Как семья влияет на развитие зависимого поведения?

Для начала давайте разберемся, что же можно отнести к зависимому поведению? Это не только алкоголизм и наркомания, но также и курение, азартные игры (в том числе и зависимость от компьютерных игр), пищевая зависимость. Человек обычно стремится к психологическому и физическому комфорту. Но, не имея возможности достигнуть его в повседневной жизни в силу различных причин, он начинает искать способы изменять свое психическое состояние искусственным образом. Так и формируется зависимость от определенного объекта – алкоголь и пр.

     Так как же семья влияет на развитие зависимого поведения? На наш взгляд, правильнее говорить не о том, что то или иное воспитание может вызвать зависимость, а о том, что существуют типы воспитания, которые создают более высокий риск ее возникновения.

     Влияние семьи на психологическое состояние ребенка проявляется уже в самом раннем периоде его жизни. Мать оказывает психологическое влияние на ребенка на невербальном (бессловесном) уровне сразу же после его рождения. Это связано с межличностным общением на эмпатическом уровне. Эмпатия – это схватывание, опознание эмоционального состояния человека без словесного описания на интуитивном уровне. Эмоциональное напряжение, тревожность матери, если она постоянна или часто возникает, передается ребенку и лишает его чувства безопасности в своем окружении.

     Ребенок в грудном возрасте лишен возможности освободиться от этой ранней тревоги, облегчить ее. Вместе с тем необходимость чувствовать себя в безопасности очень важна для него, так как тревога приводит к формированию различных нарушений психического развития и физического здоровья в том числе. Единственный способ снять тревогу у ребенка – это устранение эмоционального напряжения у самой матери и проявления нежности по отношению к ребенку.

     На ребенка оказывают воздействия не только слова, но и общая обстановка, психологический климат семьи. Рассмотрим типы воспитания, которые содержат в себе большой риск развития зависимого поведения.

 

     Гиперопека. Этот тип воспитания характеризуется преувеличенной, мелочной заботой о детях. Дети окружены вниманием, занимают главное место в семье. Родители стараются выполнять их желания, идут навстречу капризам, оказывают помощь и содействие. Детям не предоставляется возможности самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать, справляться с трудностями, преодолевать препятствия. За что бы ни взялся ребенок, его или сразу останавливают, или через некоторое время начинают оказывать ему помощь. При этом очень типичны такие комментарии, как «ты еще маленький, не справишься», «дай я тебе помогу», «подожди, я сделаю это потом сама, ты все испортишь».

     Способность детей к самовыражению при таком типе воспитания оказывается резко ограниченной. Встречаясь с трудностями реальной жизни, не имея необходимых навыков их преодоления, они терпят неудачи, поражения. Неспособность самостоятельно справиться с той или иной проблемой приводят к появлению чувства неуверенности в себе и даже развитию комплекса неполноценности. Комплекс неполноценности выражается в заниженной самооценке, недоверии к своим способностям, страхе перед любыми трудностями в жизни.

     Такие люди часто склонны к фантазированию на приятные для них темы, они живут в мире воображения, где все проблемы решаются магическим образом. Возникают мысли о собственной исключительности, человек представляет себя в образе популярного героя из просмотренного кино. Совершает необычные поступки, вызывает восхищение своих знакомых и побеждает своих врагов.

     Таким образом, создается благоприятная почва для возникновения зависимого поведения – стремление искусственным образом изменить свое психическое состояние для того, чтобы уйти от неприятных размышлений, забыться. Различные вещества с наркотическим эффектом, включая алкоголь, облегчают уход от реальности, а в ряде случаев непосредственно стимулируют сферу воображения, приводят к исчезновению критического отношения к событиям и к самому себе.

 

     Предъявление непомерных требований. Этот тип воспитания во многом противоположен воспитанию по типу гиперопеки. От детей требуют очень многого: порядка, дисциплины, четкого выполнения своих обязанностей. С одной стороны, у детей с ранних лет воспитываются самостоятельность, чувство ответственности, умение справляться с трудностями. Дети растут закаленными и подготовленными к жизни. Но отрицательные стороны такого воспитания связаны с несколькими существенными его особенностями: требования, предъявляемые к ребенку, чрезмерно высоки, их выполнение связано с максимальной мобилизацией всех его возможностей, умственных или физических. От ребенка требуется достижение успеха в различных сферах, достижение успеха становится самоцелью, страдают духовное развитие, формирование гуманистических ценностей.

     Этот тип воспитания создает повышенный риск развития зависимого поведения главным образом в тех случаях, когда основной нажим делается на «ставку на лидера»: ребенок должен получать отличные оценки в школе, выигрывать соревнования, олимпиады. Любимые занятия сами по себе не признаются. Если дети посещают какой-нибудь кружок, начинают заниматься, например, музыкой или спортом, от них сразу же требуют достижений. При таком подходе извращается смысл многих ценностей.

