|
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Мы вместе"Автор статьи: Белоус Вера Федоровна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Мы вместе» для 5 классов
педагога-психолога Чернодуб Веры Федоровны
1. Пояснительная записка Программа по внеурочной деятельности «Мы вместе» для 5 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011). Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
1.1 Актуальность программы Происходящие изменения в системе образования: появление новых стандартов образовательных программ, расширение списка компетентностей, которыми должны обладать участники образовательного процесса, «возвращение» и усиление ценности индивидуального подхода к обучающимся и привития им личностной ценности изучаемого материала, - все это задает и расширяет новые поля деятельности образовательного учреждения. Активно разрабатываются, финансируются и внедряются в практику инновационные проекты, служащие узким целям формирования и развития того или иного направления работы с детьми. Наблюдения за пятиклассниками в период протекания процесса адаптации показали, что главная проблема, с которой сталкиваются дети, заключается не столько в усложнении учебного материала и увеличении числа предметов, сколько в отсутствии групповой сплоченности и благоприятного психологического климата в коллективе. Обучаясь в начальной школе и привыкнув к «командному голосу» классного руководителя, дети совершают действия по инструкции «Не трогай Машу», «Сиди тихо», «Не разговаривай с соседом» и т.д. Когда же они переходят в среднее звено, «командный голос» одного учителя исчезает и появляется несколько совершенно независимых друг от друга, непохожих, учителей, каждый из которых со своими требованиями, чертами характера, стилем ведения урока и т.д. В результате дети «теряются» в потоке этих «разностей». Самое время – объединиться и вместе изучать новых учителей и подстраиваться, вырабатывать командные решения, однако дети не обучены этому. К сожалению, до сих пор главная цель, которую ставят перед собой учителя начального звена, - дать базу знаний, научить конкретным учебным действиям (читать, писать, считать), в то время как вопросу формирования групповой сплоченности уделяется мало внимания. В связи с этим принято решение о введении кружка «Мы вместе» в рамках внеурочной деятельности. 1.2.Цель программы: сплочение детского коллектива, формирование благоприятного психологического климата в нем. Задачи: - организация условий самопознания учащихся в процессе работы в парах, телесно-ориентированных упражнений, проигрывания ролевых взаимодействий; - исследование собственных моделей поведения в различных ситуациях, в том числе в кризисных и связанных с выработкой совместного решения; - раскрытие творческого потенциала учащихся посредством работы с внутренними ресурсами; - создание условий для успешной самопрезентации в группе (классе); - исследование степени сплоченности классного коллектива посредством периодически выполняемых диагностических техник развития группы; - формирование ответственного отношения за развитие классного коллектива как группы; - формирование позиции наблюдателя (исследователя) в отношении других участников группы, познание их модели поведения в различных ситуациях; - формирование ситуации успеха, стремления презентовать свою группу на фоне других классных групп в параллели и проявлять чувство сопричастности целям и деятельности своей группы. 1.3 Системно - деятельностный подход В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
1.4 Метапредметные связи программы внеурочной деятельности Программа внеурочной деятельности «Мы вместе» носит комплексный характер, что отражено в метапредметных связях с такими учебными дисциплинами как: физическая культура, технология, музыка, изобразительное искусство. Таблица №1 Метапредметные связи программы «Мы вместе»
2. Планируемые результаты освоения программы «Мы вместе» Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - являются следующие универсальные учебные действия (УУД). 2.1. Регулятивные УУД:
2.2 Познавательные УУД:
2.3 Коммуникативные УУД:
2.4 Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
3.Основные направления содержания программы 1. Снятие психического напряжения. Данное направление обусловлено естественными причинами: внеурочная деятельность у пятиклассников в расписании значится 8-м уроком. 2. Ролевые подвижные игры. Имеют направленность формирования групповой сплоченности посредством объединения детей задачами общей деятельности. 3. Упражнения в парах из области телесно-ориентированной терапии. Объясняется значимостью установления контакта со своим телом, «обостряющейся» в подростковом возрасте. С использованием элементов обучающей программы М.Ю. Батраковой «Основы телесно-ориентированной психотерапии». 4. Элементы арт-терапии в форме отдельных арт-техник изотерапевтической направленности. Выбор данных элементов обусловлен высоким потенциалом арт-терапии в раскрытии творческих ресурсов и самопознании подростков. С использованием элементов обучающей программы Н.В. Балабановой «Арт-терапия в психологической практике». 3.1 Учебно - тематический план
3.2 Содержание процесса внеурочной деятельности Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням. Отслеживание динамики развития группы (класса) осуществляется посредством систематически проводимых диагностических техник: «Газета». «Дерево», «Групповая фреска», «Мой класс»», «Большая семейная фотография», презентация своего класса.
4. Указание времени и формы организации программы Программа внеурочной деятельности «Мы вместе» предназначена для обучающихся 5 классов, с учётом реализации её педагогами-психологами основной школы. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю в 5 классах. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья. Для реализации этой программы педагогу-психологу необходимо пройти дополнительное обучение по основам арт-терапии в психологической практике (в частности, изотерапии), а также обучение по основам телесно-ориентированного тренинга (работа в парах на установление контакта и взаимодействие, отслеживание стратегий поведения). 4.1 Формы организации внеурочной деятельности «Мы вместе»
Кружок – форма добровольного объединения детей. Функции: ü расширение, углубление, компенсация предметных знаний; ü приобщение детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; ü расширения коммуникативного опыта; ü организации детского досуга и отдыха. Форма выражения итога, результата: презентация собственного класса «Это МЫ!» - мероприятие в параллели 5-х классов Принципы организации работы кружка: ü всесторонности ü сознательности и активности ü постепенности ü повторяемости ü наглядности ü индивидуализации Занятия по данной деятельности должны носить регулярный характер. Занятия включают в себя следующие методы обучения: — словесный (рассказ, объяснение, беседа, диалог в парах и т. д.) — наглядность (видеофильмы, м/ф, музыкотерапия и т. д.) — методы практических упражнений (разминка по снятию психического напряжения, упражнения телесно-ориентированного тренинга, арт-техники, подвижные игры)
4.2 Формы учета для контроля и оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
Социально одобряемая модель поведения может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов в игровой форме. Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности будет происходить в ходе общешкольного мероприятия в параллели 5-х классов – презентация собственного класса «Это МЫ!». С выставлением баллов за содержательность, красочность и эмоциональную сопричастность выступающих. С процедурой награждения победителей. Изначально – победители все классы, каждый, кто научился конструктивно взаимодействовать вместе друг с другом. Подобная организация учета компетенции для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. Программа рассчитана на 34 часа – 1 раз в неделю.
5. Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности
6. Список используемой литературы для составления программы 1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе – М., 2008. 2. Амельков, А.А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А.А. Амельков. – Мозырь: Содействие, 2006. 3. Анализ социально-психологического климата в детском коллективеДошкольное образование - №11, 2011. 4. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение.- 2009. 5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. 6. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная деятельность и воспитание дошкольников. - М., 2007. 7. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. 8. Детская практическая психология: Учебник/ Под ред. Т. П. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2010. 9. Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования. - М., 2008. 10. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М., 2010. 11. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению: Характер, коммуникабельность: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2007. 12. Коломинский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей. //Дошкольное воспитание.- 1986. 13. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. - М.: Институт практической психологии. - Воронеж: Модэк, 2007. 14. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., Педагогика, 2006. 15. Межличностное восприятие в группе /Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М., 2010. 16. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. 17. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. — М., 2008. 18. Основы конструктивного общения / сост. Т.Г. Григорьева и Т.П. Усольцева. - М., Новосибирск, 2007. 19. Отношения между сверстниками в группах детского сада. /Под ред. Репиной Т.А.- М.: Педагогика.- 2008. 20. Павленко Т. Развитие общения со сверстниками у детей младшего дошкольного возраста// Детский сад от А до Я. – 2005. - № 5. – С. 88-94. 21. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2006. 22. Репина Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. – М.: Педагогика, 2008. 23. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками – М.: Педагогика, 2009. 24. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии - М.: Международная педагогическая академия, 2008. 25. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М Диагностика межличностных отношений дошкольников. Межличностные отношения дошкольников – М., 2010. 26. Социальная психология / под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. - М., 2008. 27. Социальная психология малой группы /под ред. Р.Л.Кричевского и Е.М.Дубовской - М., 2011. 28. Холмогорова В. Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада: психологическая методика «Школа добрых волшебников» - М. : Чистые пруды, 2007. 29. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., Просвещение, 2009. 30. Якобсон С.Г. Дошкольник: Психология и педагогика возраста: Методическое пособие для воспитателя детского сада/ С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. – М.: Дрофа, 2006.
7. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|