Основные этапы терапии в эмоционально-образном подходе

Основные этапы терапии в эмоционально образном подходе

Часто у людей с аналитическим складом ума возникает естественное стремление узнать из чего складывается процесс психотерапии. Ведь одни приходят за отношениями, другие - за решениями. И если отношения не поддаются какому-то структурированию, то процесс обнаружения и решения проблемы вполне укладывается в определенную последовательность действий. Об этой последовательности в рамках Эмоционально-Образной терапии и пойдет речь в этой статье.

Первое, с чего начинается любой терапевтический сеанс - это Предварительная беседа. На ней терапевт выясняет цели терапии, тоесть что не устраивает клиента и каких изменений он хочет достичь. Какие у него возникают проблемные чувства и ситуации в которых оно проявляется. Не менее важным является и заключение терапевтического контракта , в котором устно или письменно клиент и психолог договариваются об уровнях ответственности за терапию, способах мониторинга состояния и критериев достижения терапевтического результата.

Следующий этап - Моделирование ситуации. Здесь стоит оговориться, что ее следует воспроизводить для усилиения чувств переживаемых здесь и теперь. Однако, если ситуация травмирующая, ее воизбежании ретравматизации не стоит воспроизводить, или воспользоваться принципом диссоциации - тоесть представить себя в этой ситуации, но со стороны. Иногда может потребоваться двойная диссоциация.

Теперь пришло время определить где в теле и как конкретно переживается возникшее чувство. Тоесть определить Телестность чувства. Например в груди, в нижней части живота, в руках, и т.д. Если оно ощущается во всем теле - необходимо найти эпицентр этого чувства, он обычно сосредоточен в корпусе или шее.

После того как определено место возникновения чувства (для терапевта это важная информация, так как каждая область отвечает за определенные переживания и связана с определенными причинами) создается его образ.

- Представьте, на что похоже это чувство? Говорите первое, что пришло в голову.

Чувство представляется сперва в теле, после чего его диссоциируют, тоесть выносят либо на свободный стул, либо просто помещают где-то в пространстве.

Теперь можно приступать к диалогу с образом (или серии образов). В этот момент терапевт выстраивает и подтверждает свою гипотезу - анализирует модель психологической проблемы. Для этого могут использоваться такие приемы, как отождествление с образом путем перехода клиента на место, где расположен образ; диалог с клиентом от имени образа. В результате этого диалога проясняются взаимные чувства, действия и намерения по отношению друг к другу.

Начинаем работу с образом (или серией образов). Самих способов воздействия на образ много, да и процесс достаточно творческий, так что механику описывать не стану, но отмечу:

1) нобходимо постоянно вести мониторинг изменяющихся образов и связанных с ними чувств.

2) довести процесс изменений до полного перехода образов и эмоций в позитивное качество.

После того как образ преображен, приступаем к отождествлению клиента с образом. Необходимо принять позитивный образ как часть личности, для этого можно представить как он входит и расстворяется в теле. Но часто бывает и так, что он автоматически расстворяется сразу после того, как достигнуто позитивное изменение образа в предыдущем этапе.

Ситуативная проверка. Возвращаем клиента ко второму шагу, моделируем ситуацию и просим описать свои чувства. Признаком успешной работы являются спокойные или положительные чувства. Дополнительным элементом этого этапа является анализ, направленный на помощь в осознании клиентом полученных результатов.

Экологическая проверка. Необходимо узнать - согласен ли клиент с произведенными изменениями. Если ответ "да", отлично - продвигаемся дальше. Если "нет" - проводим работы с чувством, мешающим принять изменения путем повторения предыдущих шагов (1-8).

И наконец - Закрепление. Словесный или письменный догор о сохранении достигнутого результата, тоесть клиент принимает ответственность за его сохранение и свою жизнь на себя. Так же осущесьвляется "подстройка" результата к дальнейшей жизни - для этого можно спросить "как теперь жить собираетесь?".

Уточняем новые ощущения у клиента - спрашиваем у него как он теперь себя чувствует, как сердце, как голова? Если были какие-то психосоматические симптомы, уточняем что стало с ними.



Просмотров: 347
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Упражнение «Чувства в теле». Что делать, если чувства владеют нами?
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Зачем "копаться в прошлом" или как этого можно не делать
  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Как Галя слово "нет" научилась говорить. И что из этого вышло.
  • Как Галя слово "нет" научилась говорить. И что из этого вышло.
  • Треугольник "Чувства-мысли-действия"или как управлять поведением.
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • "Как теперь жить?" Расклад для МАК. Работа с кризисом.
  • Как и для чего распознавать чувства? Что скрывает за собой гнев?
  • Что мы делаем после того, как сказали "Здравствуйте"?
  • Как определить, что необходимо отправить клиента на консультацию к психиатру?
  • Встать на свое место, потерять свое место или "выйти из себя". Как это бывает в жизни.
  • Вина. Что это за чувство? Как избавиться от чувства вины?
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • "Я знаю, что ты чувствуешь" или как определить, а не сую ли я нос куда не следует
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Общий ответ на вопрос "Как прокачать свою дисциплину, если с ней проблемы"?
  • Как определить образ жизни клиента?
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • "Плохие" чувства или как пережить расставание
  • "Ну съешь еще ложечку" или как убить чувства своего ребенка
  • Анализ сна: "На следующий день, после этого сна, меня предал близкий друг"
  • Как найти свой образ или познать себя (для женщин)
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • "Что-то я запутался" или путевые заметки про чувства



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь