|
Дневник клиента. Образ Я. Арт-терапия на практике.Автор статьи: Елизавета Проскурякова
При запросе на пересборку личности сложно изначально охарактеризовать, что в человеке есть сейчас кроме гнетущего сомнения. В качестве отправной точки был изображен образ Я, версия из прошлого (т.е. какие-то моменты уже изменены или кажутся трансформированными, но это – максимально неприятная и некомфортная версия самого себя). Публикуется с согласия клиента. Итак, на фото видно шар. Это образ Я. Все, что находится внутри – составляющие личности. На рисунке видно 6 изображенных элементов. Понятно, что это не все осознаваемые элементы личности. Но на данный момент в контексте запроса именно они имеют значение для клиента. В первую очередь была изображена аутоагрессия. Это сгусток в виде красно-оранжевого взрыва слева в верхнем углу. Мысли клиента: «Сначала я думаю об агрессии, всей той злости, что образовывалась во мне и направлялась на меня, ведь во вне направить ее не представлялось возможным. Образ того, какой она должна быть, появился сразу – что-то похожее на взрыв, обязательно красное, там даже использовано 2 оттенка: алый и ядовито-красный. И концы обязательно острые – они должны ранить. Но когда она была нарисована, она оказалось не настолько большой, насколько должна была быть. И не такой страшной и всепоглощающей, когда в нее добавили оранжевый. Появилось ощущение, будто с ней можно справиться». Затем появилось отвращение – коричнево-черный, самый большой кусок посередине и чуть справа, уходящий далеко вглубь. Мысль клиента: «После агрессии пришли мысли об отвращении. Его стало осознаваться слишком много в последнее время, но раньше будто было его еще больше. Когда кажется, что не принимаешь какие-то вещи во вне, есть ощущение, что не принимаешь их и в себе, только признаться в этом сложно. А еще хочется на себя злится за то, что не принимаешь, а когда не принимаешь, злиться – какой-то замкнутый круг и 1 со 2 явно связано. Заранее предполагался небольшой кусок, поскольку замечать именно этот момент и не хотелось. Но в итоге он занял самую большую площадь на картинке по сравнению с другими элементами». После была нарисована жертвенность, хотя она и не идет следующей по порядку. Клиент: «С отвращением рядом очень хотелось нарисовать жертвенность. Это и какая-то слабая позиция, или даже уход с позиции основной. Будто когда что-то происходит и чувствуешь, что что-то в себе сильно не принимаешь, становиться грустно и в этот момент хочется, чтобы пожалели, вот и чувствуешь себя жертвой. Или становишься. Она лежит, прямо умирает в виде сугробов на полу мертвенно бледная и чуть подгнившая». И между ними жажда заботы, поддержки, принятия. «С предыдущим весьма связано, да. Я удивилась тому, что захотелось создать что-то большое, зеленое и между отвращением и жертвенностью, будто последние 2 – это следствие не заботы, а именно жажды, будто только жертвенностью все-таки ее можно добыть и чувствовать за это потом отвращение. На этом моменте очень грустно. Говорить иногда легче – разговоры абстрактнее. А тут – все видно, все внутри одной грани и не сбежать никуда от правды собственной. Приходится принимать». После таких сложных и тяжелых открытий хочется чего-то положительного. Поэтому не удивительно, что следующим нарисованным элементом становится желание быть сильной и смочь все. Вот, что об этом говорит клиент: «она появилась ниоткуда. Или резко как-то и изнутри. Абсолютно неосознанно. Возможно, захотелось чего-то теплого и сильного, поддерживающего. Какой-то основы или противовеса. Меня всегда в детстве учили быть сильной, всё могущей. Вот и проявилось». В первом варианте последним элементом была любовь: «а как же без любви? Здесь все, чувство привязанности, уюта, тепла и той же любви ко всем близким и значимым. С другой стороны, она специально нарисована без сердцевины – это я поняла позже. Все остальные элементы хотелось закрасить, а ее нет, будто она какая-то внешняя и до конца не искренняя». Но после еще осталось ощущение нехватки и все-таки выбилось желание спасать в виде параметра охота изменить мир, которой расположен весьма интересно по отношению к остальным объектам – он их обволакивает, т.е. фон между всеми элементами это и есть спасательство. Слово автора: «спасательство сначала смутило, хотелось изобразить веру в лучшее, желание что-то менять вокруг себя, это то, что ты делаешь, когда тебе не все равно. Хотя, возможно, все это может и быть оправданием спасти себя и всех остальных, а из этого процесса выделяется много агрессии, мне говорили, и тогда последнее идеально соединяется с первым – круг по смыслу замыкает круг нарисованный». Оригинальное получилось изображение в процессе анализа содержания личности, отправной точки для трансформации. Надеюсь, кому-либо это может быть важно: увидеть, что не только у вас такое бывает, что наличие различных деструктивных элементов не приговор, а также какие пути изменения себя могут быть реализованы, но об этом позже. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|