РАТ ( Ресурсная Арт- Терапия) и Изобразительная Ресурсная Арт- Психология

РАТ  Ресурсная Арт Терапия и Изобразительная Ресурсная Арт Психология

Я называю своё направление Изобразительная  Ресурсная Арт – Психология или РАТ( Ресурсная Арт- Терапия) .

Что это такое ?

Что значит для меня арт-терапия и творческая связь?

По стилю своей работы ―  я интегратор. Актуальность выбранного мной направления  состоит в связи изобразительного искусства, арт-терапии и психологии. .Такое соединение  тонкий и  важный инструмент. взаимодействия с самими собой и окружающим миром в целом. По образованию  художник , психолог и арт –терапевт это  накладывает отпечаток на  всё мою профессиональную деятельность. Я учу людей  умению  видеть вещи глазами художника .Это приносит пользу во многих сферах жизни, далеких от рисования, где возникает потребность в творческом решении проблем и задач.Я помогаю почувствовать , что мы  сами рисуем картину мира. Что мы способны творить и находить ресурсы внутри самих себя. Клиенты  перестают переживать, что не обладают какими-то  особыми талантами, и у них  нет  специального диплома . Они просто становятся художниками своей жизни.. Приятно осознавать, что наша  картина жизни становится такой, какой мы её рисуем?,(не обязательно на бумаге возможно  в своих мыслях и чувствах) мазок за мазком.

Мне нравится соединение Три- Единство Цвета, Образа, Слова ( красок и линий, слов) и Движения (ресурсная динамика). Я придумала тому ,чем люблю и умею заниматься  своё название «Изобразительная ресурсная   арт- психология», Можно сказать , что я занимаюсь изобразительной арт-терапией, Внутри  метода гармонично сочетаются такие практики как: Арт-терапия ,Цвето-терапия, Изо- терапия , Рисование, Психологическое консультирование, Игровые методики саморазвития.     

Говоря профессиональным языком  я работаю изобразительно ассоциативным  арт-терапевтическим методом с элементами движения, спонтанной  сказкотерапии, образного интуитивного рисования, основ цветовой психогеометрии и цветотерапии. Подобное соединение я бы назвала  так это изобразительно - динамическая арт-терапия творчеством.  Одновременная  интерпретация и вербальная обратная связь –трансформация, перевод материала (процесса и результата творчества) с эмоционального уровня на уровень понимания и  формирование смыслов и внутреннего и внешнего. Подобные занятия  дарят участникам  внутреннее позитивное  «психологическое оздоровление» и нахождение внутри себя  ресурсных состояний.Особое внимание я уделяю разработке и изучению перцептивного соединения цвето - ассоциативных (работа с цветом) и когнитивных (работа со словом) процессов, созданию аффирмаций позитива с возможностью дальнейшей само психокоррекции личности. Интересно соединять изобразительное творчество и психологию и интермодальные практики( терапию искусством) .

Особый акцент в моей практике  сделан на разработке и апробации пилотного варианта авторской цвето - ассоциативной, арт-терапевтической методики «10 шагов»(пока проводятся пробные исследования тестирования). Исследование  на эту тему  приводятся  в моей выпускной  квалификационной  работе по психологии «Цвето-ассоциативная диагностика связи цвета, образа, слова с  особенностями личности  в период трудовой активности» (авторская методика «10 шагов»)

В исследовании приняло участие 86 человек, из них 62 женщины и 24 мужчины. Объектом исследования выступила связь цвета, образа, слова с особенностями личности. Предметом исследования – цвето-ассоциативная диагностика как средство выявления этой связи. Целью исследования стало определение связи цвета, образа, слова с особенностями личности в период наивысшей трудовой активности. В основу исследования положена следующая гипотеза: цвето-ассоциативная диагностика (методика «10 шагов») позволяет выявить связь цвета, образа, слова с особенностями личности в период трудовой активности; психоэмоциональное и когнитивное со-стояние личности определяют выбор цвета, ассоциаций и образов. На основе изучения полученной выборки мы составили: личностный (на основании методики Кеттелла), цвето-эмоциональный (на основании  методики Люшера), социально-психологический и цвето-ассоциатиный (на основании методики «10 шагов») портреты людей в период наивысшей тру-довой активности. Проводятся дальнейшие исследования.

Авторские разработки в данной области позволяют создавать методику определяющую состояние человека через анализ выбранных им картин и их восприятие через цвет, образ и слово. Цвето-ассоциации – цвет, метод сознательного самовнушения – слово, работа с нашим воображением – образ, то есть, триединство взаимодействия цвета, образа и слова создают предпосылки к саморазвитию и самогармонизации личности в период трудовой активности. Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования таких отечественных и зарубежных ученых, как Д. Боулби, Д. Винникота, М. Кляйн, Г. Салливана, А. Фрейда, бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скин-нера (основоположника социального направления), А. Бандуры и Дж. Роттера. В своем исследовании мы опирались на теорию А.Ф. Лазурского об экзо и эндопсихике, теорию отношений В.Н. Мясищева, теорию установки Д.Н. Узнадзе, диспозиционную теорию личности В.Я. Ядова, структуру личности К.К. Платонова, теорию индивидуальности Б.Г. Ананьева, труды П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, a также на труды Л.С Выготского, В.А Аве-рина, А.И. Иванчикова, Т.А. Непомнящей, Л.И. Божовича (понятие лично-сти), С.Л. Рубинштейна (сущность личности), Дж. Келли (когнитивная теории личности), К. Роджерса, А. Маслоу (самоатуализация рост и развитие личности). Кэттелла Р. («Теория черт личности»), работы Лющера М. (исследования психоэмоциональных состояний личности). Для составления авторского теста «10 шагов», в его теоретической части, мы опирались на исследования П.В. Яньшина (эмоции в цвете), опросник Д. Кейрси, (созданный на основе работ К.Г. Юнга, И.Д Майерса и Р. Бриггса), метод сознательного самовнушения Э. Куэ и Ш. Бодуэна, а также труды Н.В Серова (внутренние цвета интеллекта) и Г.Э. Бреслава (цвето медитация; механизмы и техники коррекции).

Методика «10 шагов» представляет синтез, благодаря которому можно описать, как личностные характеристики, так и психоэмоциональное восприятие личности в период трудовой активности.

Мы предполагаем, что отвечая на вопросы авторского цвето-ассоциативного теста «10 шагов» и изучая ассоциативные (авторские) картины испытуемый:

1) Ориентируется на свои ассоциативные и цветовые предпочтения (работа с цветом) входит в резонанс со своей биологической при-родной и психоэмоциональной составляющей;

2) Применяет метод сознательного самовнушения (работа со словом) позитива, вызывая к жизни свои внутренние ресурсы человек, создаёт твердую опору, переводит бессознательные реакции в аффирмации позитива тем самым способствуя гармонизации своего внутреннего физического, эмоционального и психического здоровья и это даёт ему возможность активно проявляться во внешнем мире;

3) Создаёт внутри себя образы, помогающие связать воедино цвет и слово, то есть работает с воображением.

Триединство Цвет, Образ, Слово – составляет основу данного теста:

1. Образ – выбор картин – это ассоциативный выбор испытуемого

2. Цвет – психоэмоциональное состояние испытуемого (в нашем исследовании мы рассматриваем три группы цветов): группа № 1 – осознанное ресурсно-психологическое состояние (основные цвета по Люшеру); группа № 2 – цветовой  психотип: экстраверт, интроверт, амбиверт (новые цвета); группа № 3 – подсознательное  ассоциативно-ресурсное состояние (ассоциативные цвета);

3. Слово – метод сознательного самовнушения испытуемого.

Тест позволяет: 1. Проследить динамику изменения цветовых программ при изменении уровня цвето-выбора (исходя из четырёх уровней); 2. Научиться определять актуальные потребности (что хочет личность?); 3. Определить ведущие мотивы (что может личность?); 4. Отыскать имеющиеся резервы (скрытая сила личности?); 5. Исследовать задачи и проблемы личности (то с чем следует работать), как скрытые, так и проявленные в настоящий момент времени; 6. Создавать свои личные аффирмации позитива, (что помогает выходить из стресса и находить ресурсные состояния). Авторская цвето-ассоциативная методик помимо цвето-выбора включает в себя еще выбор четырех картин. Выбор дополняется составлением аффирмаций. Таким образом осуществляется триединство цвета, образа и слова. Согласно данным методики для каждого личностного портреты были определены желаемое, то что личность может себе позволить, ресурсы и проблемы.

 В арт терапевтических практических занятиях  я также связываю воедино : «Цвет- Образ -Слово-Движение».

Мы  получаем удовольствие от процесса ,  переводим  найденные смыслы в новые возможности. Ищем творческую взаимосвязь опираясь на свои  внутренние  ресурсные состояния.  Соединяем  изобразительные арт- материалы с интермодальными практиками , что помогает лучше  узнавать себя и развивать свои творческие навыки и возможности.



Главная цель  наших занятий:

Мы  понимаем  каким образом  проработанные практики и наши реагирования на них соотносятся с нашей жизнью ?

Каковы  наши внутренние и внешние связи  и как они соотносятся с нашей жизнью ?

Мы находим свои  внутренние образы , внутренние  ассоциативные ресурсные состояния и новые возможности.

Моя любимая аудитория: смешанные группы : взрослые , подростки , дети. Такойй разновозрасный состав способствует интенсивному творческому обмену и связи поколений , что также  помогает участникам  находить новые ресурсные состояния и  возможности.

Ресурсно-образно-программы в основе своей содержат нахождение  связи ассоциативных цветовых предпочтений с психодинамикой участников. Благодаря такой связи  мы можем находить внутренние   ресурсные  состояния .Творческие взаимосвязи  раскрывают  горизонты поиска новых ресурсных и позитивных  возможностей  внутри самих участников процесса . Когда мы творим мы находим  ответы на волнующие нас вопросы.

Ассоциативные изобразительные арт-техники помогают : лучшему пониманию себя и своих возможностей ,того как мы взаимодействуем с окружающим миром . Нахождению точки опоры внутри  своих ресурсных возможностей .

 В практиках арт- мастерской  выделяются  три основных  блока (каждый из которых можно посещать отдельно).

    Первый блок : Ресурсно-образно-ассоциативный(это работа с внутренними образами и психоэмоциональными состояниями участников процесса).

Я назвала это направление  "Движение - Жизнь". Новизна метода в том ,что в работе применяется сдвоенная ассоциативная колода карт «ТОН» (Творим образ НАС - Стоящего) «Движение - Жизнь».(Карты созданы на основе  живописных работ Ольги  Бойковой  автора данной методики ).

Цель: гармонизация психо-эмоционального состояния участников .

Задачи: развитие творческих навыков самопознанние, самоисследование. Нахождение своего внутреннего  ресурсного движения; ресурсного состояния; ресурсного образа; ресурсных слов . Развитие уверенности в себе и своих возможностях .



Итог : улучшение внутреннего психо-физиологического состояния и эмоционального состояния.

Мы создаём групповые  перфомансы, учимся работать индивидуально и сообща, находим свой  индивидуальный ассоциативный образ. В конце практик участники радуют друг друга  яркими  и добрыми ресурсными  пожеланиями. Сотворяют позитивнаю память о занятиях , мне видится , что это   помогает дальнейшему  творческому  развитию и само развитию.

 

Второй блок:Познавательно – ресурсный ( включает в себя работу с внешними и внутренними выборами и цветовыми предпочтениями, психодинамику и психогеометрию ).Это вторая авторская методика .

Я назвала её  « Динамика Разно-образ и Я»  (ресурсная цветовая психогеометрия) « Весёлые Человечки».

Новизна  программы :  мы соединяем  Цвето-выборы и Психо – геометрию.  Это триединство «Цвет-Движение-Слово». и связываем их с нашим ресурсным движением.( С применением авторской  цвето - ассоциативной  методики и колод карт «Цветогеометрия - Весёлые Человечки»).

В этой части практик мы  активно соприкасаемся с  цветовыми выборами и цветовыми предпочтениями участников Наблюдаем за их психодинамикой. Определяем и изучаем цветовые психотипы.Пишем историю своего героя (отвечая на заданные вопросы и спонтанно).Понимаем как наш выбор проявляется во внешнем мире?.

Мы изучаем внутреннюю динамику движения(интермодальный подход ).Ощущаем и закрепляемвнутреннее ресурсное движение (динамическое оздоровление). Соединяем его с нашими выборами и возможностями .Мы закрепляем наши ресурсные возможности (происходит коррекция психофизиологического состояния на основе арт- терапевтических практик ). Мы понимаем свои состояния, настроения , ресурсные возможности( это возможность само коррекции эмоционального состояния).

Основная цель: диагностика и изучение личностных психотипов и цветовых предпочтений участников процесса . Нахождение внутреннего ресурсного состояния  каждого участника через связь изобразительного творчества и движения. Определение внутренних  цветовых предпочтений . Работа с выдранными на данный момент  цветовыми-предпочтениями (с тем что не лежит на поверхности) . Мы находим свой  внутренний  образ  исходя из выбранной карты в движении и цвете. Работаем с психо - динамикой участников для коррекций психо - эмоционального состояния.  

Важно в итоге : Самовыражение, расширение личного опыта, самопознание.

Цели каждого: Определение своих  цвето - предпочтений («сегодня и сейчас»); Понимаем свой психотип (лучше узнаём себя);понимание своего  цветового психотипа; само выражение через творчество; расширение личного опыта, само познание, интеграция с внешней реальностью. Внутреннее «психологическое оздоровление» , нахождение  новых ресурсных возможностей.

Задачи: Соединение Цвета, Образа, Слова , Движения для  ресурсного оздоровления и  личной психологической коррекции. Само познание, само исследование. Возможность лучше узнать себя, свой образ, психотип и характер. Создание ресурсной личной ресурсной  истории (с применением интермодальной и изобразительной арт –терапии).Определение цветовых-предпочтений. Исследование  внутреннего физиологического и  психоэмоционального состояния. Соединение движения (через тело) с внутренними эмоциональными ощущениями и  с цвето-выбором «сегодня и сейчас».Нахождение личной аффирмации позитива(для оздоровления). 

Мы работаем : С настроениями и эмоциями  участников .(эмоциональное состояние ). Работа происходит :индивидуально, в двойках –тройках , в группах (от  четырёх до двенадцати человек) .

Индивидуально : С картами-образами  цветных человечков (цветовой выбор).С Цвето-предпочтениями участников (внутренние ощущения цветовыбора ).Рисунками на основе  выбранных карт (личная  история ).Ресурсными аффирмациями  (когнитивная работа со словом).  Создаём ассоциациями словами (на основе карт и рисунков, движения).

В парах и тройках : Само-интервью -  рассказ о себе через выбранного  героя. (взаимодействие в паре или тройке ).

Групповые  практики:  Мы создаём общие цветовые истории на бумаге. Называя их  «Я и другие люди» , наблюдаем наше взаимодействие с внешним миром , и окружающими людьми и свои проявления. Соединяем динамику движения с выбранной картой, придумываем групповые мини-спектакли на основе общей изобразительной истории.

В итоге в конце практик  : каждый участник определяет свой  внутренний цветовой  психотип на данный момент времени . Узнаёт много нового о себе ,своих возможностях, внешних и внутренних проявлениях . Раскрывает новые грани своего характера.Гармонизирует своё психо-эмоциональное состояние.

Терапевтическая функция : Занятия способствуют оздоровлению и  самопознанию. Мы открываем внутри себя новые ресурсные возможности. Гармонизируем  внутренние психические процессы.

Ожидаемые эффекты:  Благодаря подобным арт терапевтическим практикам мы развиваем  уверенность в себе,  лучше понимаем свои цветовые предпочтения, изучаем свой внутренний  цветовой  психотип .Находим  своё  ресурсное движение и состояние.Применяем эти знания для коррекции своего психо физиологического и эмоционального  состояния.

Третий блок:  очень важен  это Интуитивное творческое ассоциативно -  ресурсное рисование акриловыми красками по хлопку (в работе соединяются изобразительный и психологический подходы).

  Мы учимся творить и верить в себя. В данной практике ассоциативного спонтанного рисования интересно работать с разными группами, со взрослыми, детьми и подростками, наблюдать за их творческим взаимодействием и обменом опытом поколений .Занятия проходят весело и очень ресурсно.

В данной практике  совсем не важно умеем мы  рисовать или нет, результат всегда радует участников,

Мы рисуем  на том , что приносим с собой  на своих любимых вещах: Футболки , майки, джинсы .сарафаны. В ход идут любые  прочие раз-но-образности ,те, что приносят с собой сами участники творческого процесса .



Цели занятий : Раскрытие творческого потенциала участников.

Задачи :Само познание,  само исследование,  развитие изобразительных  творческих навыков. Вера в свои изобразительные возможности, в то , что каждый из нас легко и ярко способен рисовать и творить радуя себя и близких.

Терапевтическая функция : Мы создаём  и с радостью носим  свои шедевры. Мы видим их практическое применение.Символически мы  можем назвать их «предметами силы», что дарит нам  новые ресурсные возможности.

Ожидаемые эффекты :  Мы  становимся более уверенными в своих изобразительных возможностях.Гармонизируем  внутренние психические процессы.

 Наши занятия  по  ассоциативно ресурсной терапии  «Движение – Жизнь  Изобразительной Динамической  Цветогеометрии и  Ассоциативному ресурсному арт- рисованию  проводятся по запросам и заявкам.  

Мы принимаем активное участие в творческих арт - терапевтических конференциях  и симпозиумах:

2015 год (Москва) VI Московская Международная Арт-терапевтическая конференция в РГСУ . МК «Цвет-Образ –Слово»

2016 год  (Москва); VII Московская Международная Арт-терапевтическая конференция в РГСУ Александр Копытин и Ольга анберг  «Динамика Много-ОБРАЗ-и-Я».2015 год(Санкт-Петербург)Школа Дизайна «Арт-Футуре»  ресурсно – ассоциативный  тренинг «Цвет- Образ- Слово ;  2015 год (Вышний Волочёк)  Выездные родительские Ландшафтные Арт-Мастерские  Владимира Анисимова (на природе) Ресурсный Арт – тренинг «Движение- Жизнь»; Коллажные практики; Ресурсное  ассоциативное рисование с детьми , подростками и взрослыми. 2016 год ( Тверь) Зимний детско –подростковый лагерь Марины Гурбиной « Star» 2016 год (Тверь) Ресурсное рисование с детьми и подростками; Тренинги с метафорическими картами ; Цветогеометрия с детьми и подростками  .Родительские Ландшафтные   Арт-Мастерские  Владимира Анисимова  «Цветовая Психо Геометрия с детьми и  взрослыми »;  Детско –подростковый тренинг  « Цветные паровозики»; Семейное ресурсное рисование на хлопке .2016 год ( Москва )В рамках Награждения лучших инклюзивных школ России проведение  ресурсного тренинга « Движение – Жизнь»2016 год (Тула)Первыйрегиональный  Фестиваль «Метафорические карты в работе психолога»  Психогеометрия « Весёлые человечки» . https://youtu.be/FQqivQzgCKg ; 2016год (Москва) Фестиваль «Арт-и- Я»  в Медицине, Искустве и Арт- терапии  Олега Фёдорова и Игоря Бурганова  Ресурсный арт – тренинг «Движение- Жизнь».https://youtu.be/Kwf4PJHdMcw

 Всегда рады общению и творческому взаимодействию.  

 Творческих вам успехов .

 Мастерская Креатива Ольги Бойковой 3DDAR " Дар Дорога к Дому"

 

 



Просмотров: 193
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Апробация методики "10 ШАГОВ" Цвето-ассоциативная диагностика связи Цвета, Образа, Слова
  • Ресурсная Арт-терапия: Какими Мы видим образ своего ресурса и образ ресурса в групповом сознании?
  • Как работает арт-терапевт, и что представляет собой сеанс арт-терапии?
  • РАТ.( Ресурсная Арт- Терапия) Коллаж как средство само регуляции и гармонизации
  • Методы арт-терапии в коррекции эмоционального состояния военнослужащих срочной службы
  • Возможности арт-терапии для развития самосознания личности
  • Что привлекает меня в профессии арт-терапевта? Или мой путь к арт-терапии…
  • Рат. Коллажные практики здоровья. Ресурсная арт - терапия в стационаре.
  • Арт-терапия. Что это?
  • «Арт терапия что это ?»
  • Арт-терапия в СОШ (примеры арт-терапевтических конкурсов и акций)
  • Коучинг в стиле арт или Арт-терапия + Коучинг = Максимально эффективная работа с клиентом
  • Дневник клиента. Образ Я. Арт-терапия на практике.
  • "Сам Себе Сказочник" или о силе слов. РАТ ( Ресурсная Арт- Терапия)
  • Мы и Инсталляция . РАТ. Ресурсные Арт- терапевтические практики
  • Рисуем с детьми! Арт-терапия. Совместное рисование родителей и детей, как способ восстановления доверия
  • Расставание. Изменение состояния с помощью арт-терапии
  • Я есть то, что отражает моя жизнь... Гармонизирующая арт-терапия
  • Арт-коучинг сочетание арт-терапии и достижение цели.
  • Рисование и работа с проблемными ситуациями (Арт-Терапия)
  • Отвергаемая часть личности. Арт-терапевтическая сессия
  • Арт-терапия: для кого и что дает?
  • Арт-медитация для восстановления внутреннего контакта. Терапия образами
  • Арт-терапия. Как я открыла для себя матрешку.
  • Арт-терапия. Диагностика привязанности ребенка с использованием методики «Рисунок птичьего гнезда»
  • Арт-альбом - только для арт-терапевта?
  • Как «убить» в себе внутреннего критика (методика по арт-терапии).
  • Арт-терапевтическая мастерская. Узнай что-то важное о себе…
  • "Арт-терапевтические встречи. Глина-это движение!"
  • Арт-терапия или не арт?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь