|
ПРО ДЕТЕЙ И ОБРАЗОВАНИЕ | Вьетнам — Россия — ИндияАвтор статьи: Гарталова Ольга Олеговна
Итак, первым, в качестве учителя, я посетила Вьетнам (март-май 2016), затем Индию (март - июль 2018), до этого и в промежутках я понемногу работала с детьми на родине. В заданном контексте, Вьетнам очень похож на Россию, в школах есть четкая структура, расписание, учителя, руководство, типа нашего завуча и директора, и так далее... В Индии все немного иначе, есть босс (кому принадлежит школа или сеть школ) директор, а дальше уже идут менеджеры, и учителя. Менеджер несет ответственность за все, начиная с того, чтобы у ребенка были завязаны шнурки на ботинках, до того, чтобы обеспечить приход до 300-х учеников в школу каждый сезон. Во время летних каникул, прихватив с собой парочку учителей, он/она выезжают в город/районы/деревни и ходят по домам, осуществляя продажи учебного места прямо на улице (admissions open). В бедных школах Индии нет электричества и стекол на окнах. В коммерческих школах есть все, включая компьютерный класс. Учебники, тетради и форма покупаются родителями. Школы в основном коммерческие, поэтому здесь идет большая конкуренция: кого покажут больше по телевизору, чье имя упомянут больше раз, сколько наград, дипломов и кубков стоит на полках в кабинете директора, к тому и тянутся. Во Вьетнаме и сам процесс мало чем отличается от России, учителя учат, студенты внимают. В российских школах ученики сидят в одном кабинете до 3-4 класса, во вьетнамских чуть дольше - почти на протяжении всех 10 (по-моему) лет обучения, а учителя переходят из кабинета в кабинет. В последних классах, иногда бывают исключения, локально. Есть у меня некоторые наблюдения о наказаниях внутри системы образования. Если в Индии почти в каждой коммерческой школе студентам дуют в попу, и молятся, как на Богов (да и обращаются к ним соответственно - Ганеша, Кришна и т.д.), лишь бы их родители принесли денежки именно в эту школу, то во Вьетнаме все иначе. Хотя подобный интерес тоже существует. Однажды, не зная местных обычаев, я выгнала добрую половину класса, за дверь, и спокойно продолжила урок в тишине. Спустя пять минут я увидела, как всех ребят, повернув спиной к стене, порют длинной тонкой палкой по попам. И это, однозначно, больно! С тех пор за дверь я там никого не выгоняла, стараясь решить все самостоятельно, хотя иногда это было совсем неэффективно. Когда же прошу выйти из класса учеников в Индии, они сначала пять минут не отставая просят у меня прощения, оттягивая мочки ушей вниз, чем отвлекают от урока еще больше. Затем выходят из кабинета встают вдоль стены, это как в России в угол поставить, по истечению пяти минут они опять вваливаются в кабинет все вместе, оттягивают мочки ушей вниз и просят прощения. Если ты их простила, а я добрая душа, они неожиданно начинают приседать или выполнять какие-то физические упражнения, как-будто сами себе в наказание. То есть тебе, как преподавателю, даже выгодно их прощать, чем держать весь урок у стены за дверью. Но уже через минуту все по новой, крик, шум, гам, мочки ушей вниз и за дверь! Из-за климатических особенностей и религиозных праздников учебный год во Вьетнаме и Индии отличается от нашего. В Индии каникулы у были только летом два месяца - май и июнь, зато экзамены мы сдавали каждый день на протяжении целого месяца!!! Еще почти неделя каникул у нас была в марте во время празднования Холи. В городе классы начинают учиться с 8.00 утра, а за городом с 8.30. Каждого студента забирают лично из дома на школьном автобусе, а после школы развозят по домам. Во Вьетнаме детей привозят родители на байках - и зрелище это грандиозное! Открываются ворота и.... во двор школы въезжают сотни байков, с восседающими на них людьми в защитных масках, шлемах и полностью закрытыми телами. Самый ранний урок во Вьетнаме у меня начинался в 7.00 утра, чтобы все успеть до сиесты. Из дома я выходила в 5.00, и два часа добралась до школы. Днем занятий нет, а вот ближе к вечеру детей опять нагружают уроками (те же самые классы, это не вторая смена!!!). Самое позднее я уезжала из школы в 20.00, и у них после меня было еще одно занятие, а может даже и два. Во Вьетнаме (г. Сайгон) уроки идут по 40-45 минут, но в старших классах их объединяют, как у нас в институтах до 90 минут на один предмет. А вот зимние каникулы у нас были в феврале, так как новый год отмечается по восточному календарю, и длились они всего две недели. Летние каникулы совпадают с нашими, по-моему, я до них там не дожила)
-1 На мой взгляд, ребенок - студент получает ЗНАНИЯ (необходимые для поступления в высшие учебные заведения) только при дополнительном обучении в тьютор классах. Иначе просто невозможно сдать экзамены.... И эта ситуация мне очень напоминает пропасть между выпускными экзаменами в школе и вступительными в институтах и университетах моей необъятной родины. (Хотя с удовольствием возьму свои слова обратно, если эта ситуация изменилась с момента моего поступления в институт пятнадцать лет назад). И при таком раскладе вопрос: а зачем нужна школа, где на самом деле все действующие лица в минусе и учителя, и родители, а главное - дети?.... Хотя... вот я пораскинула мозгами и поняла, что в некоторых российских глубинках можно найти достойные школы... Так сказать старой закалки, а вот в столицах - не уверена. Может и правда просто нанять репетиторов да и выучить детей всему, что нужно, а общение с друзьями им давать в бассейнах, на спортплощадках, и так далее... -2 В Индии и Вьетнаме тьютор классы оформлены иначе, чем у нас. Если моя мама до сих пор занимается репетиторством на дому, то в азиатских странах давно поняли на чем делать деньги - и это настоящий бизнес-проект. В него же входит и моя деятельность, и деятельность моих коллег, кто обучает иностранному языку заграницей. И если моя работа больше относятся к формату "white monkey", то коллеги вполне заслуживают уважения за свой труд! *Для справки, "white monkey" - это люди, по большей части приехавшие из Европы, которые сами с трудом говорят и понимают иностранный язык (в данном случае английский), при этом лезут его преподавать, не неся ни капли пользы студентам. Так почему же я так прошлась по собственным заслугам? !!! Ниже все объясню и даже выйду сухой из воды!))) Да, именно во Вьетнаме у меня был опыт "white monkey", который мне дал четко понять, что я так делать - не хочу - не могу - и не буду! Кому это выгодно? В первую очередь, тому, кто тебя продает. Кому это не выгодно? Естественно детям, и тебе, если ты все-таки не обезьянка, и налаживаешь контакт с совестью. Когда я поняла, что я бесполезна на данном поприще, и времени чтобы прокачать свой английский мне нужно гораздо больше, чем моим студентам, я объявила себя учителем развивающих классов и действительно им стала! Такая позиция удовлетворила всех, а мне дала повод расширить собственные границы в интересующем меня направлении работы с детьми, как психолога и арт-терапевта. Поэтому в Индию я ехала уже более оформленным специалистом и с более или менее готовой программой. Что бросилось в глаза в Индии - уж простите за следующее категоричное сравнение, но! Ощущение такое что, какашку завернули в хорошую блестящую обертку и продают направо и налево, но, главное, продают! И это касается всего в Индии, будь-то еда, образование или дружба. Цель - продать, а потом и спросить нечего и не с кого.... Нет-нет, еда хорошая попадается кое-где, люди тоже разные, и, вообще, мои мысли носят чисто субъективный характер об общем, поверхностном впечатлении от образования в этой стране, но думаю среди бывалых, найдутся те, кто понимает, о чем именно я говорю. -3 Более того, что-то подобное, я встречала и во Вьетнаме и в России. Своего рода школьная внешняя политика, когда у нас на бумаге все должно быть хорошо, для родителей все хорошо, для администрации все хорошо, а на деле ж*па. И все друг-друга ненавидят, бояться, недоговаривают, а, главное что при такой жизни, до детей особо дела быть не может. «Ребенок начинается с семьи и продолжается в школе» …а потом уже формируется личность, та самая, которая, как мы надеемся, изменит мир к лучшему... Так вот здесь я бы вспомнила другую известную фразу: «Толкни кувшин, что из него выльется, тем он и наполнен» …а наполняют его... ох! да вы сами знаете кто-чем там наполняет, кто-как все это впитывает и куда потом все это выливается...! У меня есть еще одна красивая метафора «Чем более поверхностный взрослый, тем менее глубокий ребенок» Учить мы должны ребенка вглубь, а вширь он сам пойдет, когда наполнится. Как океан выходит из берегов, вот так же.... Мы же (взрослые) рисуем перед детьми границы всевозможности и отправляем туда детей с пустотой. А потом говорим: и в кого ты такой? Согласны ли вы с тем, что лучше всего на свете получается именно то, что любишь? Тогда вспомните об этом, когда в очередной раз будете ругать своего нехорошего (неидеального) ребенка за ошибку, промах или другой изъян, кричать, и, Боже упаси, бить... а я продолжу про других, не про нас))) Что касается Индии, я не виню конкретно никого, я лишь считаю, что когда Запад пришел на Восток, исторически и психологически не могло сложиться иначе… Эти люди другие, их надо учить по-другому, а точнее именно они могли бы показать нам, как учить наших детей.... Но! Все сложилось, как сложилось, и даст Бог, все изменится, вон сколько Гуру теперь гуляет на просторах России - учись не хочу! В любом случае, я еще только в начале своего Азиатского школьнопознавательного пути, может я еще раз сто поменяю свою точку зрения)) Теперь о плюсах! А вы как хотели?! Я и хорошее подмечаю! +1 Вот что я заметила общего в Азии - дети здесь более раскрепощенные. То есть, встать и станцевать перед учителем у доски во время урока - не проблема! И это будет ни какая-то там "показуха", хотя момент привлечения внимания тут присутствует, это будет чистой воды двигательная экспрессия переживаемых эмоций (чаще всего радость, но бывает и злость). А сейчас представьте, что в русской школе студент, получивший оценку "5" на уроке, станцевал хип-хоп посредине класса, прям вот так, без подготовки на все свои 100%, ему все похлопали, учитель в том числе, и он сел на свое место, и никакого ажиотажа за этим не последовало, урок продолжился! Я лично могу представить себе это с трудом в нашей консервативной России... Но тоже обобщать не берусь, может прямо сейчас в 6 «б» классе кто-то крутит «корону» на голове в кабинете географии… То есть, локально что-то где-то может быть иначе, но в общей картине у нас все "по стойке смирно!" И я вот что думаю, может виной клеточки? Ни в одной из школ в Азии я не встретила тетрадь в клеточку, за пределы которой студентам нельзя вылезти ни в коем случае..... Какой уж тут креатив, я вас умоляю! Но если кто встречал - жду доказательств )))) +2 Кстати, во Вьетнаме студенты гоняют в футбол ближе к 22.00, когда жара немного спадает, не в секции, не в школе, а просто на футбольном поле... У меня лично было такое в детстве в первые постсоветские годы в родном Сарапуле, куда все современные порядки доходили из столицы с большим опозданием. +3 В России, знаю, сейчас тоже расцветает любовь к спорту, так что не все потеряно! Наши спортивные дети точно теперь доживут до пенсии (а-ха-ха!), по поводу нас - все под вопросом))) Закругляюсь… Итоги: Везде есть что-то схожее, проблемы в том числе, в данном случае - мало внимания ребенку, больше его уделяют деньгам и административным показательным вопросам, и я до сих пор не представляю, кто читает все эти отчеты реально в таком объеме, а главное потом выдает по ним конструктивное решение. Задача: Мы, учителя, родители, взрослые, психологи, арт-терапевты, и я - преподаватель развивающих классов, как для детей, так и для ВЗРОСЛЫХ ( что не мало важно) должны начать с себя! А это значит: - Стать чище, чтобы наполнить детей светом - Стать проще и легче, чтобы не перегружать детскую психику - Стать осознанными, чтобы наши дети тоже не ходили, как ежики в тумане! Все, удачи!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|