает большой набор средств воздействия (техник), разработанных как основателями этого метода психологической помощи, так и последователями. Эти техники удобно рассматривать в контексте общей схемы терапевтической сессии, выполненной в гештальт-подходе. Г. Масколье описывает следующую трёхшаговую схему терапевтической сессии [5]:
Следует отметить, что это далеко не единственный способ работы в гештальт-подходе. Гештальт-терапевт может предложить в сессии не один эксперимент, либо вообще не обращаться к эксперименту, предпочитая другие средства. В литературе можно найти разные классификации техник гештальт-терапии, отражающих взгляды на гештальт-терапию их составителей и школ, к которым они принадлежат. К. Наранхо разделает техники гештальт-терапии на следующие группы: супрессивные (изменяющие), экспрессивные (проявляющие), интегрирующие и техники психодраматического гештальта [7]. Супрессивные техники:
Экспрессивные техники:
Техники, направленные на завершенность экспрессии:
Техники, направленные на прямоту экспрессии:
Техники интеграции:
Техники психодраматического гештальта:
Г. Масколье выделяет следующие техники, называя их гештальтистскими интервенциями [6]:
Н.М. Лебедева и Е.А. Иванова разделяют техники гештальт-терапии по трём стратегическим направлениям [3]:
Вместе с отдельными техниками, в практике гештальт-терапии можно выделить несколько общих стратегических принципов, следование которым обеспечивает терапевтическое воздействие: Концентрация на настоящем. Характерной особенностью гештальт-терапии является сфокусированность на актуальном моменте. Ф. Перлз обращал внимание на незаслуженно забытую человеком область ощущений и переживаний в угоду «средней зоне» осознавания – интеллектуальной зоне мыслей и фантазий [8]. Концентрация на настоящем обуславливает процессуальность гештальт-терапии: отвлекаясь от того, почему возникла проблема, гештальт-терапия больше сосредоточено на вопросе, как она проявляется и как это можно изменить. Феноменологичность. Для работы гештальт-терапевту необходимо придерживаться так называемой феноменологической установки, которую характеризуют определенная готовность, обращённость и открытость консультанта к новому опыту, доверие и мужество принять его самые неожиданные, неприятные или пугающие проявления, а также терпение, которое требуется «для узрения сущностного» [2]. Для гештальт-терапии характерно внимание к разнообразным проявлениям (феноменам) клиента и самого консультанта, а обращение к интерпретациям, напротив, минимально. Феноменологическая установка в комплексе с установкой «быть в настоящем» моменте сходятся вместе в экзистенциальной перспективе. Как пишет Г. Масколье, «соединяя «здесь и сейчас» и феноменологию, клиент обнаруживает уникальность своего опыта, экзистенциальный смысл своего бытия» [5, с. 45]. Диалогичность. Как считает Г. Йонтеф, наиболее важным аспектом психотерапевтического процесса являются отношения, которые возникают между терапевтом и клиентом, и развиваются в диалоге [4]. Р. Резник определяет диалог как одно из базисных оснований гештальт-терапии, и утверждает, что истинный диалог подразумевает наличие трёх составляющих: присутствия, то есть размещения собственного опыта и феноменологии консультанта; включенности, то есть стремления консультанта включится в опыт и феноменологию клиента; и приглашения к самому диалогу [10].
Список литературы: 1. Гингер С. Гештальт: искусство контакта. М.: Академический проект, 2010.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|