Нейропсихологическое сопровождение процессов детского развития. «Метод замещающего онтогенеза»

Нейропсихологическое сопровождение процессов детского развития. «Метод замещающего онтогенеза»

В последнее время специалисты наблюдают колоссальное нарастание количества патологий cреди детей: снижение иммунитета, сосудистые, костно-мышечные проблемы,  нарушения в работе почек, желудочно-кишечного тракта, головного мозга. Огромное количество детей имеют задержки психоречевого развития, произвольной саморегуляции, гиперактивность, склонность к неврозам. Все это приводит к трудностям в школьном обучении и недостаточной адаптации в социальной среде.

                 С точки зрения нейропсихологического подхода данные проблемы связаны с проявлением возникшей внутритриутробной или младенческой дисфункции, органической (клеточной) или функциональной, подкорковых (наиболее раносозревающих) структур мозга. Эти процессы сопровождаются социокультурной депривированностью детей (вытеснением игровой деятельности и многообразных проявлений коммуникативных процессов), формированию дезадаптации детей. Дефицитарное развитие базисных мозговых структур, обеспечивающих  механизмы удовлетворения витальных, коммуникативных потребностей и потребностей саморазвития, приводит к нарушениям и искажениям этих процессов развития, что требует внедрения специального психолого-педагогического подхода для устранения и профилактики этих негативных явлений.  Для нормального развития ребенка важны адекватность и своевременность внешних требований (задач, предлагаемых ребенку социумом). Перенасыщенность окружающей среды или опережение в развитии может так же негативно сказаться на формировании высших психических функций (внимание, память, слуховое, зрительное, зрительно-пространственное восприятие, саморегуляция), как и недоразвитие или информационная недостаточность внешних воздействий. И в том, и в другом случаях психологический потенциал, которым наделенен ребенок от природы остается нереализованным.

 Ответы на вопросы «когда, почему и как сформировались (или исказились) нейропсихологические предпосылки нынешней мозговой организации психической деятельности данного ребенка» - составляют суть нейропсихологической диагностики и соответствующей коррекции.

                На основе теоретических и научно-прикладных исследований (Семенович, Архипов, 1995, 1997, 1998; Семенович, 2000, 2002, 2004) была разработана программа «Комплексное нейропсихологическое сопровождение ребенка», которая объединяет нейропсихологический подход (связанный с неврологическим, объединяющий общепсихологические, логопедические, дефектологические методы), телесно-ориентированный, немедикаментозная иммунопрофилактика и коррекция (натуропатия, массаж, детская йога и т.п.).  Стратегия и тактика  программы реализована в методе замещающего онтогенеза (Семенович, Архипов 1995; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, 2000, 2002, 2004; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова и др. 2001).

                Метод замещающего онтогенеза – нейропсихологическая технология, содержащая комплекс этапов (диагностика-профилактика-коррекция-абилитация-прогноз) психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического. Основная его цель – формирование мозгового и нейропсихосоматического обеспечения психического развития.

                Диагностическая и коррекционная модели – это трехуровневая система, разработанная в соответствии с учением А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга, теорией нейропсихологической реабилитации Л.С. Цветковой. В данном подходе выделяются как коррекционные мишени уровни:

1). Непроизвольной саморегуляции, энергоснабжения и стато-кинетического баланса нейропсихосоматических процессов. Ведущими являются телесно-ориентированные, натуропатические, этологические, арттерапевтические и т.п. методики.

2). Операционального обеспечения взаимодействия с собой и внешним миром. На этом уровне большой вес приобретают методы когнитивной коррекции, разработанные в нейропсихологии, дефектологии и психотерапии.

3). Произвольной саморегуляции, мышления и смыслообразующей функции психических процессов. На этом уровне закрепляются и фиксируются накопленные на прежних уровнях способы и алгоритмы использования обощающей и регулирующей функции речи, интеллектуальных операций, произвольного внимания, автоматизируются навыки произвольной саморегуляции в эмоциональном и когнитивном аспектах.

                В случае ригидности мозговых систем ребенка функционально «невостребованные» структуры мозга будут тормозить и искажать весь ход развития. Будут неполноценно развиваться высшие когнитивные процессы, что, в свою очередь, приведет к отставанию в познавательной сфере, а оно повлечет за собой негативные изменения в сфере потребностей, интересов, и эмоционально-личностной структуре растущего ребенка. В противном случае, гибкость и восприимчивость мозговых систем ребенка приведут к наращиванию его психического потенциала. Внедрение комплекса «Метод замещающего онтогенеза» доказало его эффективность как дифференциально-диагностического, профилактического, коррекционного и абилитационного инструмента в решении обозначенного круга проблем.



Просмотров: 633
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Нейропсихологическая коррекция и абилитация. Метод замещающего онтогенеза.
  • Программа содействия гармонизации развития психических процессов детей - сирот. С примерами упражнений.
  • Метод замещающего онтогенеза в работе с моторной алалией (ч.1)
  • Метод замещающего онтогенеза в работе с моторной алалией (ч.2)
  • Метод замещающего онтогенеза в работе с моторной алалией (ч.3)
  • Метод замещающего онтогенеза
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Роль раннего вмешательства в коррекции отклоняющегося развития детей
  • Сказка как метод развития эмоциональной сферы детей
  • Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития
  • «Комната релаксации» как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 2.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 1.
  • Врач сказал - у вашего ребенка задержка психического развития.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Задержка психического развития у детей
  • Комплексный подход к преодолению задержки речевого развития у детей
  • Разница в формировании процессов у детей с доминирующим правым полушарием
  • Особенности детей с задержкой психического развития
  • Критерии нормального развития ребенка
  • Особенности социально – доверительных отношений у детей, с депривацией психического развития.
  • Любовь – обязательное условие для нормального развития ребенка!
  • Коротко об ориентирах нормального развития ребенка от 1 до 6 лет (включительно).
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Важность развития внимания у ребенка.
  • Экспресс диагностика развития ребенка до 5 лет.
  • Особенности развития и адаптации ребенка претерпевшего травму.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь