Эмоциональная привязанность как фактор зависимого и контрзависимого поведения

Эмоциональная привязанность как фактор зависимого и контрзависимого поведения

Способность личности создавать устойчивые романтические отношения является одним из признаков психического здоровья. Образование супружеских отношений – новый этап развития отношений пары: с одной стороны брак может давать ресурс как источник удовольствия, поддержки, а с другой, может стать источником стресса, истощающим эмоциональный ресурс супругов. Умение супругов быть в эмоциональной близости и способность проходить кризисы значительно зависит от детского опыта отношений со значимой фигурой, на базе которого формируется тип эмоциональной привязанности [1].

Наличие зависимости как желания чрезмерного слияния в межличностных отношениях делает их приносящих в большей степени страдание, чем удовлетворение для личности, особенно в случае отношений с эмоционально значимыми людьми [2]. Противоположным полюсом явления зависимости является контрзависимость как желание избегания контакта с характерным для нее поведением в межличностных отношениях [3].

Зависимые и контрзависимые модели поведения являются преградой в достижении эмоциональной близости, что особенно актуально в супружеских отношениях пар в период ранней зрелости, когда личность имеет высокую степень самокритичности, неустойчивую самооценку в силу несформировавшейся идентичности и завышенные ожидания как к себе, так и к партнеру [4]. Б. и Дж. Уайнхольд описывают модели, предлагаемые конкурентноориентированным социумом, которые задают вектор, с одной стороны, достижения внешнего успеха как фактора независимости личности, с другой стороны, актуализируют доминаторные модели вместо поиска возможностей сотрудничества. Таким образом, личность в период ранней взрослости оказывается погруженной в амбивалентность [4]. В этот период возникает необходимость разрешения противоречия между близостью и изоляцией, решение которого позволяет перейти к модели взаимозависимого поведения, когда возможно взаимное удовлетворение партнеров в близких отношениях, а значит, укрепление брачного союза и передачи успешной модели отношений следующему поколению.

Здоровое проявление привязанности проявляется в поддержании физической близости, по крайней мере, с одной личностью, когда происходит проживание стресса. Главной функцией эмоциональной привязанности является основа эмоциональной безопасности в мире. Признавая важность потребностей в сексе и пище, Д. Боулби отводил эмоциональной потребности особое место, подчеркивая важность поддержки и утешения в сложной ситуации как совершенно здоровое [1].В 1970 г. М. Эйнсворт проводила исследование, подтверждающее гипотезу Д. Боулби о том, что в состоянии стресса дети будут искать физической близости со значимой фигурой привязанности [5]. Эксперименты с детьми показали, что данная гипотеза не была точной: при возвращении исчезнувшей матери были как дети, искавшие близость, так и те, которые этого не делали, хотя были напуганы и расстроены. В итоге, центральной характеристикой привязанности стало ее качество. В результате исследований авторами теории привязанности были определены три типа эмоциональной привязанности.Надежный тип привязанности характеризуется тем, что ребенок стремится к близости со значимой фигурой в зависимости от уровня стресса: после извлечения поддержки из контакта ребенок способен отдалиться и заниматься исследованием мира.При избегающем типе дети игнорировали появление матери вне зависимости от того, насколько были встревожены, т.е. у личности отсутствует уверенность в том, что при необходимости, она получит поддержку и утешение. Во взрослом возрасте такие люди развивают самодостаточность, чтоб избежать необходимости обращаться за помощью при сохранении внутренней тревоги. В качестве причины может быть эмоциональное отталкивание матерью, когда ребенок подходил за защитой.Тревожно-амбивалентный (двойственный) тип привязанности связан с опытом неуверенности в доступности и открытости родительской фигуры: в опыте ребенка были ситуации, и когда в стрессе он получал защиту, и когда был отвергнут, т.е. отсутствовала возможность предсказать поведение значимой фигуры. В итоге ребенок развивает эмоциональное цепляние и испытывает страх бросания, а также сильное беспокойство по поводу изучения внешнего мира.Позднее М. Мэйн был определен четвертый тип привязанности –дезорганизованный (боязливый), который формируется при экстремально импульсивном поведении родителей, в том числе агрессивном.

Э. Эриксон выделяет важность в период ранней взрослости (20-40 лет) разрешения противоречия между близостью и изоляцией для решения задачи идентичности, «когда не возникает риск потерять себя при единении с другим» [4]. Успех решения данной задачи основан на благополучном прохождении предыдущих стадий развития с решением соответствующих им задач. Также склонность к слиянию или изоляции как к одному из полюсов имеет свои корни в процессе формирования эмоциональной привязанности.

Зависимостью называют привязанность к чему-то или кому-то, отличительной чертой которой является причинение вреда физическому или психологическому здоровью [2]. В данной статье рассматривается эмоциональная зависимость от другого, в частности, от партнера по браку. Характеристиками зависимого поведения являются: слияние с другими, уязвимость и ранимость, подавленность своими чувствами, направленность на других, низкое чувство самоуважения, подавленная энергия, сомнения и неуверенность, чувство вины, требование близости, поведение жертвы, удовлетворение желаний других. Зависимый партнер переживает страх быть брошенным, считая себя недостойным любви и внимания, что приводит к чрезмерной вовлеченности как в отношения, так и в жизнь другого, усилению контроля, давлению на чувства из желания подтвердить свою нужность. Таким образом, с одной стороны, зависимый партнер может проявлять покорность и услужливость, а с другой – стать поглощающим, захватывающим другого.Контрзависимость является противоположностью зависимости и характеризуется тенденцией к избеганию близости в межличностных отношениях. Чертами контрзависимого поведения являются отталкивание других, демонстративная сила и твердость, отрезанность от своих чувств, направленность на себя, зависимость от какой-либо активности или веществ, защита против попыток окружающих к сближению, неоправданно раздутое самоуважение, соответствие стандартам, попытка показать окружающим, что они не нуждаются в близости, ограничение количества тепла и любви в обмене брать-давать, демонстрация успешности [3]. Для людей с контрзависимым поведением в паре присущ опыт чрезмерной опеки в детстве, ограничение свободы, манипулирование, физическое и эмоциональное насилие, часто под маской благих намерений. Одновременно, когда ребенок нуждался в поддержке, то оказывался покинутым. Как следствие, ребенок принимает решение о том, как всегда казаться сильным и выдерживать дистанция в близости, которая кажется ему захватывающей.Взрослые люди, сформировавшие зависимые модели поведения, склонны в паре фокусироваться на личности друг друга, желая ощутить эмоциональную безопасность и движимые страхом бросания и одиночества. При этом в реальности зависимое поведение приводит к усилению контроля друг над другом, взаимным обвинениям в ожидании того, что партнер удовлетворит потребности, которые не были удовлетворены в детстве. Таким образом, ответственность перекладывается на другого – фокус смещается во вне. Такие пары производят впечатление «приклеенных» друг к другу.Часто в парах состоят люди с зависимым и контрзависимым поведением соответственно, что обусловлено взаимодополняющими моделями. Так, например, эмоционально зависимый человек склонен к чрезмерному контролю и желанию слиться с другим в ущерб своим потребностям, что согласуется с желанием контрзависимого партнера быть на дистанции, не уделять достаточного внимания, подчинять других, держа в фокусе свои интересы.Каждому человеку свойственны и зависимые, и контрзависимые черты: важно иметь способность как быть в близости с партнером, так и быть на расстоянии. Супруги с зависимым или контрзависимым поведением бессознательно фокусируются на попытке излечить детские травмы, используя паттерны, приводящие к тем же неудовлетворяющим результатам, тем самым подтверждая свой жизненный сценарий. Подобная ситуация наносит урон развитию взаимозависимых отношений в браке, которые давали бы возможность быть удовлетворенными им, получать из супружеских отношений поддержку для развития в других сферах жизни.

Таким образом, для исследования причин возникновения зависимого и контрзависимого поведения супругов, а также возможностей их коррекции, проведено исследование эмоциональной привязанности и ее нарушений как  фактора, дающего теоретическое понимание и практический инструмент для трансформации отношений во взаимозависимые с соблюдением баланса между близостью и изоляцией путем разрешения внутрипсихических конфликтов детского периода.

Целью проведенного эмпирического исследования стало выявление взаимосвязи между особенностями эмоциональной привязанности и зависимым и контрзависимым поведением супругов в период ранней взрослости. Базу исследования составили 25 человек в возрасте от 25 до 32 лет, состоящие в зарегистрированном браке. Использованы следующие психодиагностические методики: методика «Самооценка генерализованного типа привязанности» (К. Бартоломью, Л. Горовиц, адаптация Т.В. Казанцевой); методика «Опыт близких отношений» (К. Бреннан, Р.К. Фрейли, адаптация Т.В. Казанцевой); тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко); методика исследования самоотношения (МИС, В.В. Столин, С.Р. Пантелеев); тест на определение степени эмоциональной зависимости (тест Б. и Дж. Уайнхольд); тест на определение степени эмоциональной контрзависимости (тест Б. и Дж. Уайнхольд). На основании собранных данных исследованы межличностные отношения испытуемых с партнером: изучены особенности эмоциональной привязанности испытуемых и уровень удовлетворенности браком с последующим разбиением их на группы в соответствие с выявленным типом привязанности: безопасный, тревожно-амбивалентный, избегающий, дезорганизованный. Рассмотрены личностные особенности испытуемых в рамках самоотношения и найдены характерные черты самоотношения при соответствующем типе эмоциональной привязанности. Проведено исследование степени выраженности зависимого и контрзависимого поведения испытуемых и установлены взаимосвязи с найденными характеристиками эмоциональной привязанности. Для достижения цели использованы методы сравнительного и корреляционного анализа.

Таким образом, получены следующие результаты.

Представители тревожно-амбивалентного типа привязанности проявляют высокий уровень тревожности в супружеских отношениях и имеют низкий уровень удовлетворенности браком. Представители избегающего типа, соответственно, имеют выраженные показатели избегания в построении близких отношений с партнером, при этом отмечают среднюю степень удовлетворенности браком. Представители безопасного и дезорганизованного типов умеренно сочетают черты тревожности и избегания в близких отношениях с супругом, при этом у последних показатели тревожности выше. Наибольшая степень удовлетворенности браком отмечена у представителей безопасного типа привязанности, где степень тревожности и избегания низкая или средняя и при этом их проявления в среднем одинаково.Представители безопасного типа привязанности имеют устойчиво позитивное самоотношение: признают собственную личностную ценность, уверенность в своих способностях и возможность саморуководства. Испытуемые с тревожно-амбивалентым типом привязанности, наоборот, склонны к низким уровням самоценности, саморуководства, уверенности в себе и склонны к самообвинению. Представители избегающего типа проявляют себя способными к управлению над своими эмоциями, при этом внутренне конфликтны, что отражается во вне на стремлении к избеганию в близости.Люди с безопасным и боязливым типами привязанности имеют среднюю степень выраженности зависимого и контрзависимого поведения. Представители тревожно-амбивалентного типа имеют высокую склонность к зависимости и низкую к контрзависимости, и наоборот, люди с избегающим типом привязанности склонны к контрзависимому поведению и имеют низкие показатели зависимости. Представители безопасного и дезорагнизованного типов имеют сочетание средних проявлений зависимости и контрзависимости.Зависимое поведение взаимосвязано с уровнем тревожности в супружеских отношениях, а также с низкими показателями самоценности, саморуководства и самоуверенности человека и высоким уровнем самообвинения, что является характеристиками тревожно-амбивалентного типа привязанности по шкале самоотношения. Контрзависимое поведение взаимосвязано с тенденцией к избеганию в межличностных отношениях, с высоким уровнем саморуководства и внутренней конфликтности, что характерно для избегающего типа привязанности.Проведенное исследование показало связь между зависимостью и контрзависимостью с типом эмоциональной привязанности, проявляемой в близких отношениях. Следовательно, фокус в психологической работе над склонностью к зависимому или контрзависимому поведению в паре может быть смещен на терапию нарушений эмоциональной привязанности. Установленная взаимосвязь между типом эмоциональной привязанности и характеристиками самоотношения позволяет выдвинуть следующие рекомендации для психологической работы.Психологическую работу в случае высокой степени эмоциональной зависимости от партнера рекомендуется направить на повышение уровня самоценности, саморуководства и самоуверенности, а также на снижение уровня тревожности и самообвинения клиента. Долгосрочный результат при решении данной задачи достигается путем обращения к проживанию эмоционального опыта детских травм, через которые были сформированы представления о себе, других и окружающем мире. Дальнейшее принятие сознательных решений о ценности своей личности, возможности реализовываться в жизни самостоятельно, нормальности опыта ошибок и разделении ответственности за развитие отношений с партнером способствует изменениям на поведенческом уровне, повышая уровень автономности эмоционально зависимой личности.С другой стороны, психологическую работу в случае высокой степени эмоциональной контрзависимости от партнера рекомендуется направить на снижение уровня избегания, самообвинения и внутренней конфликтности клиента. Для долгосрочного эффекта также рекомендуется обратиться к причинам возникновения данных особенностей личности и помочь клиенту в решении существующих амбивалентных конфликтов, препятствующих построению эмоционально близких отношений в реальном времени. Клиенты со склонностью к контрзависимому поведению отказывают себе в признании необходимости поддержки со стороны партнера при внутренней запутанности, создавая эмоционально отстраненный фасад, внешне напоминающий автономный, при этом им не являющийся, так как автономность включает в себя как способность быть на дистанции, так и в близости в зависимости от реальной ситуации. Таким образом, данные клиенты могут парадоксально обнаружить свою зависимость от необходимости быть на дистанции от партнера, что идет в разрез с их представлении о себе как о свободной личности. Данный этап работы может стать поворотной точкой для пересмотра системы ценностей и поиска новых решений с целью изменить качество самоотношения и супружеских отношений.Работа в краткосрочном формате возможна при рассмотрении проблемы в настоящем времени и применении соответствующих подходов по ее корректировке здесь-и-сейчас, т.е. без обращения к пересмотру детского опыта, при этом достигнутый результат может носить также краткосрочный характер.Таким образом, взаимозависимое поведение в паре достигается путем баланса между как способностью быть в близости и признавать ценность партнера, так и способностью эмоционально дистанцироваться, быть в автономности, опираясь на свои личностные ресурсы. Данное проявление наделяет пару эмоциональной гибкостью в решении повседневных задач супружеской жизни, делая ее ресурсной для достижения чувства безопасности, поддержки и близости. Следовательно, практическую психологическую работу при терапии зависимого или контразвисимого поведения необходимо направить не на тотальное исключение их черт, а на поиск равновесия между ними, так как при повышении степени одного, снижается степень выраженности второго. Взаимосвязь данных поведений с нарушениями эмоциональной привязанности, заложенными в детском опыте, дают практический инструмент для проведения качественных изменений долгосрочного характера.Результаты исследования могут быть использованы в психологической практике по изменению зависимого и контрзависимого поведения супругов на взаимозависимое для достижения эмоциональной близости как ресурса долгосрочности супружеских отношений. Данное изменение возможно за счет фокусирования работы на терапии нарушений сформировавшейся эмоциональной привязанности как фактора, влияющего на особенности межличностного отношения в настоящем времени.

