Как определить, когда кризис 3х лет начался и как понять когда завершился?
Есть такое направление в телесно-ориентированной терапии "бодинамический анализ", и мне очень нравиться классификация структур характера. Если коротко, то каждый период времени ребенок осваивает новые движения, учиться управлять своим телом, а мышцы включаются в работу постепенно (хотя все мышцы у новорожденного присутствуют все, в том же количестве что и у взрослого человека). И каждый этап развития связан с определенной очень важной темой. Например структура характера "выживания" период 2й триместр беременности 3 месяца после рождения. В этот период закладывается базовое ощущение безопасности и доверие миру, право на существование и на безопасный контакт. Если в этот период у ребенка были неблагоприятные условия, например мама заболела и попала в больницу, послеродовая депрессия, на которую не обращали внимание, может сформировать устойчивое ощущение недоверия миру и как следствие тревогу и потерю чувства безопасности. Следующая структура потребностей от рождения до 1 года 6 месяцев, это тот период когда ребенку жизненно необходим контакт с матерью и удовлетворение базовых потребностей. Задача матери в этот период научиться чувствовать потребности ребенка и удовлетворять их, причем именно по потребностям ребенка, не по часам (кормить каждые три часа например, то есть ребенок орет а мама ждет когда же наступит 12.00, а еще 20 минут, ну что потерпит). Если этот период прошел с девизом "Поорет и успокоится!" то в будущем у ребенка нарушается контакт с собственными потребностями, анорексия, булимия это все про это, ожирение туда же. Это когда кормили по графику и нормам вместо кормления по потребности.
Так вот, кризис 3х лет захватывает аж 3 структуры характера.
1. Автономия период от 8 месяцев - 2 года 6 месяцев - основная тема это организация импульса интереса, способность ощущать свое собственное любопытство, стремление к исследованию, сохраняя контакт и получая поддержку, когда это необходимо. Ребенок осваивает огромное количество способов перемещения, сначала просто переворачивается на кроватке, потом ползает, ходит на четвереньках, бегает на четвереньках, пробует вставать, ходить с поддержкой, ходить самостоятельно, далее бегать прыгать, залазить на предметы, для того чтобы достать что то интересное. Это как раз тот период когда все ящечки завязывали резинкой от трусов ( в советское время), а хрусталь, который являлся показателем престижа и достатка, прятали от греха подальше:)
Также это тема границ, можно нельзя, мое не мое.
Еси в этот период нельзя слишком много то есть риск вырастить абсолютно безинициативное существо, без интересов увлечений и полное тревоги попробовать что нибудь новенькое.
Если можно все то есть риск вырастить человека который понятие не имеет о нормах и правилах в социуме, который не понимает что такое границы, что можно, а что нельзя (асоциальная личность)
Обычно к концу этого периода можно наблюдать начала кризиса 3х лет.
2. Воля период от 2х до 4х лет - основная тема организация импульса действия, способность планировать, расставлять приоритеты (важно, не важно, срочно, не срочно это про это), совершать выборы, использовать свою силу, совершать действия.
Если в этот период ребенку запрещали проявлять агрессию и самостоятельность, то скорее всего вырастет удобненький, безынициативный исполнитель. В будущем у таких людей проблемы с организацией своей деятельности (нужно, чтобы кто то организовал и сказал как правильно), это про тех кто все думает и думает, собирается и собирается, но все никак не начнет делать. Это про откладывание на потом (прокрастинация), а также это про неумение отстаивать свои личные границы, так сказать заходите и берите что хотите.
В этот период кризис трех лет расцветает и цветет буйным цветом.
Тут появляются все симптомы этого периода:
- Негативизм
- Упрямство
- Своеволие
- Протест
- Бунт
- Деспотизм
- Обесценивание
Очень важно, в этот период, сохранять терпение и понимать, что этот период временный и он очень непростой для ребенка, и очень важен для его будущего.
3. Любовь и сексуальность от 3х до 6 лет. Этот период препадает как раз на сексуально-эдипальную стадию. Оснговные темы половая идентичность, ребенок начинает идентифицировать себя как мальчик или девочка, очень часто появляется "первая любовь" в деством садике или дворе, появляются друзья.
Это тот пеиод когда кризис 3х лет завершается.
Очень простой пример:
Если в песочнице два трехлетки деруться за игрушку, то скорее всего никто не уступит, будет драка, будут плеваться, кусаться, орать и топать ногами.
Ближе к пяти годам предмет не так важен как "другой", это друг с ним можно поделиться даже если это любимая игрушка. Если упрощенно сказать, то отношения важнее предметов.Ребенок в возрасте 5и лет цепляется за игрушку, дерется за нее и ему важно остаться с игрушкой чем с компанией, это признак того, что психологически ребенок еще не дорос до этой стадии, он еще в процесс проживания кризиса 3х лет.
И только завершился кризис 3х лет, родители немного выдыхают, но не на долго! Годик может чуть больше и начинается кризис 7ми лет:)
Воспитание - это принятие и терпение:)
Автор: Перепелица Олег - психолог, коуч, соавтор проекта "Психологи онлайн"
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.