|
Термин «инклюзия» в образовательном пространстве.Автор статьи: Плотникова Ольга Анатольевна
Термин «инклюзия» сегодня чаще звучит в образовательном пространстве. Речь идет о процессе увеличения степени активности всех граждан в общественной жизни, в том числе и тех, кто по каким-то причинам имеет трудности в физическом развитии. Образовательная среда призвана обеспечить равноправное участие всех детей и взрослых без ограничения в академической и общественной жизни. Понятие «инклюзивное образование» требует дополнительного разъяснения для того, чтобы и работники образования, и правительственные и неправительственные организации, и лица, разрабатывающие политику образования, имели общее дискурсивное поле для партнерского взаимодействия и диалога. Международное сообщество трактует понятие «инклюзия» как активное включение в общественную жизнь. Это понятие значительно шире, чем только процесс интеграции. При инклюзивном подходе в образовательной среде учащиеся школы и их родители начинают воспринимать детей и подростков с ограниченными возможностями как равных членов общества[1]. Взгляды людей с ОВЗ становятся важными для окружающих, и более того у них появляется возможность получать образование не разлучаясь с семьей как при коррекционном специализированном подходе. Инклюзия может так же рассматриваться и как неотъемлемый как элемент механизма защиты прав человека, как процесс обучения всех и как способ создания школы для всех[2]. Инклюзивное образование приведет к отказу от специализированных школ или к снижению их количества. Рассмотрение вопросов, связанных с инклюзией в образовании на данном этапе развития общества в сторону поддержки людей с особыми потребностями и слабым здоровьем, требует проведения информационно - разъяснительной работы и обсуждения на самых разных уровнях взаимодействия общественных структур от городского до национального. Вектор долгосрочной политики экономического и социального развития должен так же учитывать необходимость инклюзивного образования. А для гарантии права на образование всех, в том числе и инвалидов необходим многосекторальный и совместный подход при согласованных действиях, как специалистов, так и простых граждан. Очень важным становиться формирование общественного сознания и поддержание общественностью политики в области инклюзивного образования. Только в случае изменения общественного мнения в отношении инвалидов, а так же принятие конкретных мер по созданию доступной и безопасно толерантной среды появляется возможность инклюзивности детей и взрослых. Исследователи в области инклюзии отмечают, что ментальная составляющая социума по отношению к ассимиляции детей-инвалидов находит отражение в общественном мнении, которое транслирует нейтральную или пассивно-сочувственную позицию: «Проблемы таких детей рассматриваются окружающими, скорее, с точки зрения их ущербности, чем ущербности среды, не обеспечивающей в достаточной мере им равные с другими детьми возможности. Для большинства окружающих в отношении этих детей типична пассивная толерантность»[3]. Негативное отношение к инвалидам, основанное на предубеждениях и предрассудках, либо на низкой культуре, которая имеет место в обществе, значительно влияет на инклюзию детей в образовательные учреждения и в общественную жизнь в целом. Поэтому инклюзивное образование рассматривается сегодня, не только как процесс укрепления системы образования для всех, но и как самое эффективное средство преодоления дискриминации людей с ограниченными возможностями здоровья. Именно инклюзивное образование создает благоприятную среду для построения инклюзивного общества. Качество образования в школах, где способны дать образование каждому должно быть высоким. Инклюзивное образование, по утверждению ученых «должно учитывать потребности бедных и уязвимых слоев населения, включая работающих детей, жителей отдаленных сельских районов и кочевников, этнические и лингвистические меньшинства, детей, молодых людей и взрослых, оказавшихся затронутыми конфликтами, ВИЧ и СПИДом, жертвами голода или имеющих плохое состояние здоровья, а также инвалидов или лиц с особыми образовательными потребностями»[4]. Это требует проведение реформ в образовательной системе в направлении к инклюзивности инфраструктурной и социальной среды. Важно понимать, что проблемы интеграции детей и подростков в общество разрешима в условиях создания комплексной инфраструктуры учреждений, обеспечивающих доступность среды к образовательным услугам. Помимо физического пространства возрастает потребность и в наличии квалифицированных кадров, системы информационно-аналитического и методического обеспечения. Подготовка общества к взаимодействию людей с ОВЗ и государственных структур и институтов, общественных организаций, работодателей и простых граждан является необходимым условием их реабилитации и интеграции. __________________________ [1] Проблемы инклюзивного образования. С.А. Котова //Электронный журнал об образовании. Издательство «Аккредитация в образовании» [2] Претворяя в жизнь идеи инклюзивного образования: опыт соседних стран. /Под ред. Эсси Кесялахти, Сай Вяюрюнен. Отчет подготовлен в рамках проекта «Школа для всех – развитие инклюзивного образования», финансируемого ЕС (Программа Коларктик ИЕСП ПС). Издательский Центр Лапландского Университета Рованиеми 2013 – 133 с. С.14, 18 [3] Городова Т.В. Управление формированием реабилитационного пространства детей с ограниченными возможностями в регионе. /Автореферат. Научная библиотека диссертаций и авторефератов [4] Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования. / Опубликовано Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры 7, place de Fontenoy 75325 Paris 07 SP France. - ЮНЕСКО 2009 г. – 36 с. С.8 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|