|
Школьная дезадаптация и образовательная кинезиологияАвтор статьи: Строкова Елена Валерьевна
Термин школьная дезадаптация (ШД) трактуют достаточно широко, включая в него нарушения поведения и общения, неуспеваемость,то есть круг психологических, педагогических, средовых проблем, возникающих впроцессе школьного обучения и приводящих в конечном итоге к нарушению процесса социального функционирования ребенка, что представляет собой существенную проблему, как для образования, так и для здравоохранения. Другими словами, ШД – это совокупность признаков нарушений приспособления ребенка/подростка к условиям обучения, не отвечающим «актуальному уровню» егоразвития, состоянию здоровья, природным способностям, либо тем и другим одновременно. Причинами ШД в настоящий момент считаются, как исключительно медицинские (интеллектуальное недоразвитие - умственная отсталость, пограничные формы интеллектуальной недостаточности, включая задержки психического развития церебрально-органического генеза; резидуально-органическая недостаточность ЦНС - при поступлении в школу были выявлены нарушения интеллектуальныхпредпосылок: внимания, памяти, работоспособности, в ряде случаев сочетающихся с нарушением поведения и невысокими показателями интеллектуально развития, не выходящими за рамки принятой норм), так и сочетанные медико-пихологические, психолого-педагогические и медико-социальные причины. К числу сочетанных можно отнести неравномерное развитие интеллектуальных функций (парциальные задержки развития), когда в процессе обучения констатировалисьтрудности в формировании определенных (специфических) школьных навыков (орфографии, чтения, счета), относительную возрастную незрелость психических функций,проявляющуюся свойственным более раннему возрасту индивидуально-социальнымповедением, несформированностью познавательного интереса и учебной мотивации, ограниченным кругозором и другими особенностями психического развития,не выходящими в целом за рамки нижних границ нормы. Психотерапевтическая групповая программа в формате тренинга рассчитана на 10 50-минутных занятий, один раз в неделю. В структуру тренингового занятия входят 10-минутные разминочные игры, направленные на сплочение группу, создание высокого эмоционального подъема, снятие межличностных барьеров и излишней напряженности. Основная часть занятия включает упражнения из образовательной кинезиологии, «гимнастики мозга», рассчитанные на стимуляцию межполушарных взаимодействий, ролевые игры для развития адаптивных вербальных и невербальных коммуникаций, функциональной тренировки поведения, решения конкретных задач данного занятия. Завершающая часть (10-15) подразумевает релаксационные упражнения с гетеро- или аутосуггестией, в конце занятия — ритуал прощания с фиксацией эмоционально положительного настроя. В психотерапевтическую группу включались дети с признаками школьной дезадаптации. Критерием исключения было тяжелое интеллектуальное недоразвитие — умственная отсталость, выраженные резидуально-органические поражения ГМ. В групповых занятиях принимали участие 14 детей в возрасте от 8-10 лет (младшие школьники), 6 мальчиков (43%), 8 девочек (57%). Дети были разделены на две группы по организационно-методическим причинам, дети в группах были сопоставимы по всем показателям, в связи с чем для удобства, анализ проводится без дифференциации. Из 14 детей, участвовавших в работе психотерапевтической группы, 7 (50%) имели те или иные психологические причины, провоцирующие симптомы ШД (трудности коммуникации, высокая тревожность, опасения школьных неудач, эмоциональная неустойчивость и пр., часть из них наблюдались неврологом с диагнозом ВСД с ведущей жалобой — головная боль напряжения (ГБН)), 3 детей (21,4%) имели диагноз СДВГ, с преобладанием дефицита внимания (по данным психодиагностического обследования), состояние 2-х детей (14,2%) укладывалось в рамки психовегетативного синдрома, 1 ребенок (7,1%) нуждался в психореабилитации по поводу фобического тревожного расстройства детского возраста, еще 1 ребенок (7,1%) наблюдался с РОПГМ с легким дефицитом когнитивных функций. Перед началом групповой работы ребенок консультировался врачом-психотерапевтом, проводилось психодиагностическое обследование или психодиагностическая беседа в контексте профилактического осмотра. Перед началом работы группы родителям предлагалась анкета, включающая ряд общих вопросов относительно семейной ситуации, особенностей стратегии воспитания, а также представлении родителей о личностных черта и трудностях ребенка. После завершения работы группы родителям предоставлялась вторая часть анкеты, с помощью которой можно было оценить динамику состояния ребенка. Результаты и обсуждение: полный курс групповых психотерапевтический занятий закончили 8 детей (57%) из 14. Остальные дети либо посещали нерегулярно, либо вовсе прекратили участие в группе по семейным обстоятельствам. В ходе анализа анкет родителей (по результатам тренинга) все родители отметили те или иные положительные изменения состояния своего ребенка. Чаще остальных отмечались такие перемены, как «ребенок более открытый, делится переживаниями со взрослым»; «стали менее выраженными «проблемы» ребенка» (страхи, плаксивость, застенчивость, в зависимости от исходного состояния), «стал лучше понимать свои и чужие эмоции и реакции», часть родителей отметила, что «поведение ребенка более упорядоченное», «улучшился фон настроения», «менее агрессивен. В некоторых случаях изменения в положительную сторону у ребенка стали отмечать другие (учителя в школе, врачи в поликлинике). Отмечаемые изменения благоприятно влияли на процесс школьной успеваемости в той или иной степени, дети демонстрировали большую степень концентрации внимания, расширение репертуара поведения в субъективно сложных ситуациях, что в целом снижало степень школьной дезадаптации, в некоторых случаях до полной ее редукции. Таким образом, разработанная программа имеет, в целом, высокую эффективность, однако, в силу ряда социальных и психологических факторов посещаемость оказалась ниже ожидаемой (80-120%). К социальным факторам относится, в первую очередь, убеждение родителей в необходимости сопровождения детей в поликлинику и трудности в связи с проведением групповых занятий в утренние часы. К психологическим факторам может быть отнесена недостаточная мотивация родителей в связи с безвозмездной формой участия в процессе, что ассоциируется с необязательностью, факультативностью процесса, хотя в момент включения в группы все родители высказывали высокую заинтересованность. Исходя из опыта внедрения групповой формы психотерапии в формате тренинга для детей с трудностями в обучении с использованием кинезиологических методик и «гимнастики мозга», можно говорить о целесообразности и уместности данного метода психореабилитации в условиях детской городской поликлиники. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|