|
Закономерные возрастные кризисы взрослогоАвтор статьи: Марк Сухорученков
Сейчас очень часто можно услышать слово кризис, применительно к самым разным аспектам жизни. Кризис означает резкий, «крутой» перелом в чем-либо. Применительно к человеку кризис – это невозможность жить, так как раньше. В человеческой жизни случаются кризисы нормативные и не нормативные. Ненормативные кризисы случаются из-за сильного внешнего воздействия: психологическая травма, потеря близкого человека, серьезная болезнь и т.п. Нормативные это такие кризисы, которые случаются в жизни практически каждого человека. Действительно, даже в самых идеальных условиях человеческого существования человек обречен на кризисы, которые предопределены закономерностями его развития. Современная психология утверждает, что человек развивается всю свою жизнь от рождения до смерти, соответственно нормативные кризисы, кризисы развития, случаются с ним на протяжении всей его жизни. Сначала надо сказать что развитие – это процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. Развитие происходит неравномерно, в одни периоды своей жизни человек развивается постепенно, накапливая свои умения, возможности, в другие происходит резкое, скачкообразное развитие, переводящее человека на качественно иной уровень. Такому развитию предшествует именно кризис. Эрик Эриксон говорил о кризисе как о поворотном моменте развития, из которого человек может выйти, как более адаптированным и сильным, включив в Эго (в свое я) новое позитивное качество, так и ослабленным и с негативным компонентом эго. Выготский утверждал, что человек развиваясь исключительно внутри человеческого общества, постепенно накапливает такие новые качества, которые входят в острый конфликт с окружением и требуют пересмотра его «социальной ситуации развития», случается кризис и перестройка всех отношений человека, в котором происходит смена задач развития и, как показали ученики Выготского ведущей деятельности. Сильнее всего человек развивается в детстве и юности. Самая частая смена периодов развития и самое большое количество кризисов приходится именно на детство и юность. Но, поскольку развитие, изменение сопровождает человека всю его жизнь взрослый человек так же проходит сквозь нормативные кризисы развития. Относительно взрослых кризисов у психологов существует некоторые разночтения. Если в детстве и юности можно достаточно точно говорить о количестве кризисов, времени их наступления, их содержании, то у взрослых людей время наступления кризисов более размыто, содержание более варьирует в зависимости от конкретных жизненных условий. Актуальнейшей задачей современной психологии является установление закономерностей кризисов развития взрослого человека. Одну из самых интересных научных попыток описать кризисы взрослого предпринял Бернард Ливехуд. Его классификация возрастных кризисов наиболее полна и разработана. Самый первый взрослый кризис наступает в 17-22 года, кризис «вступления в раннюю зрелость». Завершается юность и начинается молодость. Молодой человек отделяется от родителей (даже если продолжает жить совместно с ними). Он ищет свое место во взрослом мире. Задачами этого кризиса являются найти партнера по жизни, начально обустроить собственное жилье, войти в первую фазу профессиональной жизни. В молодой семье двое формируют свой собственный стиль семейной жизни. В работе молодой сотрудник расширяет свой профессиональный кругозор пробуя новое. Следующий кризис, кризис первого «подведения жизненных итогов» приходит в 30 лет. С одной стороны человек на вершине своих творческих сил, он развил в своем характере уверенность, жизнь у него в руках, но ситуация кризиса требует от него снова меняться, находить новые смыслы своей жизни. Проходит первое переосмысление и проверка на правильность профессия, карьера, семья. Этот кризис может сопровождается высоким или умеренным стрессом, и даже чувством утраты жизни и давления времени, находит разрешение в стремлении изменить жизнь «пока не поздно» и часто выражается в смене профессии, разводе, кардинальном изменении мировоззрения и жизненной философии. В 40-45 лет происходит кризис середины жизни, общеизвестный кризис. Перед человеком разворачиваются задачи создания новой жизненной структуры в новом пространстве построения временной перспективы. По-другому, этот возраст называют «освобождения от иллюзий» и обращения к реальности. Главные факторы, приводящие к этому кризису: убывание физических сил и возможностей, привлекательности, смерть родителей, уход из дома вырастающих детей. В это время человек подвержен сомнениям, отсутствием ориентиров, склонностью к принятию иллюзорных решений. Человек как бы борется с внутренней пустотой: он потерял старую почву под ногами, а новую еще не обрел. Он находится на распутье и его выбор определяет всю оставшуюся часть жизни. Человек выбирает то, чем он будет заниматься в старости, как он ее встретит, кто будет рядом с ним в этот момент. Кризис предпенсионного возраста происходит в 50-55 лет. Человека пугает изменение социального статуса. Осознается и принимается ухудшение здоровья и старение тела. В 65 лет (по Ливехуду), а я бы, исходя из российской действительности, сказал 55-65 лет, наступает кризис прекращения активной профессиональной деятельности и выхода на пенсию. В это время человек окончательно принимает конечность своей жизни, и обретает большую свободу в предпочтениях, творчестве, любви. Кризис – трудное, но необходимое время для человека. Кризисы бывают абсолютно у всех людей, но их течение, субъективное переживание, сложность для каждого своя: кому-то они даются легче, кому-то сложнее. Один кризис может проживаться очень болезненно, другой совсем легко. Есть общая закономерность. Во время каждого кризиса человек решает определенные проблемы, поставленные перед ним его жизнью. И какие-то проблемы можно решить не до конца, какие-то и вовсе не решить, и тогда следующий кризис будет гораздо более жестким, сами условия в которых окажется человек в этом кризисе будут более жесткими, рамочными. В кризис человек становится очень чувствительным к помощи, он начинает прислушиваться к мнению окружающих, читать специальную и популярную литературу, искать какие-то новые смыслы и даже знаки в происходящем вокруг него. Помощь, которую можно оказать человеку, различна на различных этапах. Вначале ему важно знать, что то, что происходит с ним – это нормально, это правильно, это необходимое условие дальнейшей жизни, которая должна теперь хоть в чем-то измениться, стать немного другой. И эта другая новая жизнь может быть ничуть не хуже чем нынешней. Не стоит изолировать человека в кризисе от переживаний, от внутреннего душевного дискомфорта, может быть даже боли. Человеку надо прожить эти чувства. Но можно ему помочь в этом, сопереживая, сопровождая его в этих переживаниях. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|