Нейропсихологическое обследование. Что это?

Автор статьи: Геннадий Дашкевич

 

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ: ЧТО ЭТО ? 

Нейропсихологическое обследование Что это



    Каждому родителю важно знать особенности работы мозга своего ребенка. Эти особенности лежат в основе предрасположенности к тому или иному виду деятельности, потенциальным возможностям и творческим способностям. С помощью нейропсихологического обследования, которое определяет, каким образом различные участки мозга (мозговые структуры) участвуют в обеспечении психических функций (речь, восприятие, память, мышление, воображение, пространственные представления и др.) и психофизиологических процессов, связанных с обучением (чтение, письмо, счёт), можно определить не только особенности работы мозга ребёнка, но и выявить причину трудностей в обучении, в общении, задержек психоречевого развития, причём не просто выявить, но и выработать стратегию устранения этих причин. Например, трудности с письмом могут быть вызваны с недостаточной работой стволовых структур мозга, теменных, височных и др. То же самое касается любого психофизиологического процесса. В каждом конкретном случае есть своя причина, и устранять нужно именно её. В этом и заключается огромное преимущество нейропсихологического подхода: в индивидуальном подходе к каждому человеку. 

    Нейропсихологическая диагностика позволяет психологам и родителям решать такие задачи: 

- определять сильные и слабые стороны развития у ребенка; 
- прогнозировать дальнейшее развитие психических функций у ребенка, степень его обучаемости; 
- определять направление развития ребенка с возможной коррекцией программы обучения. 

     Нейропсихологическое обследование - это обследование, включающее в себя оценку самых разных показателей: от наблюдения за вегетативными реакциями, двигательными и поведенческими проявлениями до тестирования конкретных психических функций. Оно подразумевает сбор анамнестических данных, исследование двигательных, тактильных функций, объема зрительной и слухоречевой памяти, речи, участия правой и левой руки. 

    Также исследуются пространственные представления (координатные, структурно-топологические, проекционные). Стратегия, когнитивный стиль личности, который проявляется в контакте с внутренним (телесным) и внешним пространством. Рисунок, копирование, письмо, чтение, речевые функции, интеллектуальные и эмоционально-личностные процессы. Соматогнозис – пространство, существующее в пределах собственного тела, взаимодействие с внешним пространством «от тела». 

    Кроме обследования непосредственно самих высших психических функций (ВПФ): памяти, внимания, мышления и т.д., - большое значение уделяется таким показателям, как гипер- или гипотонус, мышечные зажимы, синкинезии, тики, глазодвигательные функции (конвергенция и амплитуда движения глаз). Пластичность или ригидность в ходе выполнения действия или при переходе одного задания к другому. Истощаемость, утомляемость, колебания внимания и эмоционального фона, вегетативные реакции, аллергии, сбои дыхания, дизритмии, нарушения формулы сна. 

    Наличие этих факторов свидетельствует о препатологическом состоянии подкорковых образований мозга и требует коррекции, поскольку перечисленное отражает уровень непроизвольной саморегуляции человека. Этот уровень во многом жестко генетически запрограммирован, то есть не зависит от воли и желания ребенка. Но именно он во многом определяет, как будут развиваться высшие психические функции. К концу первого года жизни эти структуры мозга достигают своего «взрослого» уровня и становятся точкой опоры для дальнейшего развития. 

    При обследовании учитывают, насколько ребенок склонен к упрощению программы, легко ли переключается от одного действия к другому; выслушивает ли до конца инструкцию или импульсивно берется за выполнение задания, не пытаясь понять, что от него требуется; как часто отвлекается, способен ли внятно сформулировать себе и другим свое действие, оттормозить эмоциональные реакции, проконтролировать эффективность собственной деятельности (например, найти свои ошибки и самостоятельно их исправить). Эти показатели свидетельствуют об уровне сформированности произвольной саморегуляции, то есть отражают степень социализации, в отличие от тех базальных процессов, о которых говорилось выше. 

Задача нейропсихолога - после проведения диагностики объяснить родителям, как особенности обучения и поведения связаны с закономерными процессами индивидуального развития. Нейропсихолог может объяснить, каким образом, например, позднее поднесение к груди, недолгое кормление, гипертонус или факт того, что ребенок не ползал, а сразу встал, повлияло на нынешнюю речь, письмо, чтение ребенка. Как и почему выявленные дефекты приводят к трудностям в обучении, в общении. 

    Это необходимый шаг навстречу коррекционной работе. Он принципиально меняет образ собственного ребенка в картине взрослого. Суть проблемы начинает восприниматься. Только правильная установка родителя совместно с грамотными специалистами приносит щедрые плоды.



     



Просмотров: 377
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Исследование влияния теле-продукции на развитие психических функций ребенка.
  • Отделы мозга и нарушения функций (в помощь нейропсихологу)
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Задачи развития ребенка первого года жизни
  • Особенности развития ребенка 5-6 лет
  • Особенности развития ребенка 4-5 лет
  • Особенности развития ребенка 6-7 лет
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Развитие мозга ребенка
  • Особенности развития и адаптации ребенка претерпевшего травму.
  • Нейропсихологическое обследование ребёнка
  • Зачем нам помнить плохое? Биохимия мозга. Кортизол. Особенности стресс-реакции.
  • Зачем нужно нейропсихологическое обследование
  • Как запреты и полная свобода влияют на развитие мозга ребенка
  • Роль амбивалентности в развитии привязанности и психических функций
  • Особенности работы мозга с ярлыками-терминами
  • Особенности работы по формированию представления схемы собственного тела у детей с ДЦП.
  • Особенности мозга и мышления
  • Нейропсихологическое сопровождение процессов детского развития. «Метод замещающего онтогенеза»
  • Программа содействия гармонизации развития психических процессов детей - сирот. С примерами упражнений.
  • Важность развития внимания у ребенка.
  • Этапы развития ребенка. №2 - Стадия действия, 6-18 месяцев
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • О многомерности развития или почему не стоит сравнивать своего ребенка с другими.
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Показатели развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь