Профилактика зависимого поведения в школе.

 

автор статьи: Прошкин Николай

сайт: psiholog-nn.ru

 

больше материалов в моей

группе ВКонтакте: https://vk.com/n.v.proshkin

присоединяйтесь)

 

Зависимость – болезнь, проявляющаяся в виде патологической тяги к употреблению какого-либо вещества или выполнения определенного действия, которые негативно влияют на жизнь человека, разрушают ее. Характерной особенностью этой болезни является отрицание.

 

Классификация видов профилактики (ВОЗ).

 

1)      Первичная профилактика. Цель – предотвращение приобщения к употреблению психоактивных веществ (ПАВ) людей, ранее не имевших подобного опыта.

2)      Вторичная профилактика. К ней относится комплекс мероприятий, которые направлены на людей, имеющих опыт употребления ПАВ, но употребление носит разовый, а не системный характер.

3)      Третичная профилактика. Задачей третичной профилактики является реабилитация химически зависимых людей.

 

Задачей школы является осуществление первичной и вторичной профилактики.

 

В профилактическую работу должно входить три компонента:

 

1)      образовательный компонент – передача учащимся знаний о механизмах развития зависимости, последствий употребления ПАВ;

2)      психологический компонент – индивидуальная и групповая психологическая работа с учащимися, а также работа с родителями и преподавателями;

3)      социальный компонент – помощь в социальной адаптации детей и подростков, решение проблемы занятости, мероприятия по приобщению к здоровому образу жизни.

     Первичная профилактика должна проводиться со всеми учащимися, вторичная – с теми, кто замечен в употреблении ПАВ. Во время вторичной профилактики наиболее актуальной становится индивидуальная работа с учеником и родителями.

     Рассмотрим подробнее каждый из компонентов профилактики.

 

Образовательный компонент.

 

     До сих пор, к сожалению, при организации антинаркотических мероприятий главную роль отводят просветительскому подходу. Это безусловно важный компонент, но он должен занимать примерно 10% от общего времени, отведенного на профилактическую работу.

     Неэффективны одноразовые мероприятия, излишне категоричный и морализаторский подход, внушение страха. Мене эффективной является лекция, наиболее эффективным способом донесения информации является обсуждение в группах, ролевое проигрывание информационной ситуации, выступление в роли обучающего, когда ученики сами преподают определенный материал.

     Если в плане наркотиков нужно доносить информацию, исключающую любое, даже разовое, их употребление, то в плане алкоголя необходимо отложить первую пробу на максимально возможный срок. Люди, начавшие употреблять алкоголь в 20-21 год, реже становятся зависимыми от него.

     Профилактические фильмы имеют большую эффективность, если их показывать ученикам в возрасте до 5-го класса. Подростки и взрослые переворачивают информацию через психологические защиты: “Со мной такого не случится”, “Я смогу по чуть-чуть”.

 

Не стоит в информировании:

 

- запугивать;

- давать ложную информацию;

- преувеличивать негативные последствия;

- описывать эффект опьянения.

 

Психологический компонент.

 

Ее можно разделить на три направления: работа с родителями, индивидуальная и групповая работа с учениками.

 

1)      Работа с родителями. Это больше просветительская работа, на тренинг родители соглашаются реже. Работа должна быть нацелена не на то, как родителям  изменить ребенка в нужном направлении (это манипуляция), а на то, как измениться самим. Книга “Общаться с ребенком как?” хороший в этом помощник. Примерные темы, которые стоит освещать: все о чувствах, подростковый возраст (какие задачи во время него решаются), правильная коммуникация с ребенком, стили воспитания, как отношения в паре влияют на ребенка.

2)      В индивидуальной работе первой задачей является установление контакта (для этого может потребоваться не одна встреча), а не запугивание, воспитывание или поучение. Контакт сам по себе несет целебную функцию, ребенок начинает лучше себя понимать, через контакт с другим. Контакт устанавливается посредством интереса, безоценочного принятия, вопросов про чувства, я-высказывания, преподнесения собственных историй и переживаний, отсутствия внутренней цели изменить другого в правильную сторону. В этом плане также хорошо помогает психодиагностика, которая используется несколько не по прямому назначению, т.е. не обработка результатов важна, а сам процесс работы психолога и клиента. Установив контакт, вы начнете видеть примерные проблемы, то, что является фрустратором, создает напряжение (самооценка, отношения в семье, в классе, страхи и т.п.). Далее с этим можно либо работать, если позволяет уровень подготовки, либо рекомендовать по поводу этих проблем обратиться к специалисту.

3)      Групповая работа. В рамках школьного урока реально провести только занятие с элементами тренинга. Дается упражнение, которое затем обсуждается. В первичной профилактике нужны технологии, помогающие преодолевать психологические факторы риска: возрастные кризисы, тревожность, неадекватная самооценка. В возрасте 12-18 лет перед человеком встают следующие актуальные задачи:

 

- подготовить свой уход из дома (символический, означающий самостоятельность);

 

-достичь признания в своей возрастной группе ;

 

-завязать дружеские отношения;

 

-определить перспективу своей будущей профессии и жизни вообще;

 

-создать шкалу ценностей, как основу собственного поведения;

 

-научиться контактировать с противоположным полом.

           

           Помощь в решении всех этих задач – есть профилактика зависимого поведения.

 

Социальный компонент.

 

В данный компонент входит организация внеурочной занятости учащихся в кружках, секциях. Проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и мероприятия, формирующие духовно-нравственную основу человека. 

 



Просмотров: 473
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Работа с детскими проблемами через работу с родителями в ЭОТ
  • Внутренняя честность - важный компонент эффективной психотерапии
  • Брачные коды. Профилактика измен или работа над ошибками
  • Нарциссический компонент как основа самооценки или Значение похвалы (о травме самоуважения)
  • Как изменить сценарий своей жизни. Работа с отношениями с мамой
  • Онтологическая безопасность, как фундирующий компонент психического здоровья
  • Онтологическая безопасность, как фундирующий компонент психического здоровья
  • Девиантологическая компетентность как компонент профессиональной составляющей личности педагога
  • Групповая работа – страшно? Да. Но эффект того стоит!!!
  • РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ
  • Профилактика употребления наркотических веществ в младшем школьном возрасте
  • С практики. Работа с детьми при отсутствии контакта с родителями.
  • Работа психолога с обесцениванием родителями ограничений в развитии и здоровьи ребенка
  • Особенности взаимосвязей независимых компонент фМРТ-сигнала, при легких депрессиях
  • Волевой компонент никто не отменял…
  • Радость и счастье. 8 компонент ощущения радости
  • Символьно-культурный компонент гендерных представлений
  • Про обесценивание-идеализацию и эффект «Какого черта!» (работа с нарушениями пищевого поведения).
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как определить, что работа с психологом вам реально помогает?
  • Психотерапевтическая работа с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ
  • Мотивационный компонент в структуре личностной беспомощности на разных возрастных этапах
  • Профилактика суицидального поведения подростков. Лекция
  • Терапия последствий «прерванного движения любви" как профилактика дезадаптивного поведения
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Когнитивный компонент физического Я испытуемых с разными типами эмоциональной привязанности к матери
  • Как досконально узнать человека, кем является на самом деле?
  • Работа над собой или работа по развитию себя?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь