|
Реакция ребенка на запрет родителяАвтор статьи: Отт Татьяна Олеговна
Чтобы добиться желаемого дети прибегают к двум основным реакциям. Первая реакция агрессивная: «Дааай! Хочу! Не буду!». Дети топают ногами, сжимать кулачки, некоторые краснеют от напряжения, некоторые замахиваются или даже дерутся.
Второй вариант реакции – вымаливающая: «Ну, мааам… ну пожалуйста…». Это продолжается долго и мучительно для нашего слуха.
Оба варианта реакций легко закрепляются в поведении. На «выбор» вида реакции ребенка влияют два основных фактора: особенности нервной системы ребенка (процессы возбуждения и торможения) и реакция родителей.
Та реакция, которую родители систематически не выдерживают и становится ведущей. Если мама, паникует, когда ребенок ведет себя агрессивно, и главное, ГОТОВА УДОЛЕТВОРИТЬ ЖЕЛАНИЕ РЕБЕНКА лишь бы он не гневался, то при многократном повторении, ребенок усваивает, что этот тип реакции отличный способ добиться желаемого.
Ну и противоположный вариант, мама спокойно реагирует на гнев ребенка. Она блокирует его агрессивные действия, потом успокаивает, утешает, но НЕ УДОВЛЕТВОРЯЕТ ПОТРЕБНОСТЬ РЕБЕНКА именно в этот момент. Ребенок не связывает свое агрессивное поведение с удовлетворением потребности. Но эта же мама, например, не выдерживает жалобных глаз, слез и «пожалуйста, мамочка». Тогда мама закрепляет вариант с вымаливанием. И через какое-то время страдает от бесконечно «ноющего» ребенка по любому поводу.
Важно понимать, что чем старше ребенок, тем более смекалистым он становится и начинает использовать обе эти стратегии, в зависимости от того, с кем ведется диалог. Такая реакция так и называется – смешанная.
Обе стратегии не помогают добиваться успеха во взрослой жизни. Чтобы не закреплять такие стратегии, нужно обозначить четкие границы: - Правила, которые будут зависеть не от настроения родителей, а четкие, одинаковые и понятные ребенку. - Родителям нужно выдерживать эмоции ребенка. Если ребенок злится или печалится, то это повод поговорить. Родителям стоит успокоить ребенка, принять эмоции ("я понимаю, ты злишься"), а не удовлетворять те потребности, которые потом удовлетворять не будете. Например, «сейчас дам ему свой телефон, а то он так плачет (кричит в людном месте – стыдно), но потом все, хватит, больше не дам».
Если Вы столкнулись с проблемами в воспитании ребенка и настроены решать их при помощи профессионального детского психолога - приглашаю ко мне на консультацию. Ваш детский психолог, Татьяна Отт. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|