     Люди рассматриваются с точки зрения их «нужности», отношения определяются социальным статусом. Родители в таких семьях придерживаются поверхностных систем ценностей, часто заимствованных из средств массовой информации. Наиболее существенный недостаток родителей заключается в неспособности выразить чувство любви к своим детям и друг к другу.

     Возникновение зависимого поведения здесь обусловлено, с одной стороны, отсутствием достаточных навыков общения, основанного на взаимопонимании, с другой – постоянным страхом неудачи, поражения, страхом оказаться «не на высоте». Поэтому человек стремится заменить естественные формы общения «общением» с предметами или явлениями. Постоянное напряжение, страх оказаться несостоятельным вызывают стремление избавиться от этого с помощью различных веществ, например, алкоголя.

 

     Воспитание в семьях с непрогнозируемыми эмоциональными реакциями. В данном случае речь идет о родителях, склонных к неожиданным изменениям настроения и отношения к детям. Изменение отношения непосредственно не связано с поведением детей, а обусловлено внутренним состоянием родителей, особенностями их личности.

     Дети не знают, чего следует ожидать от родителей после ночного сна, после прихода из школы, прогулки. За одно и то же можно быть наказанным и обласканным. Бывают дни, когда мать окружает ребенка любовью, ласкает, не замечает серьезные проступки и вдруг безо всякого видимого повода становится злой, придирчивой, может оскорбить, выругать, ударить. Отсутствие постоянства приводит к тому, что дети чувствуют себя неуверенно, у них отсутствует чувство эмоциональной уверенности в родительской любви.

     В результате эти люди оказываются очень нестабильными в межличностных отношениях. В них постоянно дремлет ожидание разрыва, они не уверены в стабильности дружбы, брака и т.д. Чувство нестабильности приводит к неожиданным решениям. Например, на фоне полного благополучия отношений с любимым человеком они идут на конфликты, ссоры, объективно стремясь к разрыву отношений. Такое поведение носит защитный характер и часто сопровождается зависимостями – алкоголем и пр.

 

     Гипоопека. Здесь характерно недостаточное внимание к детям. Для развития зависимого поведения имеет значение воспитание в неблагополучных, неполных семьях. Особое значение имеет наличие алкогольного или наркотического зависимого поведения в семье. Дети в таких семьях предоставлены сами себе.

     Недостаточная опека может сочетаться со скандалами, драками между родителями, избиением детей. Дети боятся находиться дома, предпочитают проводить время в уличных компаниях. Характерно раннее знакомство с алкоголем или другими легкодоступными веществами, изменяющими психическое состояние (бензин, ацетон и др.). Задерживается развитие личности, не формируется духовная сфера, уже в подростковом возрасте появляется чувство внутренней пустоты, слабо развита воля.

     На этом фоне зависимое поведение воспринимается как манящее необычными возможностями, оно бывает связано со встречами с новыми знакомыми, которые воспринимаются как сильные и интересные личности, «умеющие жить». Часто ими оказываются лица с таким же зависимым поведением. Общение с ними происходит на поверхностном уровне и сводится к стремлению «хорошо провести время, уйти от реальности».



Просмотров: 469
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Влияние SFT на преодоление зависимого поведения и качество жизни в семьях с наркотической зависимостью
  • Воспитание родителей- одна из причин зависимого поведения
  • Зависимость | Социально-психологический взгляд на механизмы формирования зависимого поведения
  • Классификация и факторы развития зависимого поведения
  • Развитие когнитивно-поведенческой модели злоупотребления ПАВ и зависимого поведения.
  • Возможности использования практик осознанности в профилактике и терапии зависимого поведения
  • План дня, как способ преодоления зависимого поведения
  • № 2. Подходы к структурному анализу зависимого поведения. Время и Пространство опьянения
  • ИЗ РАЗМЫШЛЕНИЙ. О том, как часто мы пугаем детей несуществующими трудностями жизни...
  • Формирование зависимого поведения
  • Роль дисфункциональной семьи в формировании зависимого поведения у подростков
  • Тайны вокруг темы зависимого поведения.
  • Феномен зависимого поведения в гештальт-подходе
  • Профилактика зависимого поведения в школе.
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • Я не могу без того, что меня разрушает. Плюсы зависимого поведения.
  • Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.
  • Очерк теории зависимого поведения
  • О психологических и социальных последствиях зависимого поведения.
  • Эмоциональная привязанность как фактор зависимого и контрзависимого поведения
  • Влияние отношений первого года жизни на наши возможности справляться с трудностями
  • Конспект лекции "Духовная безопасность или причины аддиктивного зависимого поведения"
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Дети часто копируют своих родителей
  • Влияние средств массовой информации на развитие личности ребенка
  • Влияние семейного воспитания на развитие страхов у детей
  • Аутичные дети и дети с ЗПР: занятия по модификации поведения с элементами пескотерапии
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Систематика неправильного воспитания, имеющего значение для формирования личности ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь