Психологическое сопровождение детей с ОВЗ

Современный социально-экономический этап развития общества предъявляет всё новые и новые требования к развитию и формированию личности, что ведет к существенным изменениям в функционировании важнейших институтов социализации, в числе которых находится система школьного образования.

Возникшая потребность изменений образования отражена в попытках реформы начального и основного общего образования, что выразилось в переходе к Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения, в основу которых положен системно-деятельностный подход. Это обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. В приложении к реализации задач образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с задержкой психического развития, возникает необходимость построения такой системы образования, которая могла бы обеспечить достижение и личностных результатов образовательной деятельности, что выражается в формировании ценностных ориентаций, индивидуально-личностных позиций, мотивов деятельности, в том числе и образовательной, развитие личностных качеств, обеспечивающих возможность дальнейшего развития и самоактуализации личности.

Психологические особенности детей с задержкой психического развития представляют собой не только недостаточное развитие когнитивных составляющих личности учащихся, но и зачастую не достаточный уровень мотивации обучения в школе. Кроме того, в большинстве своём дети, у которых диагностируется задержка психологического развития, обладают определёнными личностными особенностями, существенно затрудняющими межличностное взаимодействие в коллективе сверстников, в ситуации обучения, и процесс успешной социальной адаптации в целом.

Личностно-ориентированный подход в образовании детей с задержкой психического развития предполагает оказание индивидуальной помощи ребёнку на основе комплексного наблюдения за его развитием, знанием индивидуально-типологических, психофизических особенностей.

В ряде случаев наличие отклонений в психическом развитии может являться и последствием негативной семейной ситуации, особенностей стиля семейного воспитания, или же усугубляться ими, поэтому повышение актуального уровня развития ребёнка невозможно без комплексного психолого-педагогического сопровождения семьи. Последнее предполагает оказание консультативной, просветительской и коррекционной работы. Но в ряде случаев члены семей детей, у которых диагностируется задержка психического развития не обладают необходимым уровнем мотивации для участия в индивидуальных и групповых коррекционных мероприятиях, поэтому основной акцент в работе смещается на психокоррекционное сопровождение учащихся.

Целью данного сопровождения становится развитие не только социально-приемлемых качеств и способов поведения, но и переструктурирование дизадаптивных паттернов поведения, сформировавшихся под воздействием паталогизирующего стиля воспитания. Последнее становится возможным при использовании глубинных методов психотерапии.

Именно данные личностные особенности, патогенез которых недостаточно исследован и становятся основными мишенями психокоррекционного воздействия при реализации психолого-педагогического сопровождения.

 

 

Список использованных источников литературы

             1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Акатов. - М.: ВЛАДОС, 2003.

2. Бизюк А.П. Патопсихология: краткий курс в контексте общей и клинической психологии. Учебное пособие / Под. Ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2010. – 416 с.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 479 с

5. Выготский Л. Основы дефектологии: Учебник для вузов. - СПб.: Лань, 2003. - 656 с.

6. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для вузов. - М.: Книжный дом Университет: Высшая школа, 2002. - 400 с.

7. Голубева А.В. Социальная адаптация детей-инвалидов: воспитание и обучение детей-инвалидов. Социальная адаптация. Правовые вопросы социальной защиты детей-инвалидов. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 5. - С. 55-63.

8. Лебединская К.С. Клинические варианты задержки психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1980. №3 с.407-412.

9. Лубовский В. И. Задержка психического развития как психолого-педагогическая проблема. // Развитие младших школьников в норме и при отклонениях. - Иркутск, 1979. - С. 3-17

10. Марковская И. Ф. Клинико-нейропсихологическая характеристика задержки психического развития Дефектология. - 1977. - № 6. - С. 3-10.

 



Просмотров: 391
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности детей с задержкой психического развития
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Задержка психического развития у детей
  • Особенности социально – доверительных отношений у детей, с депривацией психического развития.
  • Особенности оказания психологической помощи подросткам с задержкой психического развития.
  • Основные направления коррекционной помощи детям с задержкой психического развития
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Задержка психического развития
  • Задержка психического развития (ЗПР).
  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • Задержка психического развития. С любовью и заботой.
  • Аутизм, гиперактивность, задержка психического развития-диагностика
  • Врач сказал - у вашего ребенка задержка психического развития.
  • Комплексный подход к преодолению задержки речевого развития у детей
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Важные аспекты социализации детей с ограниченными возможностя здоровья и детей-инвалидов
  • Задержка психического развития. Принимающие и не принимающие родители.
  • Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития
  • Секрет развития личности детей от 1 до 6 месяцев.
  • Свободная игра детей как средство социально-коммуникативного развития
  • О целях психотерапии и стадиях психического развития
  • Внедрение методов АРТ-ПЕДАГОГИКИ с целью развития детей раннего возраста
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Критерии гармоничного психического развития ребёнка от 1 года до 2 лет.
  • Критерии гармоничного психического развития ребёнка с рождения до года.
  • Консультирование родителей детей с особенностями развития
  • Родителям о задержке психического развития.
  • Уроборос как стадия психического развития
  • Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста
  • Повышение репродуктивного здоровья общества путём изучения, развития и практики перинатальной психологии в социальной работе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь