Психотерапевтическая работа с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ

Все люди знают о вероятностном характере рождения: ребенок  с ОВЗ (ограниченными  возможностями  здоровья) может появиться в любой семье.  Но если это происходит с нами лично, то психологическая травматизация неизбежна. Поэтому несомненно, рождение ребенка с ОВЗ всегда прерывает нормальный цикл семейной жизни, возникает кризисная семейная ситуация:

  • Многие трудности, с которыми сталкиваются члены семьи, имеют долговременный характер - ребенок с ОВЗ требует особого попечения и заботы. Поэтому у родителей часто формируется физическая и эмоциональная усталость.
  • Тяжелые эмоциональные переживания родителей также являются причиной эмоционального и физического истощения. Тем, кто заботится о других, самим нужна помощь и поддержка, которая бы приносила облегчение.

Поэтому деструктивные чувства испытывает большинство родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, но, к сожалению, часто переживают их в одиночку. Для  родителей эти деструктивные эмоциональные переживания могут  быть столь сильны, что их  жизнь как бы разбивается на период «до» и «после». Жизнь «до» обесценивается, либо оценивается как невозвратное, навсегда утерянное. Например, это и переживание потери собственных надежд, (которые связаны с образом «обычного» родителя «обычного» ребенка) и потери возможностей самого ребенка (понимание того, что для него очень многое останется недоступным).

Психотерапевтическая работа с родителями воспитывающими детей с ОВЗ

Поэтому многие родители, воспитывающие  ребенка с ОВЗ страдают преимущественно от воспоминаний и находятся в плену болезненных переживаний прошлого. Некоторые родители  отчаянно цепляются за  эти переживания,  потому что они обладают некой особой (пусть и трагической) ценностью. В ряде случаев взрослые  не только не могут освободиться от этого «прошлого», но готовы ради него отказаться от настоящего и будущего — и вообще от всего, что происходит в реальности. Происходит то, что З. Фрейд назвал «фиксацией» на травме, которая может длиться на многие месяцы и годы, а иногда - на всю жизнь.

Психотерапевтическая работа дает родителю переживание ценности любого опыта его жизни, какими бы ни были конкретные события.  Это создание пространства для наблюдения и понимания, раскрытия возможностей, которые до этого были скрытыми. Например, возможности  индивидуальных  психологических ресурсов (необходимых для выполнения ежедневных дел); паттерны  партнерского  взаимодействия  со специалистами (для расширения возможности менять угол зрения, что бы увидеть события в новой перспективе); акценты  в развитии себя, как родителя (что бы  жизнь приносила радость, а не только каскад трудностей, преград и разочарований).

Таким образом, направлениями психотерапевтической  работы  могут  быть:

  • выявление индивидуально-личностных свойств родителя (способствующих или не способствующих зрелому родительству);
  • проработка тревоги, вины и других чувств;
  • проработка образа ребенка и уровня привязанности к ребенку;
  • работа со страхами (например, за свое здоровье и здоровье ребенка);
  • коррекция семейной истории и личного опыта родителя;
  • отношения с партнером и ближайшими родственниками;
  • ресурсы и стратегии взаимодействия с персоналом учреждений (медицинским, социальным, психолого-педагогическим);
  • формирование уверенности в своих силах и действиях, как родителя (родительская самооценка);
  • и т.д.

В процессе терапии родитель  приходит к пониманию, что с рождением ребенка собственная жизнь не полностью потеряла смысл, — она продолжает иметь свою ценность и остается такой же значимой и важной.

Важным акцентом в психотерапевтической работе является идея ресурсности  (у семей есть не только проблемы, но и силы). И обнаружение этих сильных сторон (фокус внимания на компетентность родителей) является лучшим основанием для нахождения будущих решений, дает место надежде и открывает новые возможности.



Просмотров: 514
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологическая поддержка семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ. Идея ресурсности
  • Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ. Решиться действовать и видеть возможности
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Удобство для родителя, или качество для ребенка?
  • Как избежать ссор после рождения ребенка.Инструкция для родителей.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Арт-терапия в работе с перинатальными потерями и в ситуации рождения ребенка с ОВЗ
  • Влияние родителя на жизнь ребенка…
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • Неуверенность родителя, последствия для ребенка
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Жизнь родителя под ногами ребенка
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Психологическое здоровье ребенка (рекомендации психолога для родителей и всех интересующихся)
  • Проблемы родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Коротко об особенностях работы психолога с детьми с ОВЗ и роли родителей в их развитии
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Психолог для ребенка....или для родителей?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Как наладить свою личную жизнь людям с ОВЗ?
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь