|
РАТ ( Ресурсная Арт- Терапия) и Изобразительная Ресурсная Арт- ПсихологияАвтор статьи: Ольга Александровна Бойкова
Я называю своё направление Изобразительная Ресурсная Арт – Психология или РАТ( Ресурсная Арт- Терапия) . Что это такое ? Что значит для меня арт-терапия и творческая связь? По стилю своей работы ― я интегратор. Актуальность выбранного мной направления состоит в связи изобразительного искусства, арт-терапии и психологии. .Такое соединение тонкий и важный инструмент. взаимодействия с самими собой и окружающим миром в целом. По образованию художник , психолог и арт –терапевт это накладывает отпечаток на всё мою профессиональную деятельность. Я учу людей умению видеть вещи глазами художника .Это приносит пользу во многих сферах жизни, далеких от рисования, где возникает потребность в творческом решении проблем и задач.Я помогаю почувствовать , что мы сами рисуем картину мира. Что мы способны творить и находить ресурсы внутри самих себя. Клиенты перестают переживать, что не обладают какими-то особыми талантами, и у них нет специального диплома . Они просто становятся художниками своей жизни.. Приятно осознавать, что наша картина жизни становится такой, какой мы её рисуем?,(не обязательно на бумаге возможно в своих мыслях и чувствах) мазок за мазком. Мне нравится соединение Три- Единство Цвета, Образа, Слова ( красок и линий, слов) и Движения (ресурсная динамика). Я придумала тому ,чем люблю и умею заниматься своё название «Изобразительная ресурсная арт- психология», Можно сказать , что я занимаюсь изобразительной арт-терапией, Внутри метода гармонично сочетаются такие практики как: Арт-терапия ,Цвето-терапия, Изо- терапия , Рисование, Психологическое консультирование, Игровые методики саморазвития. Говоря профессиональным языком я работаю изобразительно ассоциативным арт-терапевтическим методом с элементами движения, спонтанной сказкотерапии, образного интуитивного рисования, основ цветовой психогеометрии и цветотерапии. Подобное соединение я бы назвала так это изобразительно - динамическая арт-терапия творчеством. Одновременная интерпретация и вербальная обратная связь –трансформация, перевод материала (процесса и результата творчества) с эмоционального уровня на уровень понимания и формирование смыслов и внутреннего и внешнего. Подобные занятия дарят участникам внутреннее позитивное «психологическое оздоровление» и нахождение внутри себя ресурсных состояний.Особое внимание я уделяю разработке и изучению перцептивного соединения цвето - ассоциативных (работа с цветом) и когнитивных (работа со словом) процессов, созданию аффирмаций позитива с возможностью дальнейшей само психокоррекции личности. Интересно соединять изобразительное творчество и психологию и интермодальные практики( терапию искусством) . Особый акцент в моей практике сделан на разработке и апробации пилотного варианта авторской цвето - ассоциативной, арт-терапевтической методики «10 шагов»(пока проводятся пробные исследования тестирования). Исследование на эту тему приводятся в моей выпускной квалификационной работе по психологии «Цвето-ассоциативная диагностика связи цвета, образа, слова с особенностями личности в период трудовой активности» (авторская методика «10 шагов») В исследовании приняло участие 86 человек, из них 62 женщины и 24 мужчины. Объектом исследования выступила связь цвета, образа, слова с особенностями личности. Предметом исследования – цвето-ассоциативная диагностика как средство выявления этой связи. Целью исследования стало определение связи цвета, образа, слова с особенностями личности в период наивысшей трудовой активности. В основу исследования положена следующая гипотеза: цвето-ассоциативная диагностика (методика «10 шагов») позволяет выявить связь цвета, образа, слова с особенностями личности в период трудовой активности; психоэмоциональное и когнитивное со-стояние личности определяют выбор цвета, ассоциаций и образов. На основе изучения полученной выборки мы составили: личностный (на основании методики Кеттелла), цвето-эмоциональный (на основании методики Люшера), социально-психологический и цвето-ассоциатиный (на основании методики «10 шагов») портреты людей в период наивысшей тру-довой активности. Проводятся дальнейшие исследования. Авторские разработки в данной области позволяют создавать методику определяющую состояние человека через анализ выбранных им картин и их восприятие через цвет, образ и слово. Цвето-ассоциации – цвет, метод сознательного самовнушения – слово, работа с нашим воображением – образ, то есть, триединство взаимодействия цвета, образа и слова создают предпосылки к саморазвитию и самогармонизации личности в период трудовой активности. Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования таких отечественных и зарубежных ученых, как Д. Боулби, Д. Винникота, М. Кляйн, Г. Салливана, А. Фрейда, бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скин-нера (основоположника социального направления), А. Бандуры и Дж. Роттера. В своем исследовании мы опирались на теорию А.Ф. Лазурского об экзо и эндопсихике, теорию отношений В.Н. Мясищева, теорию установки Д.Н. Узнадзе, диспозиционную теорию личности В.Я. Ядова, структуру личности К.К. Платонова, теорию индивидуальности Б.Г. Ананьева, труды П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, a также на труды Л.С Выготского, В.А Аве-рина, А.И. Иванчикова, Т.А. Непомнящей, Л.И. Божовича (понятие лично-сти), С.Л. Рубинштейна (сущность личности), Дж. Келли (когнитивная теории личности), К. Роджерса, А. Маслоу (самоатуализация рост и развитие личности). Кэттелла Р. («Теория черт личности»), работы Лющера М. (исследования психоэмоциональных состояний личности). Для составления авторского теста «10 шагов», в его теоретической части, мы опирались на исследования П.В. Яньшина (эмоции в цвете), опросник Д. Кейрси, (созданный на основе работ К.Г. Юнга, И.Д Майерса и Р. Бриггса), метод сознательного самовнушения Э. Куэ и Ш. Бодуэна, а также труды Н.В Серова (внутренние цвета интеллекта) и Г.Э. Бреслава (цвето медитация; механизмы и техники коррекции). Методика «10 шагов» представляет синтез, благодаря которому можно описать, как личностные характеристики, так и психоэмоциональное восприятие личности в период трудовой активности. Мы предполагаем, что отвечая на вопросы авторского цвето-ассоциативного теста «10 шагов» и изучая ассоциативные (авторские) картины испытуемый: 1) Ориентируется на свои ассоциативные и цветовые предпочтения (работа с цветом) входит в резонанс со своей биологической при-родной и психоэмоциональной составляющей; 2) Применяет метод сознательного самовнушения (работа со словом) позитива, вызывая к жизни свои внутренние ресурсы человек, создаёт твердую опору, переводит бессознательные реакции в аффирмации позитива тем самым способствуя гармонизации своего внутреннего физического, эмоционального и психического здоровья и это даёт ему возможность активно проявляться во внешнем мире; 3) Создаёт внутри себя образы, помогающие связать воедино цвет и слово, то есть работает с воображением. Триединство Цвет, Образ, Слово – составляет основу данного теста: 1. Образ – выбор картин – это ассоциативный выбор испытуемого 2. Цвет – психоэмоциональное состояние испытуемого (в нашем исследовании мы рассматриваем три группы цветов): группа № 1 – осознанное ресурсно-психологическое состояние (основные цвета по Люшеру); группа № 2 – цветовой психотип: экстраверт, интроверт, амбиверт (новые цвета); группа № 3 – подсознательное ассоциативно-ресурсное состояние (ассоциативные цвета); 3. Слово – метод сознательного самовнушения испытуемого. Тест позволяет: 1. Проследить динамику изменения цветовых программ при изменении уровня цвето-выбора (исходя из четырёх уровней); 2. Научиться определять актуальные потребности (что хочет личность?); 3. Определить ведущие мотивы (что может личность?); 4. Отыскать имеющиеся резервы (скрытая сила личности?); 5. Исследовать задачи и проблемы личности (то с чем следует работать), как скрытые, так и проявленные в настоящий момент времени; 6. Создавать свои личные аффирмации позитива, (что помогает выходить из стресса и находить ресурсные состояния). Авторская цвето-ассоциативная методик помимо цвето-выбора включает в себя еще выбор четырех картин. Выбор дополняется составлением аффирмаций. Таким образом осуществляется триединство цвета, образа и слова. Согласно данным методики для каждого личностного портреты были определены желаемое, то что личность может себе позволить, ресурсы и проблемы. В арт терапевтических практических занятиях я также связываю воедино : «Цвет- Образ -Слово-Движение». Мы получаем удовольствие от процесса , переводим найденные смыслы в новые возможности. Ищем творческую взаимосвязь опираясь на свои внутренние ресурсные состояния. Соединяем изобразительные арт- материалы с интермодальными практиками , что помогает лучше узнавать себя и развивать свои творческие навыки и возможности. Главная цель наших занятий: Мы понимаем каким образом проработанные практики и наши реагирования на них соотносятся с нашей жизнью ? Каковы наши внутренние и внешние связи и как они соотносятся с нашей жизнью ? Мы находим свои внутренние образы , внутренние ассоциативные ресурсные состояния и новые возможности. Моя любимая аудитория: смешанные группы : взрослые , подростки , дети. Такойй разновозрасный состав способствует интенсивному творческому обмену и связи поколений , что также помогает участникам находить новые ресурсные состояния и возможности. Ресурсно-образно-программы в основе своей содержат нахождение связи ассоциативных цветовых предпочтений с психодинамикой участников. Благодаря такой связи мы можем находить внутренние ресурсные состояния .Творческие взаимосвязи раскрывают горизонты поиска новых ресурсных и позитивных возможностей внутри самих участников процесса . Когда мы творим мы находим ответы на волнующие нас вопросы. Ассоциативные изобразительные арт-техники помогают : лучшему пониманию себя и своих возможностей ,того как мы взаимодействуем с окружающим миром . Нахождению точки опоры внутри своих ресурсных возможностей . В практиках арт- мастерской выделяются три основных блока (каждый из которых можно посещать отдельно). Первый блок : Ресурсно-образно-ассоциативный(это работа с внутренними образами и психоэмоциональными состояниями участников процесса). Я назвала это направление "Движение - Жизнь". Новизна метода в том ,что в работе применяется сдвоенная ассоциативная колода карт «ТОН» (Творим образ НАС - Стоящего) «Движение - Жизнь».(Карты созданы на основе живописных работ Ольги Бойковой автора данной методики ). Цель: гармонизация психо-эмоционального состояния участников . Задачи: развитие творческих навыков самопознанние, самоисследование. Нахождение своего внутреннего ресурсного движения; ресурсного состояния; ресурсного образа; ресурсных слов . Развитие уверенности в себе и своих возможностях . Итог : улучшение внутреннего психо-физиологического состояния и эмоционального состояния. Мы создаём групповые перфомансы, учимся работать индивидуально и сообща, находим свой индивидуальный ассоциативный образ. В конце практик участники радуют друг друга яркими и добрыми ресурсными пожеланиями. Сотворяют позитивнаю память о занятиях , мне видится , что это помогает дальнейшему творческому развитию и само развитию. Второй блок:Познавательно – ресурсный ( включает в себя работу с внешними и внутренними выборами и цветовыми предпочтениями, психодинамику и психогеометрию ).Это вторая авторская методика . Я назвала её « Динамика Разно-образ и Я» (ресурсная цветовая психогеометрия) « Весёлые Человечки». Новизна программы : мы соединяем Цвето-выборы и Психо – геометрию. Это триединство «Цвет-Движение-Слово». и связываем их с нашим ресурсным движением.( С применением авторской цвето - ассоциативной методики и колод карт «Цветогеометрия - Весёлые Человечки»). В этой части практик мы активно соприкасаемся с цветовыми выборами и цветовыми предпочтениями участников Наблюдаем за их психодинамикой. Определяем и изучаем цветовые психотипы.Пишем историю своего героя (отвечая на заданные вопросы и спонтанно).Понимаем как наш выбор проявляется во внешнем мире?. Мы изучаем внутреннюю динамику движения(интермодальный подход ).Ощущаем и закрепляемвнутреннее ресурсное движение (динамическое оздоровление). Соединяем его с нашими выборами и возможностями .Мы закрепляем наши ресурсные возможности (происходит коррекция психофизиологического состояния на основе арт- терапевтических практик ). Мы понимаем свои состояния, настроения , ресурсные возможности( это возможность само коррекции эмоционального состояния). Основная цель: диагностика и изучение личностных психотипов и цветовых предпочтений участников процесса . Нахождение внутреннего ресурсного состояния каждого участника через связь изобразительного творчества и движения. Определение внутренних цветовых предпочтений . Работа с выдранными на данный момент цветовыми-предпочтениями (с тем что не лежит на поверхности) . Мы находим свой внутренний образ исходя из выбранной карты в движении и цвете. Работаем с психо - динамикой участников для коррекций психо - эмоционального состояния. Важно в итоге : Самовыражение, расширение личного опыта, самопознание. Цели каждого: Определение своих цвето - предпочтений («сегодня и сейчас»); Понимаем свой психотип (лучше узнаём себя);понимание своего цветового психотипа; само выражение через творчество; расширение личного опыта, само познание, интеграция с внешней реальностью. Внутреннее «психологическое оздоровление» , нахождение новых ресурсных возможностей. Задачи: Соединение Цвета, Образа, Слова , Движения для ресурсного оздоровления и личной психологической коррекции. Само познание, само исследование. Возможность лучше узнать себя, свой образ, психотип и характер. Создание ресурсной личной ресурсной истории (с применением интермодальной и изобразительной арт –терапии).Определение цветовых-предпочтений. Исследование внутреннего физиологического и психоэмоционального состояния. Соединение движения (через тело) с внутренними эмоциональными ощущениями и с цвето-выбором «сегодня и сейчас».Нахождение личной аффирмации позитива(для оздоровления). Мы работаем : С настроениями и эмоциями участников .(эмоциональное состояние ). Работа происходит :индивидуально, в двойках –тройках , в группах (от четырёх до двенадцати человек) . Индивидуально : С картами-образами цветных человечков (цветовой выбор).С Цвето-предпочтениями участников (внутренние ощущения цветовыбора ).Рисунками на основе выбранных карт (личная история ).Ресурсными аффирмациями (когнитивная работа со словом). Создаём ассоциациями словами (на основе карт и рисунков, движения). В парах и тройках : Само-интервью - рассказ о себе через выбранного героя. (взаимодействие в паре или тройке ). Групповые практики: Мы создаём общие цветовые истории на бумаге. Называя их «Я и другие люди» , наблюдаем наше взаимодействие с внешним миром , и окружающими людьми и свои проявления. Соединяем динамику движения с выбранной картой, придумываем групповые мини-спектакли на основе общей изобразительной истории. В итоге в конце практик : каждый участник определяет свой внутренний цветовой психотип на данный момент времени . Узнаёт много нового о себе ,своих возможностях, внешних и внутренних проявлениях . Раскрывает новые грани своего характера.Гармонизирует своё психо-эмоциональное состояние. Терапевтическая функция : Занятия способствуют оздоровлению и самопознанию. Мы открываем внутри себя новые ресурсные возможности. Гармонизируем внутренние психические процессы. Ожидаемые эффекты: Благодаря подобным арт терапевтическим практикам мы развиваем уверенность в себе, лучше понимаем свои цветовые предпочтения, изучаем свой внутренний цветовой психотип .Находим своё ресурсное движение и состояние.Применяем эти знания для коррекции своего психо физиологического и эмоционального состояния. Третий блок: очень важен это Интуитивное творческое ассоциативно - ресурсное рисование акриловыми красками по хлопку (в работе соединяются изобразительный и психологический подходы). Мы учимся творить и верить в себя. В данной практике ассоциативного спонтанного рисования интересно работать с разными группами, со взрослыми, детьми и подростками, наблюдать за их творческим взаимодействием и обменом опытом поколений .Занятия проходят весело и очень ресурсно. В данной практике совсем не важно умеем мы рисовать или нет, результат всегда радует участников, Мы рисуем на том , что приносим с собой на своих любимых вещах: Футболки , майки, джинсы .сарафаны. В ход идут любые прочие раз-но-образности ,те, что приносят с собой сами участники творческого процесса . Цели занятий : Раскрытие творческого потенциала участников. Задачи :Само познание, само исследование, развитие изобразительных творческих навыков. Вера в свои изобразительные возможности, в то , что каждый из нас легко и ярко способен рисовать и творить радуя себя и близких. Терапевтическая функция : Мы создаём и с радостью носим свои шедевры. Мы видим их практическое применение.Символически мы можем назвать их «предметами силы», что дарит нам новые ресурсные возможности. Ожидаемые эффекты : Мы становимся более уверенными в своих изобразительных возможностях.Гармонизируем внутренние психические процессы. Наши занятия по ассоциативно ресурсной терапии «Движение – Жизнь Изобразительной Динамической Цветогеометрии и Ассоциативному ресурсному арт- рисованию проводятся по запросам и заявкам. Мы принимаем активное участие в творческих арт - терапевтических конференциях и симпозиумах: 2015 год (Москва) VI Московская Международная Арт-терапевтическая конференция в РГСУ . МК «Цвет-Образ –Слово» 2016 год (Москва); VII Московская Международная Арт-терапевтическая конференция в РГСУ Александр Копытин и Ольга анберг «Динамика Много-ОБРАЗ-и-Я».2015 год(Санкт-Петербург)Школа Дизайна «Арт-Футуре» ресурсно – ассоциативный тренинг «Цвет- Образ- Слово ; 2015 год (Вышний Волочёк) Выездные родительские Ландшафтные Арт-Мастерские Владимира Анисимова (на природе) Ресурсный Арт – тренинг «Движение- Жизнь»; Коллажные практики; Ресурсное ассоциативное рисование с детьми , подростками и взрослыми. 2016 год ( Тверь) Зимний детско –подростковый лагерь Марины Гурбиной « Star» 2016 год (Тверь) Ресурсное рисование с детьми и подростками; Тренинги с метафорическими картами ; Цветогеометрия с детьми и подростками .Родительские Ландшафтные Арт-Мастерские Владимира Анисимова «Цветовая Психо Геометрия с детьми и взрослыми »; Детско –подростковый тренинг « Цветные паровозики»; Семейное ресурсное рисование на хлопке .2016 год ( Москва )В рамках Награждения лучших инклюзивных школ России проведение ресурсного тренинга « Движение – Жизнь»2016 год (Тула)Первыйрегиональный Фестиваль «Метафорические карты в работе психолога» Психогеометрия « Весёлые человечки» . https://youtu.be/FQqivQzgCKg ; 2016год (Москва) Фестиваль «Арт-и- Я» в Медицине, Искустве и Арт- терапии Олега Фёдорова и Игоря Бурганова Ресурсный арт – тренинг «Движение- Жизнь».https://youtu.be/Kwf4PJHdMcw Всегда рады общению и творческому взаимодействию. Творческих вам успехов . Мастерская Креатива Ольги Бойковой 3DDAR " Дар Дорога к Дому"
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|