Размышления после очередного занятия психотерапевтической группы.
Вчера прошло очередное занятие в терапевтической группе. О внутреннем ребёнке ( который когда-то был реальным и так и остался жить внутри каждого взрослого человека) так много пишут, говорят, сочувствуют. И это понятно. Конечно, он был так не защищен и так зависим. Это я об участи ребенка. Его беззащитность так очевидна. Я задумалась о другой стороне, о том, кто стоит напротив - о родителе. Он обычно ( в кабинете психотерапевта) фигура приносящая дискомфорт, страдания, боль, непонимание ,которые потом требуют такой кропотливой психотерапевтической работы . Ведь именно об этом не понимании родителя, его не догадливости, не прозорливости- мы говорим на терапевтических сессиях, с этим имеем дело. Гораздо меньше пишут об участи родителя. Как будто от того, что он взрослый, он защищен от трудностей и боли. Не пишут и не говорят о том, каково родителю. Ну конечно, ведь у него за плечами жизненный опыт. Опыт, конечно, есть, но ведь это не панацея. Задумалась я, а как же чувствует себя родитель ? Легко ли понять ребёнка, когда он мал и ему плохо, когда что-то болит или беспокоит, когда он в чем-то нуждается, а сказать не может. Как прочитать и расшифровать этот набор знаков, звуков, выражений, мимики. Как расшифровать и разгадать код маленького "инопланетянина". Чего же он хочет? От чего же он плачет? Как узнать , о чем он будет вспоминать на терапевтических сессиях через много лет? Как понять, что принесет боль, а что радость,что запомнится,как забота, а что будет выглядеть для него ,как равнодушие? Как понять? Ведь он- ребенок, не говорит на "продвинутом взрослом языке". И даже не на начальном уровне этого взрослого языка. Через какое время возможно освоить этот код? И можно ли вообще его освоить? Вот такая гримаска-животик болит, а такая -"водички дай". Когда удастся составить полный набор - алфавит его знаков, разгадать его код? Через сколько лет, возможно получить хотя бы более или менее качественную, иллюзию взаимопонимания. Может тогда, когда это будет уже и не так актуально. А может быть это уже не актуально?
Похоже даже тогда, когда «дитя» овладело «сознательным взрослым языком» и родитель может кое-что понять, понять можно все еще только «кое-что». Вот такая участь родителя. «Дитя» – растет и шифр все усложняется . А х, родитель. Когда-нибудь настанет время, может быть, твой ребенок начнет искать дорогу взаимопонимания к тебе, начнет пытаться понять ,что тобой руководило, когда ты делал то или другое, сказал то или другое. Может быть, он захочет понять и тогда
он будет пытаться расшифровать твой «код», твой шифр. Может быть, когда-нибудь ваши пути встретятся, ваши усилия приведут к дологожданной встрече глаз, вы обнаружите ,что понимаете чувства друг друга ,мысли, поступки!? Вот тогда долгожданные минуты, часы счастья и взаимопонимания.
Пожалуй, большое удовольствие помогать им - родителю и ребенку, найти друг друга в своем кабинете. Найти друг друга при отсутствии общего языка, при отсутствии карты и компаса.
Имея одно лишь большое желание- желание понять друг друга.