 

Литература:

1. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей/Пер.с англ. В.В. Старовойтова, 2-е изд. М.: Издательство «Канон+», 2016. 272 с.

2. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Бегство от близости: избавление ваших отношений от контрзависимости - другой стороны созависимости. СПб.: ИГ «Весь», 2011. 528 с. ISBN 978-5-9573-1880-4.

3. Уайнхольд Б., Уайнхольд Дж. Освобождение от созависимости. / перевод с английского А.А. Чеславской / М.: Независимая фирма «Класс», 2015. 224 с. (библиотека психологии и психотерапии, вып. 103).

4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ./ М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. 352 с.

5. Ainsworth, M. Object relations, dependency and attachment: a theoretical review of the infant-mother relationships. Child Development, 1969, 40, 969-1025.



Просмотров: 495
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «На языке привязанности»… (взаимосвязь типа привязанности и «сценария отношений»)
  • Когнитивный компонент физического Я испытуемых с разными типами эмоциональной привязанности к матери
  • Как избавится от эмоциональной привязанности и начать жить заново
  • Изучение эмоциональной привязанности к матери в группах маскулинны, андрогинных и феминных детей
  • Выстраивание эмоциональной близости в отношениях. Этап первый, узнавание друг друга
  • Паттерны поведения детей с разным типом привязанности
  • Особенности избегающего типа привязанности
  • Этапы Формирования Привязанности. Безопасный Тип Привязанности.
  • Влияние типа привязанности на личные отношения во взрослом возрасте
  • Экстренный план для внутренней работы в токсичных отношениях/ эмоциональной зависимости
  • Ретравматизация при тревожно-избегающем типе привязанности
  • Узнай Свой Стиль Привязанности в Близких Отношениях
  • Как определить степень привязанности к Вам другого человека?
  • Влияние эмоциональной близости с отцом на личностные особенности девушек и юношей
  • Феноменология отношений эмоциональной зависимости. Часть 2.
  • Отношения как искусство эмоциональной близости
  • Признаки эмоциональной зависимости от любовного партнера и как помочь себе
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Первый опыт эмоциональной близости с Собой.
  • Зависимости и привязанности ( как работают и чему служат)
  • Два ключа эмоциональной близости
  • Быть собой - это конец эмоциональной зависимости
  • Формирование типов привязанности в объектных отношениях
  • Функции эмоциональной близости или зачем она нужна?
  • Роль эмоциональной близости в духовном развитии
  • Зарождение привязанности в отношениях матери и ребёнка
  • Работа с ранами привязанности в эмоционально фокусированной супружеской терапии. Часть 2
  • Работа с ранами привязанности в эмоционально фокусированной супружеской терапии. Часть 1
  • Терапия нарушений привязанности у взрослых (+ссылка на тест)
  • Злость и страх в отношениях. Путь к доверию и расслабленности. Травмы привязанности и их отголоски.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь