|
Поговорим о гиперактивности начистоту?Автор статьи: Ирина Берестень
Итак, насколько давно появились данные о чересчур подвижных детях? Еще в конце IХХ века, а в 60-х годах ХХ века врачи определили состояние гиперактивности как ММД или минимальной мозговой дисфункцией. Сегодня в Международной классификации болезни гиперактивность носит название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», или СДВГ. В чем же состоит главное отличие здорового подвижного ребенка от ребенка с синдромом гиперактивности, у которого несколько притормозилось развитие зоны самоконтроля? Эти отличия знать очень важно, потому что сейчас всем активным детям «приклеивают» ярлык СДВГ, забывая о том, что есть еще детишки, с ярко выраженным холеричным темпераментом, и те, кто воспитан по типу кумира семьи. А это совсем не одно и то же! Так в чем же заключается колоссальная разница? НЕ относятся к гиперактивным те дети, у которых периоды бурной активности носят кратковременный характер, гнев или агрессию можно предотвратить. Они поддаются уговорам, у них вполне развиты навыки самоконтроля, их внимание можно переключить на более спокойную деятельность. Кроме того, в тех случаях, когда ребенок устает от бурной деятельности и САМ присаживается поиграть в более спокойные игры, или забирается на колени к родителям, чтобы отдохнуть, САМ засыпает, - синдром гиперактивности исключается! В случае СДВГ, чем больше ребенок устает, тем становится более агрессивным, плаксивым и неуправляемым в своей сверх активной деятельности. Внешне его поведение совершенно не меняется, потому что на самом деле устает и истощается его нервная система. Что делать? Жить по режиму. Других вариантов в этом случае нет. Для постановки диагноза СДВГ необходимо яркое проявление трех основных критериев:
- Неспособность длительной концентрации внимания на деталях. - отсутствие слухового восприятия, - поэтому чтение вслух, а также крики, нотации, длинные воспитательные речи – бесполезны. Ребенок «выключается» и уходит в себя. При этом вместо потока речи он слышит шум. Природа как будто специально позаботилась о том, чтобы он не слышал слишком частых окриков в свой адрес. - Неумение доводить начатое дело до конца и невозможность организации собственной деятельности. - Отказ от занятий, требующих продолжительного интеллектуального напряжения и длительной концентрации внимания. Если ребенок не хочет чем-то заниматься, наберитесь терпения и попробуйте его заинтересовать. Интерес – вот главный двигатель его развития. Произвольность, то есть, воля, когда - «Не хочу, но надо» - отсутствует, зато очень доминирует «Хочу и буду». Поэтому любое принуждение, особенно в первые дни школы, - занятие бессмысленное. А вот помощь и поддержка родителей ему ОЧЕНЬ пригодится. - Забывчивость – это его «конек», как яркое проявление нарушения концентрации внимания, поэтому просто будьте готовы к тому, что частые потери вещей, игрушек, телефона, ключей и пр., станут нормой. Вспомните ситуации, когда Вы положили куда-то свой телефон, ключи, очки и не помните куда именно. Торопитесь, ищите, ругаетесь или переживаете. Вспомнили? Так вот у гиперактивного ребенка такое поведение – норма. Потому что доминирует «полевое поведение», которое очень ярко проявляется у взрослых, впервые попавших в огромный супермаркет заграницей или на внезапную распродажу брендовых вещей. Что у вас в этот момент происходит с концентрацией внимания?
- суетливость ребенка, неумение заниматься каким-либо определенным делом и чрезмерная разговорчивость, ведь речь – это тоже показатель активности. - Бесцельность двигательной активности, что называется движением ради движения, поэтому спокойные игры – это не для него. НО в случае, если у ребенка проявляется интерес к чему-то, он будет вести себя совершенно по-другому.
- Ребенок торопится ответить на вопрос, не задумываясь, не дослушав его до конца. - Не умеет сдерживаться и дожидаться своей очереди, выкрикивает, перебивает, вступает в конфликты, не может усидеть на месте. Ему проще ударить кого-то, чем объяснить, что им двигало в эту минуту. Приведу пример из собственной психологической практики. Мальчику 7,5 лет, официальный диагноз СДВГ, с ярко выраженной симптоматикой: агрессивен и дома, и в школе, теряет вещи бесконечно, не запоминает, не слышит, не слушается и все время в движении. Даже когда сидит за столом, пинает ножку стола, стучит ложкой, болтает ногами и бесконечно говорит. Родители в нервном истощении. Моя задача была понять, в чем может проявиться его интерес, и я дарю ему небольшую коробочку с пазлами. Он высыпает все на пол, смотрит на картинку, просит показать, что надо сделать. Полчаса тишины (!!!) и картинка готова. Ребенок молчит и не бегает целых полчаса! Для родителей – это удивительное время тишины. В следующий раз приношу ему небольшую коробочку с конструктором «Лего», который заинтересовал его больше, чем пазлы. Показала ему схему сборки небольшого кораблика. Начали собирать вместе. Очень быстро собрал, поиграл, разрушил, опять собрал, стал делать что-то свое. При этом (!!!) не бегал, не прыгал, спокойно сидел и собирал. Только говорил много и быстро, комментируя каждое действие. После фразы сына: ««Лего» мне нравится больше», - папа схватил его в охапку, и они поехали в «Детский мир». На следующий день, в воскресенье, мама прислала мне видео, где мальчик сидел и вместе с папой собирал огромный корабль из конструктора. При этом в сложной схеме ребенок разобрался сам. Видео сопровождалось словами: «Ирина, это нормально, что уже 2 часа (!!!) он, не отвлекаясь, собирает корабль?». К чему это я? А к тому, что если заниматься гиперактивным ребенком, расширять круг его интересов, пробовать ВМЕСТЕ с ним, то можно добиться многих результатов. Кстати, начальную школу мальчик закончил на «отлично» с одной 4, а занимаясь борьбой, - получил несколько наград, и тренер его очень хвалит. И как рекомендация. Для того чтобы ребенок вошел в процесс обучения, ему необходим специалист, который владеет навыками работы с гиперактивными детьми, а точнее, - детский нейропсихолог или клинический психолог. Помогите своему ребенку, кроме вас этого не сделает никто, не давайте сделать из него аутсайдера. Будьте готовы к массовым протестам родителей и в детском саду, и в школе. Их тоже можно понять, один гиперактивный ребенок может не давать учиться всем детям. Что делать? Ни в коем случае не отчаиваться и вспомнить о законе инклюзивного образования в России. Пересказывать закон не буду, прочитаете сами, а вот о тьюторстве немного расскажу. Ребенка, отличающегося от остальных детей, для его комфорта, безопасности (школьный моббинг и буллинг – это то, что будет пострашнее плохих отметок) и, главное, возможности осваивать общеобразовательную программу, необходимо сопровождение специалиста – тьютора. Он сопровождает ребенка, как в саду, так и в школе, помогает не только его адаптации в группе, в учебном процессе, но и ОБЯЗАТЕЛЬНО составляет индивидуальный план занятий! ОБЯЗАТЕЛЬНО! При этом необходимо провести четкую границу понимания, - тьютор НЕ является учителем или нянькой. Это специалист, СОПРОВОЖДАЮЩИЙ вашего ребенка. Иначе, очень скоро вам, лучшие родители, будут рассказывать о том, что ваш малыш с СДВГ не способен освоить школьную программу в силу своих умственных неспособностей. А это совсем не так! И если знать особенности развития его познавательных процессов, то можно понять, почему он стал отставать от других. Помните, что у вашего ребенка проблема с концентрацией внимания, самоконтролем и дисциплиной? Чтобы понять, что это такое, предлагаю перед собой положить художественную книгу, глянцевый журнал, задачник, поваренную книгу, включить ТВ, видеоролик и позвонить своему коллеге по работе, чтобы узнать какую-то важную информацию по работе. Готовы? А теперь в течение 40 минут уделяйте по 3 минуты каждому источнику информации, не забывая при этом дрыгать ногами, вскакивать с места, отвлекаться на любой шум за окном, быть в теме телефонного разговора и прочее. Что у вас будет в сухом остатке? Ничего. А через неделю? И кстати, попросите кого-то из домашних каждый раз ругать Вас и говорить, что Вы ни к чему не приспособлены! Как настроение после такого эксперимента? А что Вы думаете о своих умственных способностях? О памяти, например? А ведь требуемая информация не усвоилась из-за рассеянного и блуждающего внимания и из-за «полевого поведения», а не из-за низкого уровня IQ или умственной неспособности. Именно поэтому гиперактивному ребенку в школе с инклюзивным образованием тьютор жизненно необходим. Занимаясь по индивидуальному плану, он не будет так сильно отставать от всех остальных, а в чем-то покажет себя с лучшей стороны. Главное, сопровождающего в процессе обучения выбрать верно. Это должен быть именно специалист, который владеет знаниями об особенностях ребенка и сможет быть с ним «на одной волне». Что еще необходимо знать о своем ребенке с синдромом СДВГ?
Отношения должны быть доверительными. Это обязательно. Кричать бесполезно, потому что слух «выключается». Труднейшая задача – выдержать границу между двумя крайностями, - режимом дня, независимо от дня недели и вседозволенностью, потому что отсутствие четких границ ребенка пугают, он начинает теряться и чувствует себя беззащитным. И, понятно, что как количество запретов, так и количество ограничений следует свести к разумному минимуму.
Главное, помните, что вид спорта должен быть ребенку интересен. Поэтому обязательно спросите, - в какой секции он хотел бы остаться? Интерес к деятельности – вот, что сделает ребенка спокойным, увлеченным, дисциплинированным. Вам лишь останется помочь ему в выборе. И! Помните о том, что по его внешнему виду невозможно понять, насколько он устал. Поэтому, повторюсь, соблюдение режима дня: время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку. Кстати, что касается еды, - если ребенок переутомился, он может отказываться от приема пищи. Не надо заставлять его есть через силу. От этого ему будет только хуже.
Наберитесь терпения, лучшие родители, и все у вас получится!
Что почитать по данной теме? Список литературы:
P.S. Впервые статья опубликована в книге "Адаптация лучших родителей к школе", которая опубликована в Интернет-магазинах под моим псевдонимом - Психолог Ирина Кураж.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|