|
Кувшин эмоцийАвтор статьи: Ермола Людмила Ивановна
Не возможно отрицать, что мы живем во времена, когда рациональный подход во всех сферах жизни считается наиболее правильным. Существует представление, что человек разумный, успешный действует на основе собранных и осмысленных фактов. Но если проанализировать принимаемые решения, то обнаруживается очень интересная вещь. Как правило наиболее удачные решения принимались на уровне чувств и интуиции. Во внутреннем мире человека присутствует противоречие: между убеждением, что поступать нужно по логике и тем фактом, что реально это далеко не всегда удается. Полностью отстранится, избавится, усмирить, проконтролировать, сдержать, отвернутся или подавить свои чувства и эмоции не возможно. Эмоции проявляются как приливы и отливы человеческих переживаний. Они всегда есть и необходимо принимать их во внимание. Чувства и эмоции являются важными ориентирами того, что для человека является действительно важным. Они являются индикатором нашего положения по отношению к тому, что мы ценим или чего страшимся. Никакая эмоция сама по себе не является правильной или неправильной. Каждое эмоциональное проявление может иметь позитивную и негативную форму. Но если, как говорится «положительные» эмоции- это то, что хотелось бы удержать подольше, то «отрицательные» не доставляют особого удовольствия. Гнев, злоба, раздражение считаются одними из самых неприятных. Детей, которые часто проявляют такие эмоции называют агрессивными. А их поведение девиантным. Проявляется оно в обзываниях, ссорах, драках, действиях «назло» и т.п. С такими детьми родители бессильно разводят руками «я не знаю, что с ним ( с ней) делать, а в образовательных учреждениях планируются специальные мероприятия по работе с девиантными подростками. В чем же причины таких эмоциональных реакций? Обычно человек, когда сильно разозлится произносит: «Все моя чаша терпения переполнилась». Если раздражение и злость – это то, что выливается уже из чаши, то что же тогда лежит на более нижних слоях, на дне чаши ли кувшина? Отчего же возникает гнев, злоба у детей? Ответ несколько неожиданный: гнев – чувство вторичное, происходящее от таких переживаний как боль, страх, обида. Это чувства страдательные. Ребенок достаточно беззащитен и зависим от воли взрослых людей. Чтобы просто выжить взрослые должны обеспечить, так называемые органические потребности: в пище, сне, тепле, физической безопасности. Но кроме физиологических потребностей ребенок имеет и психологические потребности, связанные с общением, а в широком смысле с жизнью человека в социуме, среди других людей. Это потребности в: любви, принятии, ласке, внимании, признании, уважении, понимании, свободе, самоуважении, познании, успехе в делах, учебе, игре , реализации собственного потенциала, развитии способностей. Любая из этих потребностей может оказаться неудовлетворенной, что и приводит к страданию, к переживаниям страха, боли, вины, обиды. Таким образом, неудовлетворенные потребности – это третий слой. А что же лежит на самом дне нашего кувшина? Базисные стремления, отражающие переживания человеком себя. Их называют по разному: образ себя, восприятия себя, отношение к себе, заключение о самом себе, чаще самооценкой. Мне больше нравится это сложное и трудно передаваемое чувство называть чувством самоценности. Это чувство сильно влияет на жизнь человека. Так способные дети с низкой самооценкой учатся намного хуже, плохо ладят со сверстниками и учителями. Основа самоценности закладывается очень рано в первые годы жизни. О себе мы узнаем только из слов и отношения к нам близких людей. Если ребенка постоянно муштруют, «воспитывают», критикуют, ограничивают его свободные проявления, то ему достаточно трудно обрести веру с себя, осознать свою ценность. Если ребенка принимают, терпимо относятся к его « недостаткам», промахам, не ограничивают его интерес к жизни постоянными «нельзя, некрасиво, не трогай», поддерживают его маленькие успехи, внимательны к его переживаниям, то вероятность того что ребенок с достоинством скажет: Я –есть, я хороший, я любим, я могу. Эмоциональное переживание своей самоценности и веры в себя позволяет маленькому человеку, а в последствии и взрослому ощущать себя достойным и счастливым, дает силы реализовать свои способности и таланты, позволяет ему быть более успешным в социуме и лучше устанавливать взаимоотношения с другими людьми.
Статья составлена на основе материалов из всем известной книги Юлии Борисовны Гиппенрейтер, профессора МГУ им.М.Ломономова. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|