Как определить, когда кризис 3х лет начался и как понять когда завершился?


Как определить, когда кризис 3х лет начался и как понять когда завершился?

Есть такое направление в телесно-ориентированной терапии "бодинамический анализ", и мне очень нравиться классификация структур характера. Если коротко, то каждый период времени ребенок осваивает новые движения, учиться управлять своим телом, а мышцы включаются в работу постепенно (хотя все мышцы у новорожденного присутствуют все, в том же количестве что и у взрослого человека). И каждый этап развития связан с определенной очень важной темой. Например структура характера "выживания" период 2й триместр беременности 3 месяца после рождения. В этот период закладывается базовое ощущение безопасности и доверие миру, право на существование и на безопасный контакт. Если в этот период у ребенка были неблагоприятные условия, например мама заболела и попала в больницу, послеродовая депрессия, на которую не обращали внимание, может сформировать устойчивое ощущение недоверия миру и как следствие тревогу и потерю чувства безопасности. Следующая структура потребностей от рождения до 1 года 6 месяцев, это тот период когда ребенку жизненно необходим контакт с матерью и удовлетворение базовых потребностей. Задача матери в этот период научиться чувствовать потребности ребенка и удовлетворять их, причем именно по потребностям ребенка, не по часам (кормить каждые три часа например, то есть ребенок орет а мама ждет когда же наступит 12.00, а еще 20 минут, ну что потерпит). Если этот период прошел с девизом "Поорет и успокоится!" то в будущем у ребенка нарушается контакт с собственными потребностями, анорексия, булимия это все про это, ожирение туда же. Это когда кормили по графику и нормам вместо кормления по потребности.

Так вот, кризис 3х лет захватывает аж 3 структуры характера.

1. Автономия период от 8 месяцев - 2 года 6 месяцев - основная тема это организация импульса интереса, способность ощущать свое собственное любопытство, стремление к исследованию, сохраняя контакт и получая поддержку, когда это необходимо. Ребенок осваивает огромное количество способов перемещения, сначала просто переворачивается на кроватке, потом ползает, ходит на четвереньках, бегает на четвереньках, пробует вставать, ходить с поддержкой, ходить самостоятельно, далее бегать прыгать, залазить на предметы, для того чтобы достать что то интересное. Это как раз тот период когда все ящечки завязывали резинкой от трусов ( в советское время), а хрусталь, который являлся показателем престижа и достатка, прятали от греха подальше:)

Также это тема границ, можно нельзя, мое не мое.

Еси в этот период нельзя слишком много то есть риск вырастить абсолютно безинициативное существо, без интересов увлечений и полное тревоги попробовать что нибудь новенькое.

Если можно все то есть риск вырастить человека который понятие не имеет о нормах и правилах в социуме, который не понимает что такое границы, что можно, а что нельзя (асоциальная личность)

Обычно к концу этого периода можно наблюдать начала кризиса 3х лет.

2. Воля период от 2х до 4х лет - основная тема организация импульса действия, способность планировать, расставлять приоритеты (важно, не важно, срочно, не срочно это про это), совершать выборы, использовать свою силу, совершать действия.

Если в этот период ребенку запрещали проявлять агрессию и самостоятельность, то скорее всего вырастет удобненький, безынициативный исполнитель. В будущем у таких людей проблемы с организацией своей деятельности (нужно, чтобы кто то организовал и сказал как правильно), это про тех кто все думает и думает, собирается и собирается, но все никак не начнет делать. Это про откладывание на потом (прокрастинация), а также это про неумение отстаивать свои личные границы, так сказать заходите и берите что хотите.

В этот период кризис трех лет расцветает и цветет буйным цветом.

Тут появляются все симптомы этого периода:

- Негативизм

- Упрямство

- Своеволие

- Протест

- Бунт

- Деспотизм

- Обесценивание

Очень важно, в этот период, сохранять терпение и понимать, что этот период временный и он очень непростой для ребенка, и очень важен для его будущего.

3. Любовь и сексуальность от 3х до 6 лет. Этот период препадает как раз на сексуально-эдипальную стадию. Оснговные темы половая идентичность, ребенок начинает идентифицировать себя как мальчик или девочка, очень часто появляется "первая любовь" в деством садике или дворе, появляются друзья.

Это тот пеиод когда кризис 3х лет завершается.

Очень простой пример:

Если в песочнице два трехлетки деруться за игрушку, то скорее всего никто не уступит, будет драка, будут плеваться, кусаться, орать и топать ногами.

Ближе к пяти годам предмет не так важен как "другой", это друг с ним можно поделиться даже если это любимая игрушка. Если упрощенно сказать, то отношения важнее предметов.Ребенок в возрасте 5и лет цепляется за игрушку, дерется за нее и ему важно остаться с игрушкой чем с компанией, это признак того, что психологически ребенок еще не дорос до этой стадии, он еще в процесс проживания кризиса 3х лет.

И только завершился кризис 3х лет, родители немного выдыхают, но не на долго! Годик может чуть больше и начинается кризис 7ми лет:)

Воспитание - это принятие и терпение:)

Автор: Перепелица Олег - психолог, коуч, соавтор проекта "Психологи онлайн"



Просмотров: 630
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?
  • Ребенок гоняется за мамой (6 - 9 мес.). Как игры помогают в этот период?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Увольнение - как продуктивно для себя пройти этот период
  • Кризис 30и 40 лет, что это такое?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Кризис 3-х лет. Как прожить это время?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Что делать, если твой близкий смертельно болен? Как пережить сложный период?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • "Кризис 3 лет" или "Как найти верный путь к своему ребенку!"
  • Время затишья, когда нас будто никто не любит- тот самый период для воспитания любви к себе
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • "Я так хочу это сделать, но..." и как еще мы рационализируем откладывание на потом
  • Этот ужасный первоклашка, или странный кризис 7 лет.
  • 30 лет - это время свершений, а не кризис среднего возраста!
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Что же это такое, этот пресловутый гештальт?
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • "Оставьте меня в покое!" или как уединиться в период изоляции
  • Мы живые или когда кризис трех лет цветет пышным цветом
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • "Ну за что мне все это?!!"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь