|
Родителям о задержке психического развития.Автор статьи: Титова Анна Вячеславовна
В последние годы у детей дошкольного и младше школьного возраста все чаще встречается диагноз ЗПР. Попробуем разобраться, что же скрывается за аббревиатурой ЗПР. ЗПР или Задержка психического развития – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставился только в дошкольном и младшем школьном возрасте. ЗПР может быть обусловлена разными причинами, воздействующими на плод во внутриутробный период, во время родов и после рождения ребенка, а также генетической предрасположенностью. Эти причины можно разделить на три группы: 1. Неблагоприятное течение беременности (болезни матери, токсикоз, токсикоплазмоз, интоксикации, резус-конфликт); 2. Патология родов (асфиксия новорожденного, травмы вследствие механического повреждения плода при родовспоможении); 3. Социальные факторы (педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком на ранних этапах развития (до 3-х лет) и на более поздних возрастных этапах, гиперопека родителей). Задержку психического развития подразделяют на 4 типа: Первый тип – ЗПР конституционального происхождения. Это психологический инфантилизм, при котором эмоционально-волевая сфера ребенка находиться на более ранней ступени развития. Такие дети часто несамостоятельны, для них характерна беспомощность, повышенная эмоциональность. Им сложно принимать самостоятельные решения, они зависимы от родителей. ЗПР такого типа сложно диагностировать, малыш с ней может вести себя весело и непосредственно, но при сравнении со сверстниками становиться видно, что он ведет себя младше своего возраста. Второй тип – ЗПР соматогенного происхождения. Задержка психического развития вызвана регулярными хроническими или инфекционными заболеваниями. В результате постоянных болезней, на фоне общей усталости, развитие психики также страдает и не развивается полноценно. Также ЗПР соматогенного типа у ребенка может вызвать гиперопека родителей. Усиленное родительское внимание не дает малышу самостоятельно развиваться, препятствует познанию ребенком окружающего мира. Третий тип – ЗПР психогенного (или неврогенного) происхождения. Такой тип задержки психического развития обусловлен социальными факторами. Если ребенком не занимаются и не обращают на него внимания, проявления агрессии в семье как к малышу, так и другим членам семьи, психика ребенка сразу же на это реагирует. Малыш становиться нерешительным, скованным, боязливым. Это явления гипоопеки: недостаточного внимания к ребенку. Четвертый тип – ЗПР церебрально-органического происхождения. Встречается чаще остальных. К сожалению, прогноз его наименее благоприятен. Связано это с тем, что такой тип ЗПР обусловлен органическими нарушениями нервной системы. И выражаются они в мозговой дисфункции различной степени. Такие дети отличаются слабостью проявления эмоций, бедностью воображения. Лучшим способом предотвращения задержки психического развития станут профилактика и своевременный диагноз. Диагноз, к сожалению, часто ставиться только к 5-6 годам – когда ребенку уже нужно идти в школу: тут-то и всплывают проблемы с обучением. Диагностирование ЗПР в раннем детстве действительно является проблематичным и поэтому необходимо внимательное наблюдение за развитием ребенка. Помимо того, что ребенка нужно периодически показывать невропатологу, не лишним будет лично изучить все нормы поведения малыша, присущие каждому возрастному этапу. Важно уделять ребенку внимание, заниматься с ним, разговаривать и поддерживать постоянный контакт. Одними из главнейших видов контакта будут телесно-эмоциональный и зрительный. Телесный контакт подразумевает такие нужные малышу ласки как поглаживания по головке, укачивания на руках. Не менее важен и контакт глаз: он снижает тревожность у ребенка, успокаивает и придает чувство защищенности. Родителей должно насторожить, если ребенок чем-то отличается от сверстников. Вот несколько признаков, по которым можно предположить проблемы в развитии ребенка:
Если вы заметили похожие признаки у своего ребенка, не спешите самостоятельно выставлять диагноз и решать проблему посредством обрывочных знаний из интернета и книг. Незамедлительно обращайтесь к специалистам для проведения полной психолого-педагогической диагностики. Помните, своевременно выставленный верный дифференцированный диагноз поможет вам и вашему ребенку получить своевременную квалифицированную помощь. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|