|
Метод замещающего онтогенезаАвтор статьи: Ольга Яковлевна Будникова
Метод замещающего онтогенеза. В последнее время получил распространение «метод замещающего онтогенеза» (автор А.В. Семенович), который основывается на теории А.Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга и учении Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов. Его называют еще психомоторная или нейропсихологическая коррекция, иногда используются термины "сенсомоторная коррекция", "двигательная коррекция". В последние десятилетия специалисты отмечают рост числа детей с отклонениями в психическом развитии. И не всегда это обусловлено родовыми травмами. Иногда к этому приводят недостатки постнатального развития. Современный образ жизни детей (недостаточность подвижных игр в коллективе сверстников, увлеченность «гаджетами», влияние которых на нервно-психическое состояние ребенка вполне определено), не обеспечивает полноценное психическое развитие. «Обедненность окружающей среды накладывается на деформацию церебральных и соматических механизмов развития» (А. В. Семенович). Неразвитость ведущей возрастной деятельности детей, приводит к тому, в настоящее время дети затрудняются с заданиями, с которыми справлялись их сверстники 20 лет назад. И традиционные коррекционные воздействия, направленные на коррекцию тех или иных нарушенных психических функций, затрудняющих усвоение школьной программы, в настоящее время оказываются малоэффективными. Например, если у ребенка ослаблена память, то ее тренируют через различные задания на запоминание. При этом не учитывают, что несформированность памяти в детском возрасте скорее всего обусловлена нарушением работы определенных зон мозга, которые были обеднены еще в младенческом возрасте. Двигательная активность в младенчестве и раннем возрасте активизирует ряд важнейших процессов. Нормальное двигательное развитие включает в себя определенную последовательность двигательных навыков. Сначала ребенок лежит на спине, учится поворачиваться на живот, упираться руками, садиться, ползать на четвереньках, ходить. Именно двигательная активность в младенчестве активизирует работу головного мозга. Психическое развитие ребенка должно пройти ряд этапов в соответствии с внутренним генетическим механизмом. Дело в том, что сенсомоторный уровень является основанием развития высших когнитивных функций, тех самых, что обеспечивают интеллектуальный уровень и помогает успешно учиться, что особенно волнует современных родителей и они усиленно готовят своих детей к школе с раннего возраста. Сейчас так популярны именно развивающие центры для детей и невдомек современным родителям, что если ребенок недоползал, то и учиться читать ему будет сложновато. Да, именно такие сложные связи между психическими функциями существуют в человеческой психике. И неспроста нейропсихология, изучающая связь между психическими функциями и отделами мозга, одна из самых сложных наук современности. Все должно случиться вовремя. По мере взросления, на каждом возрастном этапе активируются определенные отделы мозга, если их вовремя и правильно не простимулировать, то позже будут проблемы. В первые три года важен тактильный контакт с ребенком, важно его психоэмоциональное развитие. Родителям нужно знать, что ранее развитие - это активное включение ребенка в быт, когда ребенок с помощью взрослых узнает, как устроен этот мир. Обычного, повседневного, эмоционально насыщенного общения с мамой и папой, достаточно для полноценного раннего развития ребенка. Начинать учить писать, читать хорошо лет с 5-6, когда появляется естественный интерес к этим процессам. Дети, которых начинают учить загодя, отличаются от сверстников в своем возрасте, но к 8 годам все сравниваются, эффект не сохраняется, и учиться на опережение никак не получится. Другая группа методов коррекции проблем детского психического развития— методы двигательной и телесно-ориентированной коррекции. Их путь - воздействие через телесный опыт для формирования психических функций. Отечественная нейропсихология описывает базовые закономерности и принципы развития психической деятельности в онтогенезе. Сенсомоторный уровень — это фундамент становления высших психических функций (ВПФ). Цель МЗО — мозговое развитие. Специально подобранные упражнения оказывают стимулирующее воздействие на мозговые структуры, то есть на так называемый сенсомоторный уровень (этим термином подчеркивается связь между движением и собственно психическими функциями — восприятием, памятью, мышлением, речью) и тем самым обеспечивается психическое и психологическое развитие ребенка. Метод замещающего онтогенеза помогает настроить функционирование структур мозга, так как коррекционный процесс протекает по законам естественного онтогенеза, помогая ребенку восполнить пробелы развития. Программа по МЗО обязательно включает дыхательные, глазодвигательные упражнения, а также «растяжки» и «ползания». Дыхательные упражнения. Правильный ритм дыхания у детей является основой произвольной саморегуляции. Ритмичное дыхание обеспечивает хорошее самочувствие, энергетический тонус, развивает концентрацию внимания. Ритмирование организма через дыхание — основа нейропсихологической коррекции СДВГ (по Сиротюк А.Л.). «Растяжки» — система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. «Растяжки» позволяют скорректировать мышечный тонус, нарушения которого может являться как показателем, так и причиной нарушений психического развития или здоровья ребенка (гипо- или гипертонус). Всем известно такое явление, как ходьба или даже бег "на цыпочках" ребенка раннего возраста. Глазодвигательные функции одна из ранних сенсомоторных функций в онтогенезе (2-4мес). Глазодвигательные упражнения - отслеживание предмета глазами на разных уровнях и направлениях. Выполняются примерно также, как и диагностика у невропатолога, но здесь цель именно тренировка. В норме оба глаза двигаются одновременно и плавно, не соскальзывают с предмета и не отстают друг от друга. Этот блок упражнений очень важен, потому что ядра черепных нервов, управляющих движениями глаз находятся в структурах, которые отвечают энергетическое обеспечение работы мозга. Глаза иногда называют мозгом вынесенным наружу. К моменту рождения ребенка эти структуры должны созреть. В случае их дефицитарности соответственно страдают функции регуляции психического тонуса. Формирование базовых сенсомоторных взаимодействий («Ползание») направлено на формирование координации движений. Включает упражнения на ползание вперед, назад, вправо и влево. С помощью МЗО формируется база для полноценного «включения» психических функций (внимание, память) в овладение школьными знаниями. Таким образом, МЗО или сенсомоторная коррекция - это коррекционно-развивающий комплекс, позволяющий подтянуть запаздывающие в своем развитии функции головного мозга через двигательные упражнения. При внедрении данного метода стоит учитывать, что МЗО, как и любой другой метод, имеет противопоказания, поэтому лучше проконсультироваться со специалистом. Литература. 1. А. В. Семенович. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. — М., 2007: -474с. 2. Симерницкая Э. Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. — М.,1985.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|