Групповой психоанализ - они или мы?

Большинство всех проблем касаются человеческих отношений, и только в общении мы можем научиться разрешать эти проблемы. 

Нарциссизм и социальность

Человек социален по своей сути, мы находимся в сложных переплетениях социальных взаимодействий и связей. Являясь социальным, в то же самое время человек уникален и не заместим, психологический подход предполагает, что индивид не менее значим, чем коллектив, что соответствует классической максиме «человек – мера всех вещей». Проблема состоит в разрешении конфликта нарциссизма и социальности. 

У нас есть потребность как реализации себя, так и в отношениях. Каждый человек решает дилемму - быть принятым, быть приятным людям, вписаться во внешние обстоятельства и ситуации, при этом сохранить уникальность, не утратить свою индивидуальность, т.е. быть аутентичным самому себе. В этом вся проблема: как быть собой и быть в отношениях. Разрешить эту дилемму не так просто.

Мы социальны, мы стремимся к контактам, к взаимодействиям, мы хотим чувствовать себя причастными к группам, сообществам. Достаточно подумать о том, какой жизненной драмой становится для человека невозможность обрести семью, людей, близких по духу, среди которых можно почувствовать себя принятым, с кем можно разделить переживания и чувства, глубже осознать ценность прожитого опыта. Связанность с другим есть самая суть человека, и отделенность от других людей – одно из самых болезненных переживаний.

Жизнь состоит из противоречия между нашим потенциалом и диктуемыми окружающей средой правилами, по которым нужно жить и строить отношения. В процессе социального становления человек сталкивается с массой противоречий, происходящее в реальности и его личные смыслы могут не совпадать. Реальность может казаться невыносимой, правда о себе и своей жизни может противоречить представлению о желанном, о должном, о добре, об идеалах. И это субъективное переживание человеком невыносимости реальности, неприемлемости некоей правды о себе и своей жизни заставляет человека бежать от реальности и от отношений в одиночество, в неврозы, в болезни, в скептицизм и разочарованность.

Конфликт нарциссизма и социальности можно разрешить только посредством человеческого общения. Групповая аналитическая психотерапия предоставляет безопасное пространство для глубокого общения и самопознания через взаимодействие с другими людьми. Через общение в этом безопасном пространстве каждый участник группы может многое понять о себе и о других, понять, как освободиться из плена мышления, пронизанного собственным «Я», в то же время не задавливать собственные аутентичные переживания, не подавляя самих себя, научиться выражать аффекты, быть спонтанными, не разрушая других людей и ситуации. 

Мы тренируем тело в спортзале, так как понимаем, что нетренированное тело не справится с нагрузками и не сможет реализовать свои задатки, также и нашей психике нужны тренировки, чтобы суметь справиться со сложными жизненными задачами, - переживания, возможность развивать и выражать аффекты, эмоциональные связи и обмены с другими людьми. Чтобы реализовать эти задачи развития нам нужны поддерживающее окружение и безопасное пространство. Это предоставляет групповой психоанализ. 

Цель групповой психоаналитической работы – помочь участникам выявить погребенные собственные аутентичные стремления и аффекты, при этом не разрушая связей с другими людьми, а напротив, создавая удовлетворительные связи с группой в целом, с ведущим и с каждым участником в отдельности. Важно научиться переживать события и взаимодействия с людьми без замысловатых концептуализаций (абстрагирование и уход) или безосновательного осуждения (агрессия и обесценивание). 

Человеческие переживания диалогичны по своей сути, они всегда адресованы кому-то, и в анализе можно обнаружить адресат этих переживаний. Чтобы понять себя, нам нужен кто-то, нам нужен диалог. Групповая психоаналитическая терапия дает человеку возможность вынести вовне эти внутренние диалоги, выразить себя, получить обратную связь, опробовать более открытые способы взаимодействия. Это возможность приобрести новый более аутентичный опыт общения с другими людьми. Только лишь глубокое человеческое общение способно разорвать круг индивидуально неразрешимых внутренних конфликтов, раздирающих человека. 

Групповой психоанализ - это форма групповой психотерапии, в которой используются идеи, принципы и методы психоанализа, он возник в результате взаимодействия психоанализа и социальной психологии. Этот вид психотерапевтической работы предполагает регулярные встречи группы людей под руководством ведущего группы – психотерапевта. Таким образом создается безопасное пространство для общения этих людей, цель которого решить психологические проблемы и трудности, внутренние конфликты, научиться строить доверительные и открытые отношения, понять себя и других. 

Семейные истории

Первая группа, в которой мы получаем опыт отношений, это семья, родительская пара. Первые контакты с матерью и семейным окружением имеют глубочайшее значение для последующего развития человека. Каждый человек строит свое взаимодействие с людьми в соответствии с внутренними образами своих родителей, которые сформировались у него еще в раннем детстве. И, естественно, придя на группу, человек привносит эти образы родителей (репрезентации), и строит свое общение исходя из этих внутренних репрезентаций. Многие проблемы в жизни человека, связанные как с общением, так и с недостаточным функционированием, являются следствием ранних эмоциональных разочарований в семье. 

Большинство людей, вступающих в психотерапевтические группы, имеют за плечами неудовлетворительный опыт в своих первых и наиболее важных группах – в родительских семьях. К счастью, необязательно получать второе детство, чтобы исцелить это. Аналитическая группа – это метафора семьи. В пространстве групповой работы актуализируются и прорабатываются травмы прошлого, у каждого участника есть возможность снова пережить какие-то моменты своей жизни, восприняв их по-новому, разделить с группой переживания, переработать и смягчить боль, которая не дает двигаться в отношения. В итоге, меняется Ваше отношение к самому себе, к своей жизни, что является ключом для положительных перемен в жизни. 

Каждый участник приносит в группу свою семейную историю, свою жизненную драму. И вместо открытых отношений, вместо реального предъявления себя и реального движения навстречу друг другу участники начинают проигрывать некие сюжеты, в которых существуют предопределенные роли, общаются, исходя из непережитых, непереваренных детских переживаний, эмоций, обид, основываясь на глубоко вытесненных установках о своей самонедостаточности. 

Для обретения человеком состояния целостности и уверенности очень важно, чтобы был сформирован позитивный бессознательный образ родительской пары. Когда этот образ хорошего внутреннего объекта установлен, тогда есть возможность для сепарации от родительских фигур и создания удовлетворяющих отношений с партнером. Человек перестает искать в партнере замену матери или отца, становится способным давать и получать любовь. Переживая актуализированный в групповом процессе травматический опыт детства, осознавая его влияние, пересматривая его, участники учатся осознавать собственную ответственность в том, что происходит в их жизни сейчас, начинают лучше управлять собой, уменьшать проекции вовне того, что не нравится, создавать новые формы взаимодействия с другими участниками и с группой в целом. 

Групповая психоаналитическая терапия - это возможность постепенно освобождаться от этого груза прошлого. И чем больше ты от него освобождаешься, чем больше очищаешь внутреннее пространство, тем больше ты присутствуешь в настоящем, и как следствие, жизнь становится более яркой и наполненной. 

Как работает метод группового психоанализа (групп-анализа) 

По мнению Зигмунда Фрейда, образование групп преследует две цели: борьбу с силами природы (в том числе - бессознательной природы самого человека) и связывание человеческой деструктивности. И это в большой мере соотносится с целями групповой психотерапии, т.к. для каждого из нас очень актуально научиться справляться с деструктивными импульсами, быть способными выдерживать агрессию собственную и других людей. И это очень важно. 

Так как общение в группе не структурировано и не ограничено определенными темами, а используется свободная дискуссия, это позволяет каждому участнику полнее раскрыться. Каждый участник, строя взаимодействия с другими участниками и группой в целом, привносит свои проблемы и драму своей жизни в это общение. Участники группы отзываются на проекции друг друга, и таким образом в групповом процессе происходит спонтанное разыгрывание внутренних драм участников. 

Не зная самих себя, мы проецируем неосознаваемые части своей личности на других. Каждый участник проецирует свои внутренние содержания и застарелые ожидания на других и в то же время сам становится экраном для чужих проекций. Каждый проецирует свою рану наружу, вместо того, чтобы исцелять ее внутри. Эти процессы создают групповую динамику, в ходе которой у каждого участника происходит работа над наиболее незрелыми и инфантильными частями личности, связанными с комплексами страхов и защит. Именно эти незрелые аспекты личности участников и являются помехой в групповых процессах. 

Пространство групповой аналитической терапии позволяет отследить собственные тенденции к неправильному и искаженному восприятию, когда ты видишь не ситуацию, а свои страхи по поводу ситуации. Человек говорит тебе какие-то слова, а ты реагируешь не на эти слова – ты реагируешь на некие собственные страхи. В процессе взаимодействий с группой и получения обратной связи, участник начинает видеть, как происходит процесс подмены реальности картинками из прошлого, образами родителей, других значимых фигур. Участники учатся в процессе групповой работы отслеживать в себе эти тенденции, что позволяет изменить этот механизм психической жизни. 

Процесс групповой динамики следует определенным циклам. В психологии есть даже такое понятие, как «возраст группы». Психоаналитическая группа в этом смысле не исключение, она проходит в своем развитии естественные циклы – рождение, развитие и завершение. Для каждого этапа характерны свои трудности. Для начального этапа, например, характерны сильные тревоги, напряжение, ощущение неопределенности ситуации и рискованности самопредъявления. Задача участников – научиться справляться с непереносимыми чувствами, научиться видеть друг друга, понимать, осознать собственную ценность для группы, ценность каждого участника и группы в целом. Для каждого участника важно ощутить свою принадлежность к группе, для группы в целом необходимо осознать возможность черпать силу из собственных ресурсов. 

Таким образом постепенно между участниками группы формируются отношения доверительности, в которых становится возможным эмоциональное раскрытие участников, зарождаются влияющие на наше развитие эмоциональные связи. Доверие позволяет обрести чувство безопасности, и тогда мы можем раскрыться. 

Когда мы уходим от эмоциональных связей в межличностных отношениях, тогда не создается условий для развития участников, не происходят желательные структурные изменения в их личности, и в результате подлинные переживания участников, их потребность в аутентичных формах взаимодействия оказывается заблокирована. Тогда мы получаем чрезвычайно обедненные межличностные отношения, и жизнь человека становится эмоционально бедной и пустой. И групповая ситуация помогает каждому участнику увидеть, что же ему мешает в отношениях, что мешает доверительности, самораскрытию, принятию других участников группы. 

В каждой группе есть здоровый потенциал, который выражается в ее способности понимать, прорабатывать и разрешать существующие в ней конфликты и напряжение. В процессе групповой динамики мы сталкиваемся с различными проявлениями группового поведения, не всегда конструктивного. Свободная, открытая коммуникация помогает преодолевать препятствия на пути коммуникации и доверия, смягчать агрессию пониманием. Участники получают возможность испытать сильные очищающие и освобождающие переживания, которые разрушают старые картинки, меняют восприятие себя, отношение к своим родителям, к своему прошлому. Тогда человек становится способным ощутить истинного себя, а не набор скомканных представлений о себе. 

В метафоре психоанализа группа в целом является материнской фигурой, дающей понимание, тепло и принятие, а ведущий группы — отцовской фигурой, устанавливающей порядок и обеспечивающей безопасность. Аналитический процесс позволяет в определенной мере проработать ранние конфликты, лишения, фрустрации, которые человек пережил в детстве, что дает возможность изменять бессознательные родительские образы во внутреннем мире человека. В психотерапевтической практике известно, что когда устанавливаются хорошие отношения с первичным объектом (ранний образ матери в бессознательном) создаются условия, чтобы человек мог давать и получать любовь, сумел построить гармоничные отношения.

Это позволяет освободиться от давления родительских фигур и от постоянного ощущения, что нам что-то недодали. Бессознательные нереалистические ожидания эйфории сменяются радостью открытия иных отношений с миром, соответствующих новым представлениям о себе. Мы больше не боимся двигаться в отношения и не избегаем контакта с реальностью, мы перестаем защищаться от собственных чувств и не подавляем самих себя. Тогда мы открываемся для опыта и познания себя и мира. 


В процессе групповой работы у Вас потихонечку что-то будет проясняться, и Вы начнете улавливать связи и суть происходящего. И ключевой момент терапии - когда Вы осознаете, что от Вас многое зависит и в плане самоощущения, и в плане влияния на группу и на отдельных участников. Вы начнете справляться с чувством самоотчужденности, с неуправляемостью самочувствия, со спутанностью и неустойчивостью самоощущения в сложных жизненных ситуациях. Когда для человека становится возможным принимать долю своей ответственности во внешней или внутренней ситуации, это способствует интеграции его психической жизни, ощущению собственной силы и возможностей. 

Главное, что ты можешь понять о себе, – твоя жизнь в твоих руках – сделай ее как можно более богатой! 

Я приглашаю Вас принять участие в групповой психоаналитической терапии! 

Записаться и задать вопросы Вы можете по тел. +7-909-958-07-49


Ведущая группы – Голенева Лада Викторовна, психолог, психоаналитический терапевт, групп аналитик.



Просмотров: 450
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • ПОЧЕМУ каждый здоровый человек должен пройти группы?
  • Психологический лайфхак, или как научиться понимать самих себя и других
  • Групповая психотерапия переживания потери близких (описание опыта ведения группы)
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Как понять себя. Часть 2. Нужно что-то менять в своей жизни!
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Как повзрослеть и перестать себя чувствовать себя ничтожной песчинкой в глазах других людей.
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • Развитие мышления о другом человеке в процессе использования методов групповой психотерапии в обучении
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • Каждый человек воспринимает другого через себя.
  • Психотерапия травмы | Целостность и любовь к себе, самореализация, принятие себя и других
  • Шизоидный участник психотерапевтической группы
  • Молчащий участник психотерапевтической группы
  • Как начать действовать, реализовать себя и достичь самого важного в своей жизни.
  • Программа МИРОТОК позволяет увеличить срок жизни человека ддо 500 лет и больше.
  • Как говорить о своей злости своему близкому человеку и как научиться чувствовать и замечать себя.
  • Путь к себе к настоящему через принятие себя и других
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Отношение ко внешности: принять себя, значит иметь возможность изменить себя
  • Как получить пользу от своей злости на других людей?
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 2. Принципы работы группы
  • Половая функция человека адекватно реализуется в процессе тесного взаимодействия с другим человеком
  • Нужно ли ломать себя, чтобы получить новый опыт для изменений в жизни?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь