|
О профанации как механизме психологической защитыАвтор статьи: Леонид Огороднов
Обычно под профанацией понимают опошление чего-либо в виду невежества, но мне хотелось бы рассмотреть профанацию как механизм психологической защиты. Для этого нужно обратиться к изначальному значению слова. Слово «профанация» происходит от лат «profanatio» - осквернение святыни. В отличие от святотатства, осквернение производится не обязательно действием, а в отличие от богохульства — это не обязательно прямое оскорбление божества. Профанация переводит некое явление из области сакрального (священного) в область профанного (обыденного). Соотношение профанного и сакрального подробно разобраны в трудах антропологов, в частности, Э. Дюркгеймом и М. Элиаде. Обобщая, можно сказать, что сакральное - это все, что относится к святости (человек, место, предмет, текст, знание и т. д.), а профанное - это все то, что лишено такого отношения. В этом смысле можно, например, сказать, что научное знание есть профанация религиозного знания или опыта, не обесценивая при этом достижений науки. (Есть и обратный процесс - сакрализация обыденного знания, например, научных открытий, но это тема отдельной статьи). Пространственно соотношение между сакральным и профанным можно представить себе как территорию, соответственно, внутри и вне храма. Еще одной, мифологической, метафорой может служить модель героического путешествия: герой стартует из привычного мира в «потусторонний» мир, где проходит инициацию и возвращается с дарами, необходимыми в повседневной жизни. В крайних своих проявлениях профанация может выступать как иерофобия (навязчивый страх перед всем, имеющим отношение к религии, она же агиофобия) или как агрессия по отношению ко всему сакральному. Рядоположенное явление описывал В.Франкл: Человек нередко более религиозен, чем он подозревает. Часто эта подсознательная вера выступает как вытесненная религиозность; с не меньшим правом, однако, ее можно назвать стыдливой религиозностью. Ведь сегодняшний интеллектуал, воспитанный в традициях натурализма, натуралистического образа мира и человека, склонен стыдиться своих религиозных чувств. В психологической практике профанация в роли механизма психологической защиты выступает довольно часто. Клиент вербально и невербально демонстрирует не-ценность для него психического содержания, выводящего его за границы обыденного опыта и сопротивляется всякой трансценденции. Как механизм психологической защиты профанация родственна вытеснению, рационализации, интеллектуализации и обесцениванию, и имеет своей целью нейтрализовать негативно окрашенный аффект, чаще всего, страх. Кроме того, профанация позволяет установить границу между профанным и сакральным, ограничить вмешательство сакрального в повседневную жизнь и тем самым обрести чувство контроля над сакральным. Поскольку сакральное по сути своей не может быть познано, его профанация позволяет уменьшить неопределенность, возникающую при соприкосновении с ним.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|