|
Нейропсихологическая коррекция и абилитация. Метод замещающего онтогенеза.Автор статьи: Весновский Сергей Викторович
Что такое нейропсихология? Нейропсихология - наука о связи психических процессов (память, внимание, речь, мышление, и т.д.) с работой головного мозга, различных его отделов, с функционированием правого и левого полушария головного мозга. Психические функции не даны ребенку от рождения, они преодолевают длинный путь, начиная с внутриутробного периода. В норме развитие ребенка (онтогенез) должно быть таким: 1. рождение ребёнка, ребёнок проходит родовые пути; 2. ребёнок лежит на спине; 3. переворачивается с боку на бок, на живот; 4. ползает по-пластунски; 5. поднимает руки, упирается; 6. поднимает голову и охватывает пространство; 7. садится; 8. ползает на четвереньках; 9. встаёт, сначала с помощью рук, потом без; 10. начинает ходить сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно. Если ребёнок развивается, не нарушая этой последовательности, правильно пройденные этапы двигательного развития запускают ряд важнейших рефлексов и позволяют ребёнку без искажений воспринимать пространственную сферу. Между тем, в наши дни у детей очень часто наблюдается нарушение законов онтогенеза. Кроме того, часть детей появляются на свет с родовой травмой, с различными диагнозами, а у мам бывает неблагополучное течение беременности.
Как нарушения онтогенеза влияют на психические процессы? Очень часто в наши дни младенцы долго лежат на спине, не переворачиваются с боку на бок. Затем они очень быстро переворачиваются, почти сразу садятся, мало ползают и через очень короткое время встают. Получается, что некоторые этапы ребёнок просто не проходит. Родители радуются, как их дети всё быстро делают. А у детей при этом имеется гипер- или гипотонус, они ходят на мысочках. Такие дети всё время стремятся сбросить это напряжение, но оно сохраняется у них до 8-9 и даже до 12 лет. Зная, как ребёнок прошёл своё двигательное развитие, можно говорить о возможных проблемах Так, с помощью ползания, ребёнок осваивает пространство (научается понимать схему собственного тела; направления «право-лево», «верх-низ»; среду, которая его окружает). А, значит, у него формируются предпосылки для освоения грамматики родного языка - обозначения этих соотношений словами, понимание и употребление предлогов и слов, правильное восприятие сложных речевых конструкций — пространственно-временных, причинно-следственных. Если на это не обращать внимания, возникает целый ряд феноменов. Дело в том, что движения очень тесно связаны с речью – в головном мозге речевые и двигательные зоны находятся рядом. Искажена двигательная сфера — искажается и речевое развитие (возможны дизлексия и дисграфия). Ребёнок может не говорить до 3-х лет, или говорить односложно. Может быть дизартрия (ребёнок не говорит непонятно, невнятно — «каша во рту»). В школе возможна дисграфия. Например, ребенок может писать буквы в их зеркальном отражении, или у него может быть плохой почерк. Если у ребёнка плоха развиты двигательная и речевая сферы, будет страдать и эмоциональное развитие. То что пропущено, не сформировано в младенчестве, само по себе не компенсируется автоматически в более старшем возрасте, а требует специальных и сложных усилий. Как нарушения младенческого возраста сказываются на учебной деятельности школьников? Слагаемых успешного обучения множество. Ребенок может хорошо владеть чтением, счетом, и письмом, но, придя в первый класс, может выясниться, что он испытывает трудности в учебе: не достаточно хорошо запоминает, невнимателен, быстро устает, торопится, не умеет себя перепроверить, испытывает трудности в обобщении, быстром осмыслении материала или не усваивает его на уроке, в то время как дома, в спокойной обстановке, все быстро схватывает. Начальный период обучения в школе, как лакмус выявляет скрытые ранее дефекты. Трудности, возникающие у детей в процессе школьного обучения, без специальной коррекции могут перерасти в хроническую неуспеваемость. Вам следует обратить внимание на своего ребенка, если у него: - проблемы с памятью; - снижение внимания при выполнении задания; - проблемы с усвоением учебного материала; - зеркальное письмо (пишет буквы наоборот); - нет чёткого понимания пространственных представлений («лево – право»); - плохая координация, неуклюжесть; - излишняя активность либо медлительность; - плохо развита мелкая моторика рук (ребенок плохо рисует, пишет); - леворукость; - тики, заикание, навязчивые движения; - отмечаются движения языком или другими частями тела, когда он рисует или пишет; - быстро наступает усталость; - желание заниматься в основном только тем, что интересно; - частые головные боли; - частый плач, проблемы со сном, аппетитом; - проблемы в поведении, в отношении со сверстниками. Если у Вашего ребенка имеются указанные недостатки развития или проблемы, ему рекомендуется пройти нейропсихологическое обследование.
Что такое «нейропсихологическое обследование»? Решить эти и подобные проблемы невозможно без выявления истинных причин данных нарушений. Инструментом для диагностики служит нейропсихологическое обследование. Этот метод позволяет исследовать внимание, память, мышление, речь, пространственные представления, основы саморегуляции; дает возможность родителям увидеть актуальные и потенциальные трудности ребенка и возможности их преодоления. Обследование представляет собой беседу специалиста с ребенком и выполнение ребенком специально разработанных заданий и упражнений. Обследование проводится чаще всего в присутствии родителей и и полезно любому ребенку, особенно детям с указанными сложностями. Автор метода: основоположник нейропсихологии, отечественный учёный А. Р. Лурия. Нейропсихологическое обследование полезно любому ребенку, а особенно - посещающему подготовительную группу детского сада. Обследование - эффективный способ предотвратить многие проблемы в развитии ребенка, трудности в обучении и поведении. По результатам диагностики специалист предоставит индивидуальные рекомендации, определит необходимость дальнейшей коррекционной работы и, при необходимости, предложит пройти Вашему ребенку нейропсихологические коррекционные занятия, направленные на преодоление выявленных проблем.
Чем поможет нейропсихологическая коррекция? Наш мозг очень пластичен, и, примерно до достижения ребенком 12 лет, практически любое недоразвитие или негативное последствие можно уменьшить и скорректировать. Именно в этом и состоит смысл и задачи нейропсихологической коррекции. На занятиях по нейрокоррекции и абилитации ребенок проживает все те этапы, которые он не прошёл в своём развитии (метод замещающего онтогенеза). Нейропсихологическая коррекция включает в себя традиционные и оригинальные нейропсихологические, логопедические и другие методы, телесно-ориентированные, психотерапевтические (арттерапевтические, игровые и другие) технологии. Занятия рассчитаны на детей дошкольного и школьного возраста. Нейропсихологическая коррекция показана детям с: трудностями при обучении в школе, с гиперактивностью, трудностями произвольной саморегуляции, медлительностью, несобранностью, утомляемостью, задержками психического развития, различными нарушениями речи. Результаты нейропсихологической коррекции и абилитации: - активизация энергетического потенциала организма (повышение общей работоспособности) и улучшение всех жизненно важных процессов; - улучшение: - внимания (устойчивости и концентрации); - памяти; - речи; - мышления; - улучшение качества освоения учебного материала; - развитие творческих способностей; - приобретение необходимых социально-поведенческих навыков взаимодействия, благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|