|
Сакрализация как механизм психологической защитыАвтор статьи: Леонид Огороднов
Около года назад я написал пост – заметку о профанации как механизме психологической защиты, переводящем некое явление из области сакрального (священного) в область профанного (обыденного): http://www.psyoffice.ru/article/profanatio/ Если профанация служит цели избавления от страха, вызванного соприкосновением с трансцендентной (духовной, архетипической) ролью, то сакрализация позволяет избавиться от скуки, пустоты и тревоги, которые возникают, если человек оказывается в механистическом мире, лишенном сакрального содержания. Структуру «сотворения кумира» я полагаю такой: 1. Замена священного артефактом (напр., евреи подменяют Бога золотым тельцом); 2. Приписывание ему свойств Бога (всесилие, всеведение, вездесущность и проч.), это когнитивная составляющая; 3. Чувства ужаса и/или восторга, эмоциональный аспект; 4. Поклонение в какой-либо форме, поведенческий аспект. В агиодраме сакрализация становится явной, когда трансцендентная роль протагониста оказывается «склеенной» с психологической ролью. Чаще всего в этом случае сакрализируютсмя родственники. Еще о профанации и сакрализации Пришел к выводу, что эти два механизма психологической защиты (профанация священного и обожествление обыденного) могут действовать одновременно. Во всяком случае, именно это происходит всякий раз, когда протагонист в агиодраме проецирует на Бога черты своих родственников: таким образом, он профанирует Бога и сакрализирует человека. Следующий пример я уже приводил в своей книге об агиодраме, но в другом контексте. Постановка жития св. Евстафия Плакиды растянулась на две сессии, поскольку протагонистка не могла войти в роль и обратиться к Христу, представшему Евстафию в образе Оленя. Мы вышли из сценария и поработали с этим сопротивлением. Оказалось, что Олень жестко ассоциировался у протагонистки с бабушкой, которая посвящала маленькую девочку в постыдные семейные тайны и запрещала говорить об этом с кем бы то ни было. Другими словами, на ребенка возлагалась непосильная ноша, связанная со стыдом, а попытки избавиться от этой ноши наказывались виной. Олень в драме вел себя так же, поэтому помощи в затруднительных ситуациях ожидать от него не приходилось. После того как мы развели «склеенные» роли Оленя - Христа (трансцендентная роль Помощника) и Бабушки (психологическая роль Манипулятора), вторая часть агиодрамы, по словам протагонистки, была «очень гладкая, ресурсная, жизнеутверждающая». Из примера видно, как на бессознательном уровне одновременно действуют оба механизма психологической защиты, профанация и сакрализация: Христос уподобляется манипулирующей бабушке, бабушке присваиваются божественные свойства – всемогущество и всеведение. В результате от Христа невозможно агиодраматическому Ефстафию невозможно принять свою миссию и помощь в ее осуществлении, а манипуляциям бабушки невозможно противостоять в виду «неизбежного» наказания. Соответственно, для восстановления (а если уйти от данного примера, то в некоторых случаях – и для обретения) способности принимать помощь от Бога и противостоять манипуляциям окружающих необходимо разведение трансцендентных и психологических ролей: Богу – богово, бабушке – бабушкино. Сакрализация собственного Я, то есть сознательное или бессознательное приписывание себе качеств и свойств Бога, встречается не только в агиодраме, но и в психотерапии вообще. Ее нужно отличать от всемогущего контроля, который, при внешней схожести, не предполагает вхождения в трансцендентную роль. Приведу два примера, один библейский (Лк. 9: 51-56), другой агиодраматический, которые демонстрируют отличие этих двух механизмов психологической защиты.
В библейском эпизоде не наблюдается ни всемогущего контроля (поскольку предполагается, что по молитве апостолов огонь с неба действительно может сойти), ни сакрализации Эго (поскольку ученики Христовы спрашивают Его волю). В сходном по структуре агиодраматическом примере всемогущий контроль и сакрализация действуют одновременно. Контроль состоит в том, что мальчик не сомневается в собственной способности влиять на климат. Сакрализация Эго проявляет себя в том, что он присваивает себе божественное право распоряжаться жизнью людей, и делает это ради исполнения ложно понимаемого промысла Божьего. Поскольку это была исследовательская, а не психотерапевтическая группа (задачей было раскрытие смысла апостольского служения), обмен ролями не производился. В терапевтической группе применение этой техники позволило бы выяснить, насколько генерализованными являются всемогущий контроль и сакрализация. Если бы мальчик, поменявшись ролями с одним из апостолов, сам сказал, что Андрей неверно понимает задачи апостольства, это можно было бы считать локальным терапевтическим успехом. В религиозном опыте сакрализация Эго как психологический механизм действует всегда, когда человек впадает в прелесть, касающуюся его представлений о собственной святости. Впрочем, по словам Игнатия Брянчанинова, «величайшая прелесть — признавать себя свободным от прелести».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|