НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ: ЧТО ЭТО ?
Каждому родителю важно знать особенности работы мозга своего ребенка. Эти особенности лежат в основе предрасположенности к тому или иному виду деятельности, потенциальным возможностям и творческим способностям. С помощью нейропсихологического обследования, которое определяет, каким образом различные участки мозга (мозговые структуры) участвуют в обеспечении психических функций (речь, восприятие, память, мышление, воображение, пространственные представления и др.) и психофизиологических процессов, связанных с обучением (чтение, письмо, счёт), можно определить не только особенности работы мозга ребёнка, но и выявить причину трудностей в обучении, в общении, задержек психоречевого развития, причём не просто выявить, но и выработать стратегию устранения этих причин. Например, трудности с письмом могут быть вызваны с недостаточной работой стволовых структур мозга, теменных, височных и др. То же самое касается любого психофизиологического процесса. В каждом конкретном случае есть своя причина, и устранять нужно именно её. В этом и заключается огромное преимущество нейропсихологического подхода: в индивидуальном подходе к каждому человеку.
Нейропсихологическая диагностика позволяет психологам и родителям решать такие задачи:
- определять сильные и слабые стороны развития у ребенка;
- прогнозировать дальнейшее развитие психических функций у ребенка, степень его обучаемости;
- определять направление развития ребенка с возможной коррекцией программы обучения.
Нейропсихологическое обследование - это обследование, включающее в себя оценку самых разных показателей: от наблюдения за вегетативными реакциями, двигательными и поведенческими проявлениями до тестирования конкретных психических функций. Оно подразумевает сбор анамнестических данных, исследование двигательных, тактильных функций, объема зрительной и слухоречевой памяти, речи, участия правой и левой руки.
Также исследуются пространственные представления (координатные, структурно-топологические, проекционные). Стратегия, когнитивный стиль личности, который проявляется в контакте с внутренним (телесным) и внешним пространством. Рисунок, копирование, письмо, чтение, речевые функции, интеллектуальные и эмоционально-личностные процессы. Соматогнозис – пространство, существующее в пределах собственного тела, взаимодействие с внешним пространством «от тела».
Кроме обследования непосредственно самих высших психических функций (ВПФ): памяти, внимания, мышления и т.д., - большое значение уделяется таким показателям, как гипер- или гипотонус, мышечные зажимы, синкинезии, тики, глазодвигательные функции (конвергенция и амплитуда движения глаз). Пластичность или ригидность в ходе выполнения действия или при переходе одного задания к другому. Истощаемость, утомляемость, колебания внимания и эмоционального фона, вегетативные реакции, аллергии, сбои дыхания, дизритмии, нарушения формулы сна.
Наличие этих факторов свидетельствует о препатологическом состоянии подкорковых образований мозга и требует коррекции, поскольку перечисленное отражает уровень непроизвольной саморегуляции человека. Этот уровень во многом жестко генетически запрограммирован, то есть не зависит от воли и желания ребенка. Но именно он во многом определяет, как будут развиваться высшие психические функции. К концу первого года жизни эти структуры мозга достигают своего «взрослого» уровня и становятся точкой опоры для дальнейшего развития.
При обследовании учитывают, насколько ребенок склонен к упрощению программы, легко ли переключается от одного действия к другому; выслушивает ли до конца инструкцию или импульсивно берется за выполнение задания, не пытаясь понять, что от него требуется; как часто отвлекается, способен ли внятно сформулировать себе и другим свое действие, оттормозить эмоциональные реакции, проконтролировать эффективность собственной деятельности (например, найти свои ошибки и самостоятельно их исправить). Эти показатели свидетельствуют об уровне сформированности произвольной саморегуляции, то есть отражают степень социализации, в отличие от тех базальных процессов, о которых говорилось выше.
Задача нейропсихолога - после проведения диагностики объяснить родителям, как особенности обучения и поведения связаны с закономерными процессами индивидуального развития. Нейропсихолог может объяснить, каким образом, например, позднее поднесение к груди, недолгое кормление, гипертонус или факт того, что ребенок не ползал, а сразу встал, повлияло на нынешнюю речь, письмо, чтение ребенка. Как и почему выявленные дефекты приводят к трудностям в обучении, в общении.
Это необходимый шаг навстречу коррекционной работе. Он принципиально меняет образ собственного ребенка в картине взрослого. Суть проблемы начинает восприниматься. Только правильная установка родителя совместно с грамотными специалистами приносит щедрые плоды.