Термин «инклюзия» в образовательном пространстве.

Термин «инклюзия» сегодня чаще звучит в образовательном пространстве. Речь идет о процессе увеличения степени активности всех граждан в общественной жизни, в том числе и тех,  кто по каким-то причинам имеет трудности в физическом развитии. Образовательная среда призвана обеспечить равноправное участие всех детей и взрослых без ограничения в академической и общественной жизни. Понятие «инклюзивное образование» требует дополнительного разъяснения для того, чтобы и работники образования, и правительственные и неправительственные организации, и лица, разрабатывающие политику образования, имели общее дискурсивное поле для партнерского взаимодействия и диалога. 

Международное сообщество трактует понятие «инклюзия» как активное включение в общественную жизнь. Это понятие значительно шире, чем только процесс интеграции. При инклюзивном подходе в образовательной среде учащиеся школы и их родители начинают воспринимать детей и подростков с ограниченными возможностями как равных членов общества[1]. Взгляды людей с ОВЗ становятся важными для окружающих, и более того у них появляется возможность получать образование не разлучаясь с семьей как при коррекционном специализированном подходе. Инклюзия может так же рассматриваться и как неотъемлемый как элемент механизма защиты прав человека, как процесс обучения всех и как способ создания школы для всех[2]. Инклюзивное образование  приведет к отказу от специализированных школ или к снижению их количества.

Рассмотрение вопросов, связанных с инклюзией в образовании на данном этапе развития общества в сторону поддержки людей с особыми потребностями и слабым здоровьем, требует проведения информационно - разъяснительной работы и обсуждения на самых разных уровнях взаимодействия общественных структур от городского до национального. Вектор долгосрочной политики экономического и социального развития должен так же учитывать необходимость инклюзивного образования. А для гарантии права на образование всех, в том числе и инвалидов необходим многосекторальный и совместный подход при согласованных действиях, как специалистов, так и простых граждан. Очень важным становиться формирование общественного сознания и поддержание общественностью политики  в области инклюзивного образования. Только в случае изменения общественного мнения в отношении инвалидов, а так же принятие конкретных мер по созданию доступной и безопасно толерантной среды появляется возможность инклюзивности детей и взрослых.

Исследователи в области инклюзии отмечают, что ментальная составляющая социума по отношению к ассимиляции детей-инвалидов находит отражение в общественном мнении, которое транслирует нейтральную или пассивно-сочувственную позицию: «Проблемы таких детей рассматриваются окружающими, скорее, с точки зрения их ущербности, чем ущербности среды, не обеспечивающей в достаточной мере им равные с другими детьми возможности. Для большинства окружающих в отношении этих детей типична пассивная толерантность»[3]. Негативное отношение к инвалидам, основанное на предубеждениях и предрассудках, либо на низкой культуре, которая имеет место в обществе, значительно влияет на инклюзию детей в образовательные учреждения и в общественную жизнь в целом.

Поэтому инклюзивное образование рассматривается сегодня, не только как процесс укрепления системы образования для всех, но и как самое эффективное средство преодоления дискриминации людей с ограниченными возможностями здоровья. Именно инклюзивное образование создает благоприятную среду для построения инклюзивного общества. Качество образования в школах, где способны дать образование каждому должно быть высоким. Инклюзивное образование, по утверждению ученых «должно учитывать потребности бедных и уязвимых слоев населения, включая работающих детей, жителей отдаленных сельских районов и кочевников, этнические и лингвистические меньшинства, детей, молодых людей и взрослых, оказавшихся затронутыми конфликтами, ВИЧ и СПИДом, жертвами голода или имеющих плохое состояние здоровья, а также инвалидов или лиц с особыми образовательными потребностями»[4].

Это требует проведение реформ в образовательной системе в направлении к инклюзивности инфраструктурной и социальной среды. Важно понимать, что проблемы интеграции детей и подростков в общество разрешима в условиях создания комплексной инфраструктуры учреждений, обеспечивающих доступность среды к образовательным услугам.

Помимо физического пространства возрастает потребность и в наличии квалифицированных кадров, системы информационно-аналитического и методического обеспечения. Подготовка общества к взаимодействию людей с ОВЗ и государственных структур и институтов, общественных организаций, работодателей и простых граждан является необходимым условием их реабилитации и интеграции.

__________________________


[1] Проблемы инклюзивного образования. С.А. Котова //Электронный журнал об образовании. Издательство «Аккредитация в образовании» 



[2] Претворяя в жизнь идеи инклюзивного образования: опыт соседних стран. /Под ред.  Эсси Кесялахти, Сай Вяюрюнен. Отчет подготовлен в рамках проекта «Школа для всех – развитие инклюзивного образования», финансируемого ЕС (Программа Коларктик ИЕСП ПС). Издательский Центр Лапландского Университета Рованиеми 2013 – 133 с. С.14, 18



[3] Городова Т.В. Управление формированием реабилитационного пространства детей с ограниченными возможностями в регионе. /Автореферат. Научная библиотека диссертаций и авторефератов 



[4]  Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования. / Опубликовано Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры 7, place de Fontenoy 75325 Paris 07 SP France. - ЮНЕСКО 2009 г. – 36 с. С.8 





Просмотров: 381
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Обучение и воспитание в целостном педагогическом процессе в условиях инклюзивного образования
  • Психологические затруднения участников инклюзивного образования
  • Организация индивидуального обучения одаренных детей (в системе дополнительного образования)
  • Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования
  • Профессиональная и психологическая готовность к принятию инклюзивного образования
  • Важные аспекты социализации детей с ограниченными возможностя здоровья и детей-инвалидов
  • Особенности получения среднеспециального образования лиц с ограниченными возможностями.
  • Инклюзия – обман в системе образования.
  • Возрастные особенности детей 1-2 лет. Стандарты преддошкольного образования.
  • Иппотерапия как альтернативный метод реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями
  • Роль психолога образовательного учреждения в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Онлайн формат как образовательная среда для взрослых людей с ограниченными возможностями
  • Сексуальное образование детей
  • Вклад в образование детей - это инвестиции или расходы?
  • ПРО ДЕТЕЙ И ОБРАЗОВАНИЕ | Вьетнам — Россия — Индия
  • Эффективность воспитания и образования – что вкладывать и что получать? Проблемы взаимоинвестирования.
  • Стрельба в Московской школе, или место специалистов в системе школьного образования
  • Проблемно-символический подход - метод саморазвития, управленческого образования, решения проблемы.
  • Влияние системы образования на ребенка
  • Центр реабилитации детей-инвалидов
  • Психологическая подготовка студентов в системе педагогического образования
  • Методологические и социально-психологические проблемы инклюзивнго образования
  • Модель профориентационной работы государственного учреждения образования Республики Беларусь
  • «Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»
  • Школа или система образования?
  • Психологические портреты родителей детей с особыми образовательными потребностями
  • Заметки психолога в системе образования
  • Папа может быть организатором неформального образования
  • Консультативный пункт для родителей и детей с особыми образовательными потребностями"
  • Записки психолога. Роль образования в семейной жизни не так уж и высока



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь