|
Профилактика зависимого поведения в школе.Автор статьи: Прошкин Николай Владимирович
автор статьи: Прошкин Николай сайт: psiholog-nn.ru
больше материалов в моей группе ВКонтакте: https://vk.com/n.v.proshkin присоединяйтесь)
Зависимость – болезнь, проявляющаяся в виде патологической тяги к употреблению какого-либо вещества или выполнения определенного действия, которые негативно влияют на жизнь человека, разрушают ее. Характерной особенностью этой болезни является отрицание.
Классификация видов профилактики (ВОЗ).
1) Первичная профилактика. Цель – предотвращение приобщения к употреблению психоактивных веществ (ПАВ) людей, ранее не имевших подобного опыта. 2) Вторичная профилактика. К ней относится комплекс мероприятий, которые направлены на людей, имеющих опыт употребления ПАВ, но употребление носит разовый, а не системный характер. 3) Третичная профилактика. Задачей третичной профилактики является реабилитация химически зависимых людей.
Задачей школы является осуществление первичной и вторичной профилактики.
В профилактическую работу должно входить три компонента:
1) образовательный компонент – передача учащимся знаний о механизмах развития зависимости, последствий употребления ПАВ; 2) психологический компонент – индивидуальная и групповая психологическая работа с учащимися, а также работа с родителями и преподавателями; 3) социальный компонент – помощь в социальной адаптации детей и подростков, решение проблемы занятости, мероприятия по приобщению к здоровому образу жизни. Первичная профилактика должна проводиться со всеми учащимися, вторичная – с теми, кто замечен в употреблении ПАВ. Во время вторичной профилактики наиболее актуальной становится индивидуальная работа с учеником и родителями. Рассмотрим подробнее каждый из компонентов профилактики.
Образовательный компонент.
До сих пор, к сожалению, при организации антинаркотических мероприятий главную роль отводят просветительскому подходу. Это безусловно важный компонент, но он должен занимать примерно 10% от общего времени, отведенного на профилактическую работу. Неэффективны одноразовые мероприятия, излишне категоричный и морализаторский подход, внушение страха. Мене эффективной является лекция, наиболее эффективным способом донесения информации является обсуждение в группах, ролевое проигрывание информационной ситуации, выступление в роли обучающего, когда ученики сами преподают определенный материал. Если в плане наркотиков нужно доносить информацию, исключающую любое, даже разовое, их употребление, то в плане алкоголя необходимо отложить первую пробу на максимально возможный срок. Люди, начавшие употреблять алкоголь в 20-21 год, реже становятся зависимыми от него. Профилактические фильмы имеют большую эффективность, если их показывать ученикам в возрасте до 5-го класса. Подростки и взрослые переворачивают информацию через психологические защиты: “Со мной такого не случится”, “Я смогу по чуть-чуть”.
Не стоит в информировании:
- запугивать; - давать ложную информацию; - преувеличивать негативные последствия; - описывать эффект опьянения.
Психологический компонент.
Ее можно разделить на три направления: работа с родителями, индивидуальная и групповая работа с учениками.
1) Работа с родителями. Это больше просветительская работа, на тренинг родители соглашаются реже. Работа должна быть нацелена не на то, как родителям изменить ребенка в нужном направлении (это манипуляция), а на то, как измениться самим. Книга “Общаться с ребенком как?” хороший в этом помощник. Примерные темы, которые стоит освещать: все о чувствах, подростковый возраст (какие задачи во время него решаются), правильная коммуникация с ребенком, стили воспитания, как отношения в паре влияют на ребенка. 2) В индивидуальной работе первой задачей является установление контакта (для этого может потребоваться не одна встреча), а не запугивание, воспитывание или поучение. Контакт сам по себе несет целебную функцию, ребенок начинает лучше себя понимать, через контакт с другим. Контакт устанавливается посредством интереса, безоценочного принятия, вопросов про чувства, я-высказывания, преподнесения собственных историй и переживаний, отсутствия внутренней цели изменить другого в правильную сторону. В этом плане также хорошо помогает психодиагностика, которая используется несколько не по прямому назначению, т.е. не обработка результатов важна, а сам процесс работы психолога и клиента. Установив контакт, вы начнете видеть примерные проблемы, то, что является фрустратором, создает напряжение (самооценка, отношения в семье, в классе, страхи и т.п.). Далее с этим можно либо работать, если позволяет уровень подготовки, либо рекомендовать по поводу этих проблем обратиться к специалисту. 3) Групповая работа. В рамках школьного урока реально провести только занятие с элементами тренинга. Дается упражнение, которое затем обсуждается. В первичной профилактике нужны технологии, помогающие преодолевать психологические факторы риска: возрастные кризисы, тревожность, неадекватная самооценка. В возрасте 12-18 лет перед человеком встают следующие актуальные задачи:
- подготовить свой уход из дома (символический, означающий самостоятельность);
-достичь признания в своей возрастной группе ;
-завязать дружеские отношения;
-определить перспективу своей будущей профессии и жизни вообще;
-создать шкалу ценностей, как основу собственного поведения;
-научиться контактировать с противоположным полом.
Помощь в решении всех этих задач – есть профилактика зависимого поведения.
Социальный компонент.
В данный компонент входит организация внеурочной занятости учащихся в кружках, секциях. Проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и мероприятия, формирующие духовно-нравственную основу человека.